Дело № 2-2602-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 05 мая 2015 г.
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Зелянина В.А.,
при секретаре Назаровой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Суворовой Натальи Геннадьевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии
установил:
истец Суворова Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области (далее – Учреждение) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что осуществляла педагогическую деятельность в МБОУ «СОШ № 29» с 30 августа 1988 года по настоящее время. 01 декабря 2014 года истец обратилась в Учреждение с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от 17 декабря 2014 года в назначении трудовой пенсии истцу было отказано. Учреждением были зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы истца общей протяженностью 24 года 10 месяцев 15 дней. В специальный стаж работы истца не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 10 дней, а также периоды учебных отпусков общей продолжительностью 02 месяца 06 дней. Истец полагает, что ответчик незаконно исключил данные периоды из стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Просит признать решения Учреждения от 17 декабря 2014 года и 11 февраля 2015 года незаконными, признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 01 декабря 2014 года, обязать ответчика назначить истцу трудовую пенсию по старости с 01 декабря 2014 года.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
В письменном отзыве представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, дополнительно пояснила, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и учебных отпусков не подлежат включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 35 – 37).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом сторонам были разъяснены обстоятельства, которые должна доказать каждая сторона, было предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие их доводы и возражения, а также было разъяснено право заявить ходатайство об истребовании доказательств, которые стороны не могут получить самостоятельно (л.д. 28 – 29, 94 – 95, 98).
Поэтому суд рассматривает настоящее гражданское дело на основании доказательств, представленных сторонами.
Истец работала с 20 августа 1987 года по 29 августа 1988 года учителем начальных классов в МБОУ СОШ № 28, с 30 августа 1988 года по 30 ноября 2014 года в МБОУ СОШ № 29 учителем начальных классов, а также воспитателем, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 55 – 59).
Истец находилась на курсах повышения квалификации с 22 октября 2007 года по 01 ноября 2007 года, что подтверждается справкой, приказом (л.д. 18, 62).
Истцу предоставлялся учебный отпуск в период с 23 января 1995 года по 03 февраля 1995 года и с 06 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года, что подтверждается справкой, приказами (л.д. 62, 64 – 65).
За данные периоды истцу выплачивалась средняя заработная плата, а также уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается справкой (л.д. 63).
01 декабря 2014 года истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (л.д. 50).
По данному заявлению Учреждением 17 декабря 2014 года было принято решение об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием права на пенсию (л.д. 40 – 42).
Ответчик учел специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, за период с 20 августа 1987 года по 30 ноября 2014 года общей продолжительностью 24 года 10 месяцев 05 дней.
Решением от 11 февраля 2015 года (л.д. 88) ответчик включил в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период с 08 апреля 2002 года по 17 апреля 2002 года, и учел за период с 20 августа 1987 года по 30 ноября 2014 года специальный стаж истца общей продолжительностью 24 года 10 месяцев 15 дней.
При этом ответчик не включил в него указанные выше периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусков, что подтверждается данными о страховом стаже (л.д. 43, 90 – 91).
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 19 Федерального закона о 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 1.1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности учителя и воспитателя в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Истец работала с 20 августа 1987 года по 29 августа 1988 года учителем начальных классов в МБОУ СОШ № 28, с 30 августа 1988 года по 30 ноября 2014 года в МБОУ СОШ № 29 учителем начальных классов, а также воспитателем. Данная работа истца в соответствии с п. 1.1 Списка относится к работе в должности учителя и воспитателя в школе и подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за исключением периодов, предусмотренных законодательством РФ.
Истец находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы с 22 октября 2007 года по 01 ноября 2007 года (10 дней). За указанные периоды за истца уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Ответчик не ссылается на неуплату страховых взносов за периоды обучения истца на курсах повышения квалификации, доказательств неуплаты страховых взносов в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил, поэтому суд считает данные обстоятельства установленными.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 2 указанных Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период обучения истца на курсах повышения квалификации с 22 октября 2007 года по 01 ноября 2007 года (10 дней) подлежит включению в стаж работы истца, дающей право на досрочно назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Отказ Учреждения истцу во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения истца на курсах повышения квалификации является незаконным.
В учебных отпусках с сохранением средней заработной платы истец находилась в периоды с 23 января 1995 года по 03 февраля 1995 года (11 дней) и с 06 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года (01 месяц 25 дней).
В соответствии со ст. 198 КЗоТ РФ студентам, успешно обучающимся в заочных высших учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на первом и втором курсах - 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах - 40 календарных дней. Студентам заочных высших учебных заведений на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) предоставляется отпуск продолжительностью в 4 месяца. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из указанных норм законодательства с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 19 августа 2011 года № 25-В11-2, следует, что периоды учебных отпусков, предоставленных работнику, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Истец обучалась в 1988 – 1995 годах в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имевшего государственную аккредитацию, что подтверждается дипломом (л.д. 67). При нахождении истца в указанном периоде в учебных отпусках ей выплачивалась средняя заработная плата, что подтверждается справкой (л.д. 63), а также уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Ответчик не ссылается на неуплату страховых взносов за периоды нахождения истца в учебных отпусках, доказательств неуплаты страховых взносов в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил, поэтому суд считает данные обстоятельства установленными.
Поэтому периоды нахождения истца в учебных отпусках с 23 января 1995 года по 03 февраля 1995 года (11 дней) и с 06 марта 1995 года по 30 апреля 1995 года (1 месяц 25 дней), подлежат включению в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Следовательно, отказ Учреждения истцу во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца в учебных отпусках является незаконным.
Ответчиком установлено, что специальный стаж истца, учтенный для досрочного назначения трудовой пенсии, составил на 30 ноября 2014 года 24 года 10 месяцев 15 дней. При этом ответчиком незаконно не включены в специальный стаж истца по состоянию на 30 ноября 2014 года периоды обучения на курсах повышения квалификации и периоды учебных отпусков общей продолжительностью 2 месяца 16 дней (11 дней + 1 месяц 25 дней + 10 дней = 2 месяца 16 дней).
Таким образом, специальный стаж истца, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, на 30 ноября 2014 года составил 25 лет 1 месяц и 1 день (24 года 10 месяцев 15 дней + 2 месяца 16 дней = 25 лет 1 месяц 1 день), что соответствует установленному пенсионным законодательством размеру.
Истец обратилась в Учреждение с заявлением о назначении ей пенсии и представила необходимые документы 01 декабря 2014 года, что подтверждается распиской и ответом Учреждения (л.д. 50, 87).
По данному заявлению Учреждением 17 декабря 2014 года было принято решение об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием права на пенсию (л.д. 40 – 42), которое не соответствует закону и нарушает права истца на получение пенсии.
Поэтому суд приходит к выводу, что с 01 декабря 2014 года, дня обращения в Учреждение, истец приобрела право на назначение трудовой пенсии.
Суд не принимает как не основанные на законе доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для назначения истцу трудовой пенсии, т.к. они основаны на неверном толковании правовых норм
На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования истца: признает незаконным решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии от 17 декабря 2014 года № 51/16, признает за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 01 декабря 2014 года и обязывает ответчика назначить истцу трудовую пенсию по старости с 01 декабря 2014 года.
Также истец просит признать незаконным решение ответчика от 11 февраля 2015 года, которым в специальный стаж истца включен период работы с 08 апреля 2002 года по 17 апреля 2002 года, а решение от 17 декабря 2014 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии было оставлено в силе (л.д. 88).
Суд полагает, что само по себе данное решение ответчика не нарушает права и законные интересы истца, т.к. решение об отказе истцу в досрочном назначении трудовой пенсии было принято ответчиком ранее – 17 декабря 2014 года.
На основании изложенного суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ответчика от 11 февраля 2015 года № 6/8.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Суворовой Натальи Геннадьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области от 17 декабря 2014 года № 51/16 об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Суворовой Наталье Геннадьевне.
Признать за Суворовой Натальей Геннадьевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 01 декабря 2014 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить Суворовой Наталье Геннадьевне трудовую пенсию по старости с 01 декабря 2014 года.
В удовлетворении исковых требований Суворовой Натальи Геннадьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании незаконным решения от 11 февраля 2015 года № 6/8 отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области в пользу Суворовой Натальи Геннадьевны в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Зелянин В.А.