Решение по делу № 33-5977/2015 от 23.10.2015

Судья Маркова Г.Н. Дело № 33-5977/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.

судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.

при секретаре Поповой О.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2015 года дело по апелляционной жалобе Марковой Л.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 августа 2015 года, по которому

исковые требования Марковой Л.С. к ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения представителя ответчика Прудниковой Н.А., судебная коллегия

    

установила:

Маркова Л.С. обратилась в суд с иском к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.

В обоснование заявленного требования указала, что обратилась к ответчику с заявлением с приложением необходимых документов о предоставлении ей в <Дата обезличена> санаторно-курортной путевки как лицу, отнесенному к льготной категории граждан, однако, в нарушение требований законодательства, ответчиком в <Дата обезличена> путевка не предоставлена. С отказом ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение она не согласна.

Истец Маркова Л.С. в судебном заседании на иске настаивала, полагала нарушением ее прав как ... предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в порядке очередности.

Представитель ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми Корепанов С.Н., действующий на основании доверенности от 26 декабря 2014 года, с иском не согласился, указав, что в предоставлении санаторно-курортной путевки на основании поданного заявления истцу отказано не было, путевка будет предоставлена Марковой Л.С. в порядке очередности.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец не согласна с решением суда, просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.

В суде апелляционной инстанции Маркова Л.С., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, участия не приняла, ходатайствовала посредством телефонограммы об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, ввиду ...

Представитель ответчика Прудникова Н.А. доводы жалобы не признала, поддержала доводы письменного возражения на жалобу.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, отклонив ходатайство истца, поскольку доказательств, подтверждающих уважительность причин отсутствия Марковой Л.С. в суде апелляционной инстанции последней не представлено.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми на жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Маркова Л.С. является ... и у нее имеются ... для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

<Дата обезличена> истец обратилась в ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми с заявлением с приложением необходимых документов о предоставлении ей в <Дата обезличена> путевки на санаторно-курортное лечение.

В связи с поступившим заявлением Маркова Л.С. была поставлена ответчиком на учет в существующей очередности на получение путевки на санаторно-курортное лечение по профилю лечения ....

В <Дата обезличена> путевка истцу не предоставлена.

Проанализировав положения Федерального закона от 07.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, и Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, суд пришел к выводу, что права истца непредоставлением ответчиком путевки на санаторно-курортное лечение в <Дата обезличена> нарушены не были, так как обратившись <Дата обезличена> с соответствующим заявлением, Маркова Л.С. продолжает сохранять право на получение указанной льготы в натуральной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством, с учетом очередности регистрации поданного ответчику заявления. В связи с этим суд отказал в удовлетворении заявленного иска Марковой Л.С.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он сделан при правильном применении норм материального права.

Отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки урегулированы Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

В соответствии со ст. 6.1, п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регламентирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 256 (действовавшим на период подачи истцом заявления).

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 (далее – Правила), финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует и подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, приведенной в Определении от 03.04.2014 № 686-О, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 названного Федерального закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, как обоснованно пришел к выводу суд первой инстанции, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Маркова Л.С. на основании поданного заявления с приложением необходимых документов была принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности, в предоставлении услуги ей ответчиком не отказано, следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации поданного ею заявления.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного иска у суда первой инстанции не имелось.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе о недопустимости предоставления путевки на санаторно-курортное лечение в порядке очередности, основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права и подлежат отклонению.

Постановленное по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены верно, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Марковой Л.С. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

33-5977/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Маркова Л.С.
Ответчики
ГУ РО-ФСС РФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И Г
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
29.10.2015Судебное заседание
06.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2015Передано в экспедицию
29.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее