Адм. дело № 2а-1941/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 марта 2019 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Чернове В.А.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Серебряковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары к Управлению Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л :
Прокурор Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с вышеуказанным административным иском в порядке ст.39 КАС РФ. В обоснование иска указано, что прокуратурой дата проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе.
В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе установлен факт размещения в сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайтов с URL-адресом:
------.
На указанном интернет-сайте (странице) указаны конкретные расценки на военный билет. Предлагаются услуги по выявлению непризывных заболеваний, как законно не служить в армии.
Размещенная на сайте информация пропагандирует возможность получения (изготовления) официального документа вопреки установленному порядку его получения в официальном учреждении, демонстрирует возможность совершения уголовно-наказуемых деяний - служебного подлога, коммерческого подкупа, изготовление подложного официального документа, чем подрывает конституционный строй и авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, способствует развитию коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.
Сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтов, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения нелегальных военных билетов, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, при этом, данные сведения не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.
Согласно п.1 ст.10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Военный билет является официальным документом, поскольку дает право гражданину на присвоение ему статуса, военнослужащего, что влечет за собой ряд правовых последствий, включая реализацию предусмотренных законодательством социальных гарантий и мер государственной защиты, а также при прочих условиях освобождает гражданина от обязанности прохождения военной службы по призыву.
Так, статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за подделку документов.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Передача должностным лицам государственных учреждений, государственных органов денежных средств за выдачу подлинных военных билетов, медицинских справок, без наличия к тому законных оснований, фиксирование указанных документов в соответствующих информационных базах и их получение последними может быть квалифицировано как дача/получение взятки, превышение должностных полномочий, коммерческий подкуп, являющийся уголовно наказуемым деянием в силу ст. ст. 290, 291, 286, 204 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц указанная выше информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ. В целях ограничения доступа в сети Интернет необходимо внесение данного сайта в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный истец просит:
Признать размещенную на Интернет - страницах:
------
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца Серебрякова И.А. поддержала исковое заявление по изложенным в иске основаниям.
Привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии представило отзыв на заявление, из которого следует, что в соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность
В соответствии со статьей 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя. Таким образом, целесообразно её применение к данному спору.
В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
На основании вышеизложенного, Управление ходатайствует: рассмотреть административное дело в отсутствии представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии; внести в резолютивную часть судебного решения пункт:
«В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике — Чувашии): 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул.Гладкова, 7б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Обсудив доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст.9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из представленных доказательств следует, что прокуратурой Московского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе.
В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе установлен факт размещения в сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайта с URL-адресом: https://vk.com/kupit_voennyj_bilet, информации с предложением дистанционной продажи документов воинского учета, в том числе военных билетов, без обращения в военные комиссариаты Министерства обороны Российской Федерации.
Информация на данном сайте пропагандирует противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, а именно, подделка военных билетов и, в дальнейшем, их использование. Прочтение информационного материала не представляет какой-либо сложности, к нему имеется свободный доступ, без предварительной регистрации и пароля. Владельцем сайта организована система продажи поддельных военных билетов с целью извлечения прибыли.
Таким образом, размещенная на сайте информация пропагандирует возможность получения (изготовления) официального документа вопреки установленному порядку его получения в официальном учреждении, демонстрирует возможность совершения уголовно-наказуемых деяний - служебного подлога, коммерческого подкупа, изготовление подложного официального документа, чем подрывает конституционный строй и авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, способствует развитию коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.
Сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения нелегальных военных билетов, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, при этом, данные сведения не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Как следует из п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.
В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов: а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников; б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
В силу Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее - военный билет) является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Бланк военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является защищенной полиграфической продукцией уровня "Б".
Военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу.
Записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, документ об образовании, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания).
Внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных настоящим Порядком ведения и хранения военного билета, запрещается.
Размещенная на указанном сайте информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже военных билетов и является рекламой незаконных услуг.
Согласно требованиям п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
Следовательно, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащей сведения о продаже поддельных документов, пропаганду уклонения от установленной законом ответственности путем использования таких документов, а также оправдывающую противоправное поведение.
Кроме того, военный билет является официальным документом, поскольку дает право гражданину на присвоение ему статуса, военнослужащего, что влечет за собой ряд правовых последствий, включая реализацию предусмотренных законодательством социальных гарантий и мер государственной защиты, а также при прочих условиях освобождает гражданина от обязанности прохождения военной службы по призыву.
Так, статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за подделку документов.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Передача должностным лицам государственных учреждений, государственных органов денежных средств за выдачу подлинных военных билетов, медицинских справок, без наличия к тому законных оснований, фиксирование указанных документов в соответствующих информационных базах и их получение последними может быть квалифицировано как дача/получение взятки, превышение должностных полномочий, коммерческий подкуп, являющийся уголовно наказуемым деянием в силу ст. ст. 290, 291, 286, 204 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.
Распространение данной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере здравоохранения, образования, торговли и общественного питания, а также безопасности дорожного движения, о противодействии коррупции, и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи в установленном законом порядке.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц указанная выше информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ. В целях ограничения доступа в сети Интернет необходимо внесение данного сайта в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на указанном в иске интернет-странице размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как эта информация способна побудить заинтересованных лиц получить поддельные официальные документы, что фактически способствует совершению преступлений, тем самым могут повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Предоставление доступа к указанным сайтам противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46,65,175 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Признать информацию о порядке и условиях получения фиктивных документов, размещенную на Интернет – странице: ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Россвязькомнадзор, Китайгородский проезд, д.7, стр.2, г.Москва, 109074), а также в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии (428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул.Гладкова, 7б), для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 01.04.2019