РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года г. Усть-Илимск Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шейко Т.М.,
при секретаре судебного заседания Краевой Т.К.,
в присутствии истцов Валдаевой Е.В., Пановой Т.В., Якушевой Р.Н., представителя ответчика ООО «Тайм» Филиппова Э.А., действующего на основании доверенности с полным объемом процессуальных прав, в отсутствие представителя третьего лица ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница»
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-396/2018 по иску Валдаевой Елизаветы Васильевны, Пановой Татьяны Васильевны, Якушевой Раисы Николаевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Тайм» о взыскании сумм по договору, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истцы указали, что 01.08.2017 между ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» и ООО «Тайм» был заключен государственный контракт на выполнение работ по текущему ремонту помещений Железнодорожной врачебной амбулатории. Ответчик предложил им выполнить работы, указанные в сметном расчете, за исключением облицовочных работ. За выполненные работы ответчик оплатил истцам сумму в размере 125 000 рублей, от уплаты остальной суммы отказался, указав на недостатки в выполненных работах. С учетом уточнений, просят взыскать с ответчика оставшуюся сумму, обещанную им за выполнение работ по договору субподряда, в размере 156 932 рублей, в том числе в пользу Валдаевой Е.В. –60 770 рублей, в пользу Якушевой Р.Н.- 52662 рублей, в пользу Пановой Т.В. - 43 500 рублей, компенсировать моральный вред по 10000 рублей каждой, за перенесенные нравственные страдания.
В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования в полном объеме. Дополнительно указали, что письменный договор между ними и ответчиком заключен не был по причине отказа ответчика, все условия по договору ими были согласованы в устной форме в присутствии свидетелей. Считают, что между ними и ответчиком был заключен договор субподряда на выполнение штукатурно-малярных работ, которые они выполнили в полном объеме. Ответчиком была обещана оплата по договору в размере 282 223,25 рублей, однако было выплачено только 125 000 рублей.
Представитель ответчика ООО «Тайм» Филиппов Э.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что между ООО «Тайм» и ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» был заключен контракт по текущему ремонту помещений Железнодорожной амбулатории. В свою очередь ответчик пригласил для выполнения штукатурно- малярных работ истцов. Полагает, что между сторонами фактически сложились отношения из договора субподряда. Перечень, объем работ, подлежащих выполнению истцами, был установлен в смете, выданной им, а также согласован с истцами в устной форме, так же как и сроки выполнения работ. Не оспаривал срок произведенных работ и их выполнение, однако указал, что изначально была договоренность на общую сумму оплаты произведенных работ в размере 125 000 рублей, которая истцам была выплачена, что ими и не оспаривалось. У ответчика имелись претензии только к качеству выполненных работ, однако документально это нигде не было зафиксировано, объект принят. Полагает, что требования истцов не обоснованы.
В судебное заседание представитель третьего лица ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» не явился, извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, свидетелей приходит к следующему.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).
В силу положений статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно контракту ******* от *******, заключенному между ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» (далее заказчик) и ООО «Тайм» (далее подрядчик), подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по текущему ремонту помещений Железнодорожной врачебной амбулатории, в соответствии с техническим заданием, а заказчик обязуется принять и оплатить выполнение работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Место выполнения работ: ******* Срок выполнения работ 30 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно акту о приемке выполненных работ от *******, заказчиком приняты у подрядчика работу по локальному ресурсному сметному расчету *******, в том числе и малярно-штукатурные работы.
Истцами, в обоснование заявленных требований представлен аналогичный локально-ресурсный сметный расчет, выданный им стороной ответчика, для проведения истцами малярно-штукатурных работ на объекте ответчика в объеме и перечне, установленном в нем, что стороной ответчика не оспаривалось.
Как следует из вышеуказанного сметного расчета № ******* сметная стоимость строительных работ составила -1286,519 рублей, средства на оплату труда -378 758,00 рублей, в том числе: п.9- разборка облицовки стен из керамических глазурированных плиток -10054,11 рублей, п.10- гладкая облицовка стен, столбов, пилястр и откосов с установкой плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей по кирпичу и бетону-86 480,64 рублей.
Таким образом, установлено, что штукатурно-малярные работы на спорном объекте, за исключением облицовочных работ, составляли 282 223,30 рублей.
Истцы признают, а ответчиком не оспаривается, что последним были оплачены услуги истцов на общую сумму 125 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства допрошенные свидетели указали, что все работы, перечисленные в данном сметном расчете, кроме указанных в пункте 9 и 10, выполнены истцами. Иных штукатуров –маляров на объекте не было. Также свидетель Стрекаловская Ф.П. дополнительно указала, что неоднократно разговаривала с представителем ответчика по поводу не оплаты работ, произведенных истцами. Данный факт им не отрицался.
Стороной ответчика доказательств иного, в судебное заседание, представлено не было.
В силу ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
С доводами представителя ответчика о незаключенности договора субподряда, в связи с отсутствием согласования по существенным условиям договора, суд не может согласиться исходя из следующего.
В случае наличия спора о заключенности договора суд должен оценивать обстоятельства и доказательства в их совокупности и взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательства, а также исходя из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требования гражданского законодательства об определении предмета по договору строительного субподряда как существенного условия этого договора установлены с целью недопущения неопределенности в правоотношениях сторон. Однако если субподрядчик выполнил работы, а заказчик их принял, то неопределенность в отношении предмета договора отсутствует. Если стороны не согласовали какое-либо условие договора, относящееся к существенным, но затем совместными действиями по исполнению договора и его принятию устранили необходимость согласования такого условия, то договор считается заключенным.
В судебном заседании представитель ответчика дал пояснения о том, что перечень ремонтных работ, объем и срок их выполнения, были согласованы с истцами в устной форме. После выполнения истцами работ, стороной ответчика они были приняты, не отрицал факт того, что между сторонами сложились отношения по договору субподряда, а также фактическую работу субподрядчика на строительном объекте.
Таким образом, факт выполнения штукатурно-малярных работ в определенном в сметном расчете объеме и на всю сумму, указанную в нем в части касающейся штукатурно-малярных работ, а также наличия у ответчика перед истцами задолженности по гражданско-правовому договору установлен.
Доводы представителя ответчика о претензиях к качеству выполненных истцами работ не могут служить основанием для признания договора незаключенным и для отказа в удовлетворении требований, так как взыскание стоимости выполненных работ не препятствует ответчику заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ с одновременным представлением доказательств обоснованности этих возражений.
Разрешая вопрос о стоимости работ, оказанных ответчику истцами, суд принимает во внимание показания свидетеля Тереховой Е.И., указавшей, что она присутствовала при согласовании между сторонами оплаты стоимости работы истцов. Как было указано представителем ООО «Тайм» в ее присутствии, оплата услуг истцов составляла сумму указанную в смете в графе «средства на оплату труда» за вычетом облицовочных работ, что составило 282 223,30 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, о заключенности договора, поскольку все существенные условия были согласованы между сторонами, при этом суд учитывает, что если стороны не согласовали какое-либо условие договора, относящееся к существенному, но затем своими действиями по исполнению договора и его принятию фактически выполнили такое условие, то договор считается заключенным.
Сдача результата работ лицом, выполнившим их в отсутствие договора, и его принятие лицом, для которого эти работы выполнены, означает заключение сторонами соглашения. Обязательства из такого соглашения равнозначны обязательствам из исполненного субподрядчиком договора. В этом случае между сторонами уже после выполнения работ возникают обязательства по их оплате и гарантии их качества, так же как и тогда, когда между сторонами изначально был заключен договор.
Разрешая требование истцов о взыскании недоплаченной суммы, за оказанные ответчику услуги суд полагает, что сумма подлежащая взысканию с ответчика составляет 157 223,3 (378 758,00-10054,11-86480,64-125 000) рублей.
Поскольку суд рассматривает требования в пределах заявленных, с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию сумма в размере 156 932 рубля.
В соответствии со ст.207 ГПК РФ, при принятии решения суда в пользу нескольких истцов суд указывает, в какой доле оно относится к каждому из них, или указывает, что право взыскания является солидарным.
Из данной нормы закона следует, что соистцы вправе выбирать порядок взыскания в их пользу.
Таким образом, требования истцов в данной части законны и подлежат удовлетворению и с ответчика подлежит взысканию в пользу Валдаевой Елизаветы Васильевны сумму в размере 60 770 рублей, в пользу Пановой Татьяны Васильевны сумму в размере 43 500 рублей, в пользу Якушевой Раисы Николаевны сумму в размере 52 662 рубля.
Разрешая требования истцов о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что компенсация морального вреда за нарушение имущественных прав гражданина возможна только в случаях, предусмотренных законом.
Однако, законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного не выплатой денежного вознаграждения за оказанные по договору услуги, в связи с чем, в удовлетворении требований истцов о компенсации морального вреда необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Валдаевой Елизаветы Васильевны, Пановой Татьяны Васильевны, Якушевой Раисы Николаевны удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тайм» в пользу Валдаевой Елизаветы Васильевны сумму в размере 60 770 рублей
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тайм» в пользу Пановой Татьяны Васильевны сумму в размере 43 500 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тайм» в пользу Якушевой Раисы Николаевны сумму в размере 52 662 рубля.
В удовлетворении требований о компенсации морального вреда истцам отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Т.М. Шейко