Дело № 33-648
Судья Селютина С.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2018 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Кустовой И.Ю., Никитиной Т.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации Большесосновского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 01 ноября 2017 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации Большесосновского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки в с. Баклуши на расстоянии 10 метров от центральной дороги (9 км. трассы с. Большая Соснова - с. Баклуши) по направлению с. Петропавловск.
Обязать администрацию Большесосновского сельского поселения, администрацию Большесосновского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов в с. Баклуши на расстоянии 10 метров от центральной дороги (9 км трассы с. Большая Соснова - с. Баклуши) по направлении с. Петропавловск в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя администрации Большесосновского сельского поселения Конько Н.Р., представителя администрации Большесосновского муниципального района Архиповой Е.С., поддержавших апелляционные жалобы, возражения на апелляционные жалобы прокурора Кузнецовой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большесосновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесосновского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района об оспаривании бездействия по ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в с. Баклуши на расстоянии 10 метров от центральной дороги (9 км. трассы с. Большая Соснова - с. Баклуши) по направлении с. Петропавловск в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах ответчики, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В апелляционной жалобе администрация Большесосновского муниципального района ссылается на обстоятельство того, что спорная несанкционированная свалка находится в границах сельского поселения и в его ведении, а потому администрация поселения и является надлежащим ответчиком по делу. В оспариваемом решении суд не дал правовой оценки предмету спора с учетом норм действующего законодательства, в силу которых участие в организации ликвидации свалки относится к вопросам местного значения, муниципальным районом данные полномочия осуществляется на территории вне границ поселений, т.е. на межселенной территории.
В апелляционной жалобе администрация Большесосновского сельского поселения указывает, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к компетенции Пермского края. На сегодняшний день не определен региональный оператор, в связи с чем органы государственной власти субъекта должны заключить соглашение с органами местного самоуправления о передаче полномочий по организации данной деятельности. Спорная свалка в 1997г. была оформлена как объект для размещения отходов хозяйственно-бытовых с ведомственной принадлежностью Баклушинской сельской администрации, являющейся в то время подразделением администрации Большесосновского района. Денежных средств на ликвидацию свалки подобных объемов у сельского поселения в бюджете нет. На лицо экономический спор, который должен рассматриваться с участием представителей Пермского края в качестве соответчиков в Арбитражном суде Пермского края.
В возражениях Правительство Пермского края просит отклонить апелляционные жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в с. Баклуши на расстоянии 10 м от центральной дороги (9 км трассы с. Большая Соснова - с. Баклуши) по направлению с. Петропавловск Большесосновского сельского поселения находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи).
Пунктом 12 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями закреплено решение вопросов по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения содержаться в Уставе Большесосновского сельского поселения Пермского края.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п.2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 2 Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов № СП 2.1.7.1038-01, несанкционированные свалки подлежат ликвидации. Органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует вывод о том, что к полномочиям сельского поселения и муниципального района как органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки, а потому доводы апелляционных жалоб об обратном, не могут быть приняты во внимание судебной коллегий, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В судебном заседании установлено, что на территории Большесосновского сельского поселения в с. Баклуши имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, каких-либо действий, направленных на ликвидацию свалки ответчиками не принимается, что свидетельствует о допущенном органами местного самоуправления незаконном бездействии и нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы представителей ответчиков о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возложена на субъект РФ, в данном случае Пермский край, которое обязано в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами определить регионального оператора, а также профинансировать ликвидацию несанкционированной свалки, правомерно отклонены судом как несостоятельные, поскольку Федеральном законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на регионального оператора не возложена.
Доказательств того, что спорная свалка является санкционированной материалы дела не содержат, в связи с чем ссылка в апелляционной жалобе администрации сельского поселения на данное обстоятельство, подлежит отклонению.
Довод жалобы о том, что имеет место экономический спор, который подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде, является несостоятельным.
В данном случае спорные правоотношения возникли в сфере исполнения администрацией сельского поселения и администрацией муниципального района возложенных на них законодательством публичных полномочий, в связи с чем спор не связан с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, а потому подведомственен суду общей юрисдикции.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом того, что на административных ответчиков действующим законодательством возложена обязанность по участию в организации работ по очистке от бытовых отходов соответствующих территории, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, а также установить срок его исполнения - 6 месяцев, поскольку организация деятельности по ликвидации свалки требует временных затрат и соответствующего бюджетного финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большесосновского районного суда Пермского края от 01 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Большесосновского муниципального района, администрации Большесосновского сельского поселения – без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Большесосновского районного суда Пермского края от 01 ноября 2017 года, изложив абзацы 1 и 2 в следующей редакции.
Признать незаконным бездействие администрации Большесосновского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района по организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в с. Баклуши на расстоянии 10 метров от центральной дороги (9 км трассы с. Большая Соснова-с. Баклуши) по направлению с. Петропавловск.
Обязать администрацию Большесосновского сельского поселения, администрацию Большесосновского муниципального района принять участие в организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в с. Баклуши на расстоянии 10 метров от центральной дороги (9 км трассы с. Большая Соснова-с. Баклуши) по направлению с. Петропавловск в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи