Дело № 3-139/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 13 мая 2015 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Воробьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соколова В.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Соколов В.А. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – мастерские по изготовлению памятников и оград с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости ... рублей.
Заявление обосновано следующим: Соколов В.А. является арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия арендодателя земельного участка от имени Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля осуществляет МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля». В соответствии с условиями договора аренды арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и был включен в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. В соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей. Соколовым В.А. произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО «...» № рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ... рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса РФ и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель Соколова В.А. по доверенности Бузаджи М.Н. заявление поддержала.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, Управления Росреестра по Ярославской области, ФГБУ «ФКП-Росреестра» по Ярославской области, Правительства Ярославской области, Управления земельных ресурсов мэрии г.Ярославля, МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на заявление Соколова В.А., в которых указало на то, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по данному заявлению, также указало, что земельный участок с кадастровым номером № был включен в перечень объектов, подлежащих Государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Ярославской области.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ярославской области также представило отзыв, в котором в удовлетворении заявленных требований, предъявленных к органу кадастрового учета, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости просило отказать.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Лосева О.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ возражала в удовлетворении заявления Соколова В.А., оспаривая достоверность представленных им в подтверждение своих требований отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и экспертизы данного отчета.
Заслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление Соколова В.А. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Соколов В.А. является арендатором земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – мастерские по изготовлению памятников и оград с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>. Арендодателем является Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель Соколов В.А. в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что кадастровая стоимость арендуемого заявителем земельного участка установлена постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п и составляет ... рублей.
Кадастровая стоимость определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка арендуемого заявителем. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка составляет ... рубля.
Соколовым В.А. в обоснование своей позиции также представлено экспертное заключение, выполненное ЗАО «...» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и может быть использован для определения рыночной стоимости указанного земельного участка.
В связи с возражениями представителя Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, Соколовым В.А. представлено дополнительное Экспертное заключение, подготовленное экспертом ЗАО «...» ДД.ММ.ГГГГ, в котором допущенные в заключении от ДД.ММ.ГГГГ неточности были устранены.
Доводы заинтересованного лица – Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о недостоверности представленного заявителем отчета суд полагает необоснованными.
В возражениях представитель Департамента указывал на неактуальность приложенного к отчету кадастрового паспорта земельного участка и неучет отдельных его характеристик при определении стоимости земельного участка.
К отчету об оценке в качестве приложений приобщен кадастровый паспорт земельного участка – объекта оценки. Из данного документа видно, что земельный участок имеет разрешенное использование – для завершения строительства складской базы с инженерными коммуникациями. Кроме того, паспорт содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере ... рублей.
Указанные сведения не соответствуют современным характеристикам оцениваемого земельного участка.
Вместе с тем, суд полагает, что данный факт не повлиял на верность произведенной оценки, как на это указывает в отзыве и в судебном заседании заинтересованное лицо.
Из отчета видно, что при описании объекта оценки, его сопоставлении с объектами – аналогами, оценщик приводит и учитывает его функциональное назначение в соответствии с тем, которое имело место на дату оценки – «мастерские по изготовлению памятников и оград с инженерными коммуникациями».
Сведения о размере кадастровой стоимости при производстве оценки специалистом не использовались и не применялись.
Обеспеченность объекта оценки инженерными коммуникациями учитывалась оценщиком при производстве оценки.
В то же время наличие на земельном участке ограждения и охраны, а также капитального строения на определение рыночной стоимости земельного участка не влияют, поскольку при проведении оценки сравнительным подходом, методом сравнения продаж данные обстоятельства, как не относящиеся непосредственно к характеристикам земельного участка, не подлежат учету.
Данный вывод основан на Методических рекомендациях по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, в котором приведены наиболее важные факторы стоимости и характеристики сделок с земельными участками, учитываемые оценщиком как элементы сравнения при применении метода сравнения продаж.
На основании изложенного, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка заявителя в размере ... рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что заявление Соколова В.А. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Соколова В.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – мастерские по изготовлению памятников и оград с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>., в размере его рыночной стоимости ... рублей.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере ... рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю.Щеголькова