№ 2-2535/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2018 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Царева В.М.
при секретаре Славцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Неопределенного круга лиц к ИП Наумовой Ю.А., Садаковой Е.Г. о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Минусинский городской суд с иском к ИП Наумовой Ю.А., Садаковой Е.Г. о понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка по факту организации ИП Наумовой Ю.А. деятельности по выполнению шиномонтажных работ. В ходе проверки было установлено следующее. Деятельность по оказанию услуг шиномонтажа ИП Наумова Ю.А. осуществляет на земельных участках с кадастровыми номерами №, № (согласно свидетельствам о государственной регистрации), фактически в нежилом помещении, расположенном на № км + № м автодороги № (Енисей), между жилыми домами № и № по <адрес>. Указанные помещения заняты предпринимателем на основании договора безвозмездного пользования недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Наумовой Ю.А. и Садаковой Е.Г. В соответствии с договором безвозмездного пользования Садакова Е.Г. передала Наумовой Ю.А. во временное пользование недвижимое имущество: нежилое здание - помещений № общей площадью № кв.м., а так же помещений Г1 площадью № кв.м, расположенное по адресу: Россия, <адрес> для использования его в предпринимательских целях – шиномонтажная мастерская. Проверкой установлено, что в границе менее 50 метров от шиномонтажной мастерской, между жилыми домами № и № по <адрес> находятся вышеуказанные жилые дома, а так же <адрес> и другие. К видам негативного воздействия, которое оказывается от деятельности шиномонтажной мастерской относятся: нарушение спокойствия и тишины граждан в связи с осуществлением шиномонтажной деятельности в вечернее и ночное время суток, а также производится негативное воздействие на среду обитания и здоровья человека. В результате деятельности ИП Наумовой Ю.А., выражающейся, в оказании услуг шиномонтажа по названному адресу вблизи жилых домов нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, подобные действия создают угрозу здоровью и экологическому благополучию населения, проживающего на территории <адрес>, т.е. неопределенного круга лиц, деятельность ИП Наумовой Ю.А. по осуществлению шиномонтажных работ на указанных земельных участках является незаконной. Каких-либо доказательств о необходимости обоснования размещения шиномонтажной мастерской в условиях сложившейся градостроительной ситуации, с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения) ИП Наумовой Ю.А. не представлено. Просит суд, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Индивидуального предпринимателя Наумову Ю.А. прекратить деятельность по выполнению шиномонтажных работ на земельных участках с кадастровыми номерами № по <адрес> № по <адрес>, запретить Садаковой Е.Г. предоставлять третьим лицам нежилые помещения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № по <адрес>, № по <адрес> для осуществления деятельности по оказанию шиномонтажных услуг на любых условиях.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Наумова Ю.А., Представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласились.
Представили письменные возражения, согласно которых указали следующее.
Доводы истца о том, что оказывается негативное воздействие голословны, не подтверждены надлежащими, допустимыми доказательствами, которые в том числе относились бы к рассматриваемому требованию и его основанию в части нарушения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, до ее внешней границы в заданном направлении. Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Для иных объектов данный проект не обязателен. Пунктом 5 класса 5 подразделом 7.1.12 названного документа станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ) отнесены к объектам V класса опасности, для которых установлена санитарно-защитная зона в 50 метров. Указанная норма не является императивной для производств 5 класса опасности. Согласно пункту 4.5 СанПиН размер санитарно-защитной зоны для объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух по ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий 3, 4, 5 классов опасности по данным натуральных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха. Из системного анализа указанных взаимосвязанных и взаимообусловленных норм, следует, что размер санитарно-защитной зоны при ее установлении для конкретного объекта 5 класса опасности может не совпадать с размером нормативной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны, в том числе может быть меньше, в зависимости от состояния загрязнения атмосферного воздуха. При этом критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границы и за ее пределами ПДК загрязняющих веществ для атмосферного воздуха. Что также согласуется и с сами назначением СанПина и области его применения, так согласно пункта 1.2. СанПиНа требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Ответчик Наумова Ю.А., строительство данного помещения не осуществляе, как и не осуществляет его реконструкцию, данное помещение введено в эксплуатацию в 2001 году, согласно экспликации к техническому паспорту, (до принятия СанПин). При этом согласно положениями пункта 1.2. СанПиНа источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. Данное требование прямо отражено в соответствующем СанПиНе, так в пункте 2.3. указано, что критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) ПДУ (предельно допустимых уровней) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест. При этом в пункте 2.12 СанПиНа указано, что лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. В материалы дела не представлено ни одного лабораторного испытания атмосферного воздуха либо почвы за пределами территории шиномонтажной мастерской, в том числе на заявленных участках №, № по <адрес>, а также <адрес>, и <адрес>, которые был подтверждали бы факт наличия превышения в атмосферном воздухе или почве ПДК или ПДУ. Поскольку ПДК загрязняющих веществ для атмосферного воздуха и содержание нефтепродуктов в почве в пределах нахождения станции технического обслуживания не установлено, само по себе уменьшение размера санитарно-защитной зоны, в силу вышеприведенных норм, (отсутствие обязанности разработки проекта, право на уменьшение зоны в соответствии с пунктом 4.5. СанПиНа) не свидетельствует о нарушении ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Более того, данное помещение, в принципе не может подвергаться нормированию в рамках заявленного СанПиНа. Так, здание шиномнотажной мастерской рассчитано на одно машиноместо, не позволяет размещать, одновременно обслуживать 5 и более транспортных средств. На прилегающей территории расположен магазин, кафе, данные объекты не являются объектами пользования ответчика Наумовой Ю.А., следовательно, она не может нести ответственность за размещение на прилегающей территории ТС, попутно заезжающих в магазин, кафе. Довод истца о том что, деятельность станции технического обслуживания нарушает права граждан в виду шума и работы в вечернее и ночное время, ни чем не подтвержден и ни чем не мотивирован. Так шиномонтажная мастерская работает с 08 часов утра до 20 часов 00 минут вечера, в ночное время пункт шиномонтажа вообще не работает. При этом, допустимые уровни шума от внешних источников в помещениях устанавливаются при условии обеспечения нормативной вентиляцией помещений (для жилых помещений, палат, классов - при открытых форточках, фрамугах, узких створках окон). Каких-либо доказательств нарушения прав граждан в заявленных жилых домах, №, № по <адрес>, а также <адрес>, и <адрес>, истцом не представлено.
Ответчик Садакова Е.Г., Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в силу ст. 116-119 ГПК РФ, причины неявки не сообщили, в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в их отсутствие.
Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном Интернет-сайте Минусинского городского суда - http://minusa.krk.sudrf.ru/.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 ЗК РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются одним из оснований ограничения прав на землю.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, оказывающими воздействие на среду обитания и здоровье человека. Указанные зоны разрабатываются с учетом требований санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденных применительно к различным видам промышленных объектов, производств Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.В силу положений ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу положений ст. 24 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с Законом N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория (санитарно-защитная зона и зона санитарных разрывов) с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению данные зоны являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Согласно п.2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ИП Наумова Ю.А. осуществляет деятельность по оказанию услуг шиномонтажа, в нежилом помещении, расположенном на № км + № м автодороги № (Енисей), между жилыми домами № и № по <адрес>.
Помещения и земельные участки по <адрес>, принадлежат на праве собственности Садаковой Е.Г.(л.д.12-13).
Помещения заняты предпринимателем на основании договора безвозмездного пользования недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Наумовой Ю.А. и Садаковой Е.Г. (л.д.18-19) в соответствии с которым Садакова Е.Г. передала Наумовой Ю.А. во временное пользование недвижимое имущество: нежилое здание - помещений № общей площадью № кв.м., а так же помещений Г1 площадью № кв.м., для использования его в предпринимательских целях – шиномонтажная мастерская.
Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В силу п.7.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ), относятся к промышленным объектам и производствам V класса, для которых санитарно-защитная зона составляет 50 метров.
Указанная норма не является императивной для производств 5 класса опасности.
Согласно пункту 4.5 СанПиН размер санитарно-защитной зоны для объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух по ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий 1 и 2 класса опасности и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств 3, 4, 5 классов опасности по данным натуральных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха.
Из системного анализа указанных взаимосвязанных и взаимообусловленных норм, следует, что размер санитарно-защитной зоны при ее установлении для конкретного объекта 5 класса опасности может не совпадать с размером нормативной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны, в том числе может быть меньше, в зависимости от состояния загрязнения атмосферного воздуха.
При этом критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границы и за ее пределами ПДК загрязняющих веществ для атмосферного воздуха.
Статьей 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает установление санитарно-защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, в том числе правил, которыми предусмотрено установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, санитарно-защитной зоны.
Требования об установлении таких зон закреплены в упомянутых выше СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.1.6.1032-01.
Указанные санитарные правила и нормативы разработаны с целью обеспечения безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к предприятиям и иным объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, за счет установления вокруг таких объектов специальной территории с особым режимом использования (санитарно-защитной зоны), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требования, Истцом в материалы дела не представлено доказательств в обоснование заявленных исковых требований, не представлено доказательств негативного воздействия от шиномонтажной мастерской, не представлено доказательств шумового воздействия в зоне шиномонтажной мастерской, поскольку каких либо лабораторный измерений ни в ходе прокурорской проверки, ни в последующем не проводилось. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске и Минусинском районе также не представлено доказательств проведения лабораторных исследований.
Ходатайств о назначении соответствующей судебной экспертизы в судебном заседании не заявлялось.
Доводы прокурора на не соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям и нарушением прав жильцов на безопасное проживание в жилых помещениях ничем не подтверждены.
При этом суд полагает, что проведение лабораторных исследований в данном споре является необходимым условием вынесения законного и обоснованного судебного акта, поскольку критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границы и за ее пределами ПДК загрязняющих веществ для атмосферного воздуха.
Само по себе уменьшение размера санитарно-защитной зоны, в силу вышеприведенных норм, не свидетельствует о нарушении ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Неопределенного круга лиц к ИП Наумовой Ю.А., Садаковой Е.Г. о понуждении Индивидуального предпринимателя Наумову Ю.А. прекратить деятельность по выполнению шиномонтажных работ на земельных участках с кадастровыми номерами № по <адрес>, № по <адрес>, и запрете Садаковой Е.Г. предоставлять третьим лицам нежилые помещения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № по <адрес>, № по <адрес> для осуществления деятельности по оказанию шиномонтажных услуг на любых условиях – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 октября 2018 года.
Председательствующий: В.М. Царев