Дело № 2-194/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Таштагол 14 февраля 2020 года
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Малыгина Е.А.
при секретаре Долгополовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, с извещением лиц, участвующих в деле гражданское дело по иску прокурора города Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Тепло" об обязании устранить нарушения действующего законодательство,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Тепло" об обязании устранить нарушения действующего законодательство, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г.Таштагола проведена проверка исполнения требований водного законодательства ООО «Тепло» (№), расположенного по адресу: <адрес>.
Установлено, что ООО «Тепло», являясь юридическим лицом, осуществляя основную производственную и хозяйственную деятельность по сбору и обработке сточных вод - реку Кондома через выпуск № (координаты места сброса: <данные изъяты> в.д.) в отсутствие специального разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в окружающую среду, что является нарушением требований ч. 4 ст. 35, п. 6 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 22, ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017) - (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тепло» и КУМИ Таштагольского муниципального района заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Таштагольского муниципального района, включающего очистные сооружения <адрес>. Сброс осуществляется: очищенные сточные воды от резервуара стоков очистных сооружений <адрес> через слив аэратор самотеком по сбросному трубопроводу (<данные изъяты>) поступают в водный объект (код водного объекта согласно сведениям Государственного водного реестра №).
Проверкой установлено, что сброс загрязняющих веществ в окружающую среду через выпуск № в <адрес> осуществлялся ООО «Тепло» в 2018 году и продолжает осуществляться с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отсутствие специального разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в окружающую среду.
Предоставленные ООО «Тепло» сведения о результатах исследования сточной воды - Протоколы испытаний (исследований) стоков на выпуске № в <адрес> за 2019 год, выполненные ООО «Альфа-ТЕСТ» (аттестат аккредитации лаборатории № № от ДД.ММ.ГГГГ) свидетельствуют о незаконном сбросе в составе сточных вод, загрязняющих веществ в отсутствие разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в окружающую среду.
Также о незаконном сбросе свидетельствует информация производственно-химической лаборатории ООО «Тепло» о мониторинге <адрес> до и после сброса сточных вод ОС <адрес> в 2018, 2019 году, а также результаты производственно-технологического контроля ОС <адрес> 2018, 2019.
Кроме того, согласно справки ООО «Тепло» предприятием в водный объект - <адрес> по выпуску № объем сброшенных сточных вод составил:
- в 2018года- <данные изъяты>;
- в 2019 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - <данные изъяты>
Факт отсутствия у ООО «Тепло» разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект), само по себе является нарушением норм действующего законодательства, направленного на соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также об охране окружающей среды.
Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Тепло» (№) оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) - реку <данные изъяты> через выпуск № (координаты места сброса: <данные изъяты>.). Определить срок для исполнения решения суда - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО2 заявленные требования полностью поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ООО «Тепло» в судебное заседание не явился, предоставив суду письменный отзыв, согласно которому исковые требования прокурора <адрес> признают частично, пояснив, что в настоящее время предприятие разрабатывает и получает разрешительную документацию согласно требованию природоохранного законодательства, просят определить срок для исполнения решения суда - ДД.ММ.ГГГГ и рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав помощника прокурора ФИО2, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Таштагола подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, а водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к числу которых отнесены нормативы допустимых сбросов.
Нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании пункта 3.3 Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 выдачу разрешений загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляют управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за включением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2, государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Пунктом 13 указанного Административного регламента предусмотрено, что разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и или) дренажных вод (мг/дм ), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС); в пределах лимитов на сбросы.
Частью 4 ст. 35 Водного кодекса РФ установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено судом, прокуратурой г.Таштагола проведена проверка исполнения требований водного законодательства ООО «Тепло» (№), расположенного по адресу: <адрес>, которой установлено, что ООО «Тепло», являясь юридическим лицом, осуществляет основную производственную и хозяйственную деятельность по сбору и обработке сточных вод в реку <данные изъяты> через выпуск № (координаты места сброса: <данные изъяты>" в.д.) в отсутствие специального разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в окружающую среду.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тепло» и КУМИ Таштагольского муниципального района заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Таштагольского муниципального района, включающего очистные сооружения <адрес>. Сброс осуществляется: очищенные сточные воды от резервуара стоков очистных сооружений <адрес> через слив аэратор самотеком по сбросному трубопроводу (<данные изъяты>) поступают в водный объект (код водного объекта согласно сведениям Государственного водного реестра №).
Кроме того, проверкой установлено, что сброс загрязняющих веществ в окружающую среду через выпуск № в <адрес> осуществлялся ООО «Тепло» в 2018 году и продолжает осуществляться с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отсутствие специального разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в окружающую среду.
Факт отсутствия у ООО «Тепло» разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект), само по себе является нарушением норм действующего законодательства, направленного на соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также об охране окружающей среды.
Таким образом, суд считает, что при невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), т.к. создается потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с несоблюдением ООО «Тепло» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также об охрагне окружающей среды.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора гор. Таштагола законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тепло» оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) - реку <данные изъяты> через выпуск № (координаты места сброса: <данные изъяты>" в.д.).
Определить срок для исполнения решения суда до 01.03.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Председательствующий Е.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 18.02.2020.