Решение по делу № 2а-994/2019 ~ М-854/2019 от 25.06.2019

Дело № 2а-994/2019 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2019 года

    Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

судьи Калиной Е.Д.,

при секретаре Галкиной А.А.,

с участием административного истца Денисова Р.В.,

представителей административных ответчиков Четиной О.А., Рычкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар административное дело по административному исковому заявлению Денисова Романа Валерьевича к Призывной комиссии Кудымкарского муниципального района, Военному комиссариату Пермского края о признании решения (заключения) незаконным, возложении обязанности по зачислению в запас и выдаче военного билета,

установил:

Денисов Р.В. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Кудымкарского муниципального района Пермского края о признании решения (заключения) незаконным, возложении обязанности по зачислению в запас и выдаче военного билета. Свои требования мотивирует тем, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате <адрес>, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края. В период с 01.09.2008 года по 30.06.2013 года он обучался в Пермском национальном исследовательском политехническом университете по программе специалитета, а в период с 01.09.2013 года по 30.06.2015 года по программе магистратуры, в связи с чем ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу. Весной 2015 года был вызван на призывную комиссию, по решению которой (протокол от ДД.ММ.ГГГГ года № ) освобожден от призыва на военную службу по пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Летом 2015 года официально трудоустроился в ООО «<данные изъяты>», находящегося по адресу: <адрес>, где работает по настоящее время. О своем трудоустройстве сообщил в военный комиссариат. Данная информация была занесена в его личное дело. Осенью 2015 года вновь вызывался на призывную комиссию, по решению которой (протокол от 03.12.2015 года № 10) освобожден от призыва на военную службу по пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». С момента вынесения последнего решения об освобождении от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста (28.06.2018 года) никаких повесток с требованием явиться в военный комиссариат не получал. Решением призывной комиссии Кудымкарского района от 23.10.2018 года он был признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и зачислен в запас. С решением комиссии должным образом ознакомлен не был, о нем ему стало известно лишь 20.05.2019 года. С данным решением он не согласен. От службы в армии не уклонялся, зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его трудовые права. Просит признать решение призывной комиссии Кудымкарского района от 23.10.2018 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований незаконным, обязать призывную комиссию Кудымкарского района Пермского края рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28, абз 6 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет.

    В судебном заседании административный истец Денисов Р.В. требования поддержал. Дополнил, что на заседании призывной комиссии, состоявшейся 23.10.2018 года, присутствовал лично, решение ему оглашено, но из его содержания он ничего не понял, выписка из протокола ему не вручена, заявление о получении выписки из протокола не писал. Призывная комиссия 23.10.2018 года была не в полном составе. Он приходил в военный комиссариат в ноябре 2018 года с вопросом о его дальнейших действиях, но ему ничего не разъяснили, заявление о получении выписки из протокола также не писал. 29.03.2019 года он написал заявление о выдаче военного билета. 17.05.2019 года им пройдена медицинская комиссия. 20.05.2019 года постановлением военного комиссара он был привлечен к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ. Уважительных причин обжаловать решение призывной комиссии от 23.10.2018 года в течение трех месяцев не имеет. Повестки на мероприятия по призыву он не получал, розыскные мероприятия в отношении него не совершались, он от призыва на военную службу не уклонялся.

    Представители административного ответчика Четина О.А. (председатель Призывной комиссии Кудымкарского муниципального района Пермского края), заинтересованного лица Рычков А.В. (военный комиссар) с требованиями не согласились, пояснили, что нарушений прав Денисова Р.В. не допущено, он присутствовал на заседании призывной комиссии, состоявшейся 23.10.2018 года, решение комиссии ему было оглашено и разъяснено. С заявлением о выдаче выписки из протокола заседания призывной комиссии не обращался. Денисов Р.В. не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Решения призывной комиссии Кудымкарского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении от призыва на военную службу по пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» аннулированы, поскольку он не явился на контрольные медицинские освидетельствования на ВВК ПК. Полагают, что Денисов Р.В. пропустил срок для обжалования заключения призывной комиссии, установленный ст. 219 КАС РФ и п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    Выслушав участвующих в деле лиц, пояснения свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).

В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, подп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения).

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (п. 18 Положения).

Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу п. 1 ст. 5 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

На основании п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

- явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;

- явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

В соответствии со ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п. 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.10.2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Из материалов дела и личного дела призывника установлено, что административный истец Денисов Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Кудымкара, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов с 07.02.2008 года.

В период с 01.09.2008 года по 30.06.2013 года Денисов Р.В. обучался в ФГБОУВПО «<данные изъяты>», по окончании обучения ему присвоена квалификация инженер по специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям), а в период с 01.09.2013 года по 30.06.2015 года по программе магистратуры по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

Материалы личного дела не содержат сведений о том, что Денисову Р.В. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с учебой по очной форме обучения.

Осенью 2014 года Денисов Р.В. явился на мероприятия связанные с призывом на военную службу, однако медицинское освидетельствование до конца не прошел.

Весной 2015 года Денисов Р.В. прошел медицинское освидетельствование, 24.04.2015 года призывной комиссией Кудымкарского муниципального района Пермского края принято решение (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) освободить от призыва на военную службу по пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако в связи с тем, что Денисов Р.В. не явился на контрольное медицинское освидетельствование на ВВК ПК, указанное решение призывной комиссии Пермского края не утверждено.

Осенью 2015 года Денисов Р.В. прошел медицинское освидетельствование, 15.12.2015 года призывной комиссией Кудымкарского муниципального района Пермского края принято решение (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) освободить от призыва на военную службу по пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако в связи с тем, что Денисов Р.В. не явился на контрольное медицинское освидетельствование на ВВК ПК, указанное решение призывной комиссии отменено решением призывной комиссии Пермского края от 31.12.2015 года.

С весны 2016 года по осень 2017 года Денисов Р.В. на мероприятия связанные с призывом на военную службу не являлся, оповестить в установленном законом порядке не представилось возможным, поскольку он отсутствовал по месту регистрации, розыскные мероприятия результатов не дали. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными Администрацией Степановского сельского поселения, обращениями военного комиссариата в МО МВД России «Кудымкарский» об установлении места нахождения Денисова Р.В. и обеспечения его прибытия на мероприятия связанные с призывом на военную службу.

Довод административного истца о том, что сообщения и обращения были составлены позже, чем он ознакомился с личным делом, несостоятелен. Основания не доверять данным документам у суда отсутствуют, документы имеют дату отправки, исходящий номер. Иного истцом в материалы дела не представлено.

28.06.2018 года Денисов Р.В. достиг возраста 27 лет.

23.10.2018 года призывной комиссией Кудымкарского муниципального района Пермского края вынесено решение (протокол № 4-У), которым Денисов Р.В. признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и зачислен в запас (п. 1.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Материалы личного дела призывника Денисова Р.В. позволяли призывной комиссии при вынесении оспариваемого решения определить отсутствие у административного истца законных оснований для не прохождения им военной службы по призыву, поскольку при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, после вступления в силу ФЗ от 02.07.2013 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01.01.2014 года. Какие-либо документы, свидетельствующие об обратном, истцом суду не представлены.

Доводы административного истца о том, что призывная комиссия 23.10.2019 года была не в полном составе, опровергаются выпиской из протокола.

Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

Положениями ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Судом установлено и не оспаривается административным истцом, что Денисов Р.В. лично присутствовал на заседании призывной комиссии, состоявшемся 23.10.2018 года, ему оглашено решение, с заявлением о выдаче выписки из протокола заседания призывной комиссии не обращался. В ноябре 2018 года Денисов Р.В. вновь обращался в военный комиссариат с вопросом о его дальнейших действиях, заявление о получении выписки из протокола также не писал. 29.03.2019 года Денисовым Р.В. было написано заявление о выдаче военного билета. 17.05.2019 года им пройдена медицинская комиссия.

Таким образом, Денисову Р.В. стало известно о принятом призывной комиссией решении в день его принятия, т.е. 23.10.2018 года, с данной даты административный истец никаких действий обжаловать решение призывной комиссии не предпринимал, а с административным иском обратился в суд только 25.06.2019 года, т.е. с пропуском трехмесячного срока.

Причин, препятствовавших своевременному обращению за судебной защитой, связанных с личностью административного истца, состоянием его здоровья или иными заслуживающими внимание обстоятельствами, по делу не установлено.

Доводы административного истца о том, что срок надлежит исчислять с 20.05.2019 года, т.е. когда в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 21.5 КоАП РФ и вынесено постановление, являются несостоятельными, основаны на неправильном понимании действующего законодательства.

Доводы административного истца, что решение призывной комиссии ему было оглашено 23.10.2018 года, но из его содержания он ничего не понял, выписка из протокола ему не вручена, в ноябре 2018 года при его обращении ничего ему не разъяснили, 29.03.2019 года он написал заявление о выдаче военного билета, не могут быть приняты во внимание. Утверждение административного истца о том, что содержание решения призывной комиссии ему не было понятно и ему ничего не разъяснили, опровергаются доводами административного ответчика, и суд расценивает как способ защиты. Порядок выдачи выписки из протокола призывной комиссии предусмотрен п. 6 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вместе с тем Денисов Р.В. с заявлением о выдаче выписки из протокола в военный комиссариат после заседания комиссии не обращался. Факт написания административным истцом 29.03.2019 года заявления о выдаче военного билета и его принятия военным комиссариатом не являются уважительными причинами пропуска срока подачи иска в суд.

То обстоятельство, что в материалах личного дела призывника содержалась информация о месте его фактического пребывания, месте его работы, номер телефона, значения при установлении факта пропуска срока обращения в суд не имеет.

Поскольку в рассматриваемом случае судом не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца призывной комиссий Кудымкарского муниципального района Пермского края решением от 23.10.2018 года, обращение в суд с административным иском последовало за пределами предусмотренного законом срока (3 месяца), а пропуск срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ), суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

    В удовлетворении административного иска Денисова Романа Валерьевича к Призывной комиссии Кудымкарского муниципального района, Военному комиссариату Пермского края о признании решения (заключения) от 23.10.2018 года незаконным, возложении обязанности по зачислению в запас и выдаче военного билета, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято 08 июля 2019 года.

<данные изъяты>

Судья Е.Д. Калина

2а-994/2019 ~ М-854/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Денисов Роман Валерьевич
Ответчики
Призывная комиссия военного комисариата г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края
Другие
Военный комисаариат г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края
Суд
Кудымкарский городской суд
Судья
Калина Елена Дмитриевна
25.06.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.06.2019[Адм.] Передача материалов судье
26.06.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2019[Адм.] Судебное заседание
08.07.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2019[Адм.] Дело оформлено
22.11.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее