Дело № 12-946/2017
Р Е Ш Е Н И Е
29 июня 2017 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Никитенкова Е.В., рассмотрев протест прокурора Усть-Вымского района Республики Коми на постановление государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми №... от ** ** **, которым ... Муниципального бюджетного учреждения «Микуньский городской Дом культуры» Сытник А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми №... от ** ** ** заместитель директора Муниципального бюджетного учреждения «Микуньский городской Дом культуры» Сытник А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ...
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Прокурор в судебном заседании поддержал протест.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Коми (далее – УГАДН по РК Ространснадзора) в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.
Сытник А.В. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч.4 ст. 12.23 КоАП РФ наступает за организованную перевозку группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, и влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно постановлению УГАДН по РК Ространснадзора об административном правонарушении № ... от ** ** **, при проведении внеплановой выездной проверки МБУ «Микуньский ГДК», в соответствии с распоряжением УГАДН по Республике Коми от ** ** ** ..., был установлен факт организованной перевозки группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, а именно: для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло более 10 лет, который не соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, не оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Отсутствует программа маршрута (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»).
В соответствии с п.3, пп. «з» п.4 Правил организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ №1177 для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие программы маршрута.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).
В соответствии с ч.4 ст.20 Федерального закона № 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Пунктом 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7 (далее – Правила), субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Согласно п.27 Правил, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Основные положения), не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния.
В соответствии с п.12 Основных положений, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
Установлено, что ** ** ** старшим следователем Следственного отдела по Усть-Вымскому району СУ СК РФ по Республике Коми возбуждено уголовное дело № ... по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.293 УК РФ (халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Из постановления о привлечении Сытник А.В. в качестве обвиняемой по уголовному делу № ... по ч. 2 ст. 293 УК РФ следует, что ** ** ** Сытник А.В. являясь ... по основной деятельности МБУ «Микуньский ГДК» и исполняющая обязанности ... МБУ «Микуньский ГДК» находящейся в отпуске, являясь тем самым должностным лицом, ответственным за техническое состояние и выпуск транспортного средства, ненадлежаще исполняя свои должностные обязанности, должным образом не осуществляла контроль за организованной перевозкой группы детей, в том числе не достигших двенадцатилетнего возраста, заведомо зная о том, что транспортное средство автобус марки ..., принадлежащий МБУ «Микуньский ГДК», не соответствует требованиям, предъявляемым к автобусам для осуществления организованной перевозки групп детей, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, с целью улучшения показателей работы МБУ «Микуньский ГДК», должна и могла осознавать, что выпуск на линию транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности и не соответствующего требованиям, предъявляемым к автобусам для осуществления организованной перевозки групп детей, может привести к наступлению тяжких последствий при совершение дорожно-транспортного происшествия, самонадеянно рассчитывала, что общественно опасных последствий не наступит, в нарушение требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17.12.20.13 № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами», Правит дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, Приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 № «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», Федерального закона от 10.12.1995 № 1 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения», выпустила на линию транспортное средство автобус марки ..., принадлежащий МБУ «Микуньский ГДК», для осуществления организованной перевозки детей из ..., не соответствующий по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, не допущенный в установленном порядке к участию в дорожном движении, не оснащенный в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, не прошедший предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, не имеющий детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, имеющий неисправности в виде установленной канистры вместо расширительного бачка, а также не работающей застежки на одном из ремней безопасности.
После чего, в вышеуказанное время на ... километре автодороги «...», проходящем на территории ..., водитель управляя вышеуказанным автобусом, в салоне которого находилось ... ... детей, а также сопровождающая, не обеспечил безопасность дорожного движения, пренебрег и нарушил требований п. 1.4, 1.5, 10.1 Правил дорожного движения, совершил дорожно-транспортное происшествие, а именно опрокидывания вышеуказанного автобуса на дорогу.
В результате ДТП ... С.А. получил телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью, другие пассажиры получили легкий вред здоровью, а также вред здоровью средней тяжести.
Из вышеизложенного следует, что привлечение Сытник А.В. одновременно к уголовной и административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения РФ, где дважды учитываются одни и те же признаки объективной стороны состава административного правонарушения и преступления, недопустимо.
Согласно п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в том числе, по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии со ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства.
Судом установлено, что существенные признаки совершенного Сытник А.В. противоправного деяния, квалифицированные по ч.2 ст.293 УК РФ совпадают с признаками, положенными в основу квалификации действий лица при возбуждении дела об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления УГАДН по РК Ространснадзора №... от ** ** ** на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми №... от ** ** ** о привлечении заместителя директора Муниципального бюджетного учреждения «Микуньский городской Дом культуры» Сытник А.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.12.23 КоАП РФ, отменить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по административному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Никитенкова