Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2016 года г.Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
Председательствующего Мальцевой О.А.
при секретаре Абрамовой О.А.
с участием прокурора Ефимовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньшикова В.В. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки,
установил:
Меньшиков В.В. обратился в суд к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год. В обоснование заявленных требований указал, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г., в связи с чем, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе путевки на санаторно-курортное лечение. В 2015 году Меньшиков В.В. обратился в фонд социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год с приложением справки о наличии медицинских показаний к санаторно-курортному лечению. Однако путевка в 2015 году истцу предоставлена не была, Меньшиков В.В. поставлен в очередь на ее получение.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика в ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, в котором указывает, что Меньшиков В.В. поставлен в очередь на получение путевки. Внеочередное предоставление Меньшикову В.В. путевки на санаторно-курортное лечение нарушит ст. 17 Конституции РФ, а также права граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, но подавшие соответствие заявления ранее истца.
Выслушав пояснения истца, заключение прокурора о том, что с учетом высказанной Верховным Судом РФ позиции по аналогичным категориям дел и необходимости учета очередности при предоставлении путевок, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Из материалов дела следует, что Меньшиков В.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г., что подтверждается удостоверением серия Р №.
В силу ст.3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статья 6.7 данного Закона гласит о том, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с Главой 2 названного Закона.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года N 862 "Об утверждении Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действий Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" истец имеет право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, установленного статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 названного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 применительно к положениям ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ был утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в Перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития РФ (п. 3.1).
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 3.3).
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы, в свою очередь, не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8).
В соответствии с п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ согласно п. п. 19 - 21 названных Правил распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами.
При этом в п. 3 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.12.2014 № 1211н установлено, что оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение такой путевки.
Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.04.2014 № 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан такими путевками, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Действительно право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ категории граждан, при этом внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих категорий данный Закон не предусматривает.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее получение, но исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Изложенные выводы согласуются с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определениях от 27.07.2015 N 2-КГ15-5 и от 27.07.2015 N 2-КГ15-6.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Меньшиков В.В. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, заявление было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, истец принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь.
Заявление Меньшикова В.В. от 25.12.2014г. учтено на 29.02.2016г. под номером 15292.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных норм права, а также изложенной выше позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, ввиду наличия иных граждан-получателей набора социальных услуг, обратившихся к ответчику с соответствующими заявлениями ранее истца и не обеспеченных путевками на момент рассмотрения судом настоящего дела.
По мнению суда, путевка истцу должна быть предоставлена исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Непредставление путевки в течение года, в котором состоялось обращение, не свидетельствует об отказе в ее предоставлении, и за истцом сохраняется право на ее получение с учетом последовательности, определяемой датой регистрации.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что права истца как гражданина - получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены, а потому оснований для удовлетворения заявленных Меньшиковым В.В. требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Меньшикова В.В. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Мальцева