Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<ДАТА> <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи ФИО8
При секретаре ФИО3
С участием административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО7, представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Комитету по Управлению Государственным имуществом <адрес> о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Комитету по Управлению Государственным имуществом <адрес> о признании незаконным решения от <ДАТА> № об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 2 522 кв.м. с кадастровым номером №, местоположением: Волгоград, <адрес>, рядом с участком №, в аренду для строительства магазина без проведения торгов, обязании Комитета по Управлению Государственным имуществом <адрес> в срок не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении ФИО2 земельного участка общей площадью 2 522 кв.м. с кадастровым номером № местоположением: Волгоград, <адрес>, рядом с участком №, в аренду для строительства магазина без проведения торгов, подготовить и направить в адрес ФИО2 проект договора аренды земельного участка.
Свои требования мотивирует тем, что решением Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от <ДАТА>. № ФИО2 предварительно согласовано место размещения объекта: «Магазин по <адрес>, рядом с участком №» на земельном участке ориентировочной площадью 3 749 кв.м., из категории земель - земли населенных пунктов, местоположением: <адрес>, рядом с участком №. Этим же решением утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта: «Магазин по <адрес>, рядом с участком №» ФИО2 от <ДАТА>. №. ФИО2 предписано поставить Участок на государственный кадастровый учет и обратиться в Мингосимущество с заявлением о предоставлении Участка в аренду без проведения торгов.
ФИО2 обеспечил государственный кадастровый учет. В соответствии с Кадастровым паспортом от 27.09.2016г. №, земельный участок общей площадью 2 522 кв.м. с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учет 27.09.2016г.
<ДАТА> ФИО2 обратился в Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка без проведения торгов, в удовлетворении которого <ДАТА> ФИО2 было отказано.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, в обоснование, изложив доводы, указанные в иске.
Представитель административного ответчика Комитета по Управлению Государственным имуществом <адрес> ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, согласно представленных письменных возражений относительно заявленных требований. Суду пояснил, что в 2014 году решением Волгоградской городской думы от 05.12.2014г. № «О внесении изменений в Генеральный план Волгограда», утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007г. № «Об утверждении Генерального Плана Волгограда» были внесены изменения в карту функциональных зон Генерального плана Волгограда. С учетом внесенных изменений, земельный участок с учетным номером 7-4-11 расположен в рекреационной зоне. При наличии отрицательных заключений структурных подразделений Администрации Волгограда, Комитет по Управлению Государственным имуществом <адрес> правомерно отказал ФИО5 в предоставлении государственной услуги по предоставлению государственной услуги по предоставлению без торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 522 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с участком №. Также отметил, что схема расположения земельного участка (учетный №) на кадастровом плане территории, площадью 3 749 кв.м., утвержденная 11.02.2014г. Администрацией Волгограда не соответствует участку, поставленному на государственный кадастровый учет к кадастровым номером №.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что Решением Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от <ДАТА>. № ФИО2 предварительно согласовано место размещения объекта: «Магазин по <адрес>, рядом с участком №» на земельном участке (учетный №), ориентировочной площадью 3 749 кв.м., из категории земель - земли населенных пунктов, местоположением: <адрес>, рядом с участком №.
Согласно п.4.2 указанного решения, земельный участок расположен в зоне 3 округа санитарной охраны месторождения минеральных вод.
<ДАТА> ФИО2 обратился в Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2 522 кв.м. с кадастровым номером №, местоположением: Волгоград, <адрес>, рядом с участком №, в аренду для строительства магазина без проведения торгов.
Решением Комитета по Управлению Государственным имуществом <адрес> от <ДАТА> № ФИО2 было отказано в предоставлении земельного участка общей площадью 2 522 кв.м. с кадастровым номером №, местоположением: Волгоград, <адрес>, рядом с участком №, в аренду для строительства магазина без проведения торгов. Основанием для принятия указанного решения послужил тот факт, что земельный участок с учетным номером 7-4-11 расположен в рекреационной зоне. При наличии отрицательных заключений структурных подразделений Администрации Волгограда, Комитет по Управлению Государственным имуществом <адрес> отказал ФИО5 в предоставлении государственной услуги по предоставлению государственной услуги по предоставлению без торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 522 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с участком №
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 27.09.2016г. №, на спорный земельный участок имеются ограничения прав, предусмотренные ст. 56 Земельного Кодекса РФ. В соответствии с Приказом Комитета природных ресурсов и экологии <адрес> «Об утверждении проекта округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «Горная Поляна» юрский водоносный горизонт» от 22.02.2012г. №. Третья зона округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «Горная поляна» юрский водоносный горизонт установлена в виде части поверхности участка земли, расположенной на территории санатория «Волгоградский». на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те работы, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности. Третья зона округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «горная Поляна» юрский водоносный горизонт, расположенного на правом берегу <адрес> в <адрес>, зона с особыми условиями использования территорий.
Ограничения использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территорий установлены в соответствии с Приказом Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от 03.02.2012г. № «Об утверждении проекта «Зоны санитарной охраны водозаборного сооружения и площадки ВОС цеха группы «Южных ВОС» <адрес>. На территории третьего пояса зоны санитарной охраны запрещается: отведение сточных вод в зону водозабора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод; производить рубки леса главного пользования и реконструкции, а также закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования. Допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса; располагать стойбища и производить выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы не менее 500 м., которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды. На территории третьего пояса зоны санитарной охраны необходимо проводить: мероприятия по выявлению объектов, загрязняющих источники водоснабжения, с разработкой конкретных водоохранных мероприятий, обеспеченных источниками финансирования, подрядными организациями и согласованных с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора; регулирование отведения территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов; согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения. Все работы, в том числе, добыча песка, гравия, а также дноуглубительные работы в пределах акватории ЗСО, допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора. При наличии судоходства необходимо оборудование судов, дебаркадеров и брандвахт устройствами для сбора фановых и подсланевых вод и твердых отходов. Пристани должны быть оборудованы сливными станциями и приемниками для сбора твердых отходов. Зона санитарной охраны третьего пояса водозаборного сооружения и площадки ВОС цеха группы «южных ВОС» <адрес> – часть 2, зона с особыми условиями использования территорий.
Порядок предоставления Комитетом по Управлению Государственным имуществом <адрес> земельных участков в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов определен Административным регламентом предоставления Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> государственной услуги «Предоставление земельных участков в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов», утвержденным приказом комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от <ДАТА> №-н.
В соответствии с п. 1.1 Административного регламента №-н данный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур и действий, осуществляемых Облкомимуществом при предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов».
Согласно п. 2.2 Административного регламента №-н, государственная услуга исполняется в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, земельных участков, расположенных в границах зон особо охраняемых природных территорий, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград для целей строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, а также документов, предусмотренных действующим законодательством, в порядке и в сроки, установленные настоящим Регламентом. При предоставлении государственной услуги Облкомимущество осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
<ДАТА> Облкомимущество, руководствуясь п. 2.2 Административного регламента №-н направил в структурные подразделения администрации Волгограда запрос с просьбой предоставить сведения о наличии ограничений и обременении в использовании спорного земельного участка.
Письмом от <ДАТА> Департамент по Градостроительству и Архитектуре Администрации Волгограда представил градостроительное заключение № об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании спорного земельного участка. Согласно п. 5 указанного градостроительного заключения с восточной зоны земельного участка с кадастровым номером 34:34:070002:819 имеются смежные земельные участки. Доступ к территории общего пользования к указанным земельным участкам осуществляется по асфальтированной дороге, расположенной в границах спорного земельного участка. Следовательно, вновь образуемый истцом земельный участок не обеспечивает наличие проезда от смежных земельных участков к местам общего пользования, что противоречит п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ. Также указано, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне, а в соответствии с требованиями п. 9.1 СП 42.13330.2011 «СниП <ДАТА>-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на территории рекреационных зон и зон, особо охраняемых территорий, не допускается строительство новых и расширений действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов рекреационного, оздоровительного и природоохранного назначения.
Письмом от <ДАТА> Комитет Дорожного Хозяйства, Благоустройства и Охраны Окружающей Среды Администрации Волгограда представил отрицательное заключение о возможности предоставления спорного земельного участка для строительства магазина.
Согласно п. 3.3 указанного заключения на испрашиваемом земельном участке произрастают зеленые насаждения в количестве более 30% (ориентировочная площадь озеленения участка составляет 60 %). Данная территория относится к озелененной территории <адрес>.
Согласно п.3.4 указанного заключения, испрашиваемый земельный участок расположен в 3 зоне округа горно-санитарной охраны (зона наблюдения) Волгоградского местонахождения минеральных вод в <адрес> Волгограда, границы и режим округов которого установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <ДАТА> № «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курорта Талги в <адрес>, месторождения минеральных вод в <адрес> и Красноуфимского месторождения минеральных вод в <адрес>».
В соответствии со ст.1 и ст.<адрес> от <ДАТА> №-ОД «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах <адрес>» озелененные территории — участки земли, занятые зелеными насаждениями не менее чем на 30%. Согласно ст. 5 на озелененных территориях запрещается: повреждать или уничтожать зеленые насаждения. Согласно ст. 44 Федерального закона от <ДАТА> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озеленение территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от <ДАТА> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Согласно информации администрации <адрес> Волгограда от <ДАТА> предоставление земельного участка площадью 2 522 кв.м., расположенного по адресу: Волгоград, <адрес>, рядом с участком № для строительства магазина невозможно, поскольку вышеуказанная территория в соответствии с Генеральным планом, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от <ДАТА> № отнесена к функциональной зоне озелененных территорий рекреационного назначения, т.е. зоне городских парков, скверов, бульваров, лесопарков, городских лесов, зон отдыха. Согласно п. 2. ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на территориях рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
Согласно градостроительному заключению от 10.10.2016г. Департамента по Градостроительству и Архитектуре Администрации Волгограда, «Об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка для эксплуатации объекта», земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории расположен в зоне 3 округа санитарной охраны месторождения минеральных вод.
Пунктом 2.10 Административного регламента №-н предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
1) имеются отрицательные заключения структурных подразделений администрации Волгограда, иных уполномоченных органов об ограничениях (обременениях) в использовании земельного участка;
2) Облкомимущество не обладает правом на предоставление испрашиваемого земельного участка (в отношении земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, не зарегистрировано право собственности <адрес>, земельные участки, расположенные в городе Волгограде, не находятся в государственной неразграниченной собственности и на них не зарегистрировано право собственности <адрес>);
3) формирование земельного участка, имеющего статус "временный", осуществлено с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) имеется ранее принятое решение о предоставлении земельного участка, указанного в заявлении, о предоставлении с торгов;
6) приложенные к заявлению документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2.6.1 Регламента;
Статьей 39.16 Земельного Кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъект Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Решением Волгоградской городской Думы от 15 сентября 2010 года N 36/1087 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.
В силу ст. 1, 3, 4 Градостроительного кодекса РФ отношения в сфере градостроительной деятельности, в том числе вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования, проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Статья 8 Градостроительного кодекса РФ устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. К числу таких полномочий относится подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, а также утверждение правил землепользования и застройки территорий таких муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В пункте 3 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ установлено, что документом территориального планирования городских округов являются генеральные планы соответствующих муниципальных образований, которые включают в себя сведения, предусмотренные ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ на картах генерального плана поселения определяются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
В соотв. с п. 9 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Документом территориального планирования на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград является Генеральный план Волгограда, принятый решением Волгоградской городской Думы от 29 июня 2007 года N 47\1112.
Земельный участок расположен в соответствии с Приказом Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от <ДАТА> № «Об утверждении проекта «Зоны санитарной охраны водозаборного сооружения и площадки ВОС цеха группы «Южный ВОС» <адрес>» на территории третьего пояса зоны санитарной охраны.
В соответствии с указанным выше приказом Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, на территории второго и третьего поясов зоны санитарной охраны запрещается:
отведение сточных вод в зону водозабора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
производить рубки леса главного пользования и реконструкции, а также закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования. Допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса;
располагать стойбища и производить выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения;
сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
На территории второго и третьего поясов зоны санитарной охраны необходимо проводить:
мероприятия по выявлению объектов, загрязняющих источники водоснабжения, с разработкой конкретных водоохранных мероприятий, обеспеченных источниками финансирования, подрядными организациями и согласованных с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
регулирование отведения территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения.
Все работы, в том числе добыча песка, гравия, а также дноуглубительные работы в пределах акватории зон санитарной охраны допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора.
При наличии судоходства необходимо оборудование судов, дебаркадеров и брандвахт устройствами для сбора фановых и подсланевых вод и твердых отходов. Пристани должны быть оборудованы сливными станциями и приемниками для сбора твердых отходов.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что спорный земельный участок расположен в зоне 3 округа санитарной охраны месторождения минеральных вод, в рекреационной зоне, произрастают зеленые насаждения в количестве более 30%, при наличии отрицательных заключений структурных подразделений Администрации Волгограда, а также с учетом приведенных норм законодательства, суд приходит к выводу, что вынесенное Комитетом по Управлению Государственным <адрес> об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги по предоставлению без торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:070002:819, площадью 2 522 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с участком №. является правомерным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО2 к Комитету по Управлению Государственным имуществом <адрес> о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Комитету по Управлению Государственным имуществом <адрес> о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд <адрес>.
Судья - М.В. Самсонова