Дело №2/3-393/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Куженер 04 декабря 2015 г.
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Габитовой Р.Ш.,
при секретаре Лобановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Макарова Э.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл о признании права на пенсию, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Макаров Э.А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Куженерском районе РМЭ (далее ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ) о признании отказа ответчика в назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным и обязании включить в специальный стаж работы периодов работы. В исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с выработанным им 25-летним стажем в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Однако, решением ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, в связи с недостаточностью требуемого льготного стажа в связи с педагогической деятельностью. Отказ в назначении трудовой пенсии считает необоснованным. Просил признать за ним право на досрочную пенсию по старости, обязать включить в педагогический стаж периоды службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации (учебные отпуска) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и взыскать уплаченную государственную пошлину.
В судебном заседании Макаров Э.А. поддержал исковые требования, просил признать за ним право на досрочную пенсию по старости, обязать включить в педагогический стаж периоды службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации (учебные отпуска) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и взыскать уплаченную государственную пошлину, пояснил, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ непрерывно по настоящее время работает в Государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Марий Эл «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения с.Русские Шои» (первоначальное наименование «Русскошойская вспомогательная школа-интернат»).
Представитель ответчика ГУ–УПФР в Куженерском районе РМЭ Якимова Н.В. иск Макарова Э.А. не признала и пояснила, что служба в Советской Армии по призыву и курсы повышения квалификации, не включаются в специальный стаж, так как это периоды, в течение которых истец непосредственно не осуществлял педагогическую деятельность, поэтому включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено Постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года и Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. У Макарова Э.А. на ДД.ММ.ГГГГ не было требуемого стажа для назначения пенсии. В иске просит отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и это подтверждается материалами дела, решением ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ, Макарову Э.А. отказано в досрочном назначении пенсии в связи с недостаточностью требуемого 25-летнего специального стажа. На момент обращения за пенсией ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ признало специальный стаж Макарова Э.А. <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня. Л.д.5.
В соответствии со п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая требования в части зачета в специальный трудовой стаж периода работы службы Макарова Э.А. в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
Из справки военного комиссариата Куженерского района № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истец проходил службу в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Л.д.12.В спорный период времени, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратившее юридическую силу с 01 октября 1993 года.
В соответствии с п.1 п.п.«а», «г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается и служба в составе Вооруженных сил СССР.
Как установлено в судебном заседании Макаров Э.А. находился на службе в Советской Армии по призыву в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, Макаров Э.А. имеет право на зачет указанного периода службы в рядах Советской Армии по призыву, в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его право.
Согласно п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения время работы, указанной в п.1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.Стаж работы Макарова Э.А. на должностях, дающих право на льготную пенсию, признанный Пенсионным Фондом составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, что составляет более 2/3 необходимого стажа (более 16 лет 8 месяцев).
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п.«г» п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Макарова Э.А. в Советской Армии по призыву относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий педагогическим работникам.
Судом установлено, что период службы Макарова Э.А. в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> дней.
Таким образом, вышеназванный период службы Макарова Э.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Разрешая требования в части зачета в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации (учебные отпуска) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.
Так в силу ст.10 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Из смысла приведенной нормы следует, что обязанность уплачивать страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию возложена, в том числе на организации, с которыми гражданин находится в трудовых отношениях и где он получает заработную плату.
Факт направления Макарова Э.А. на курсы повышения квалификации (учебные отпуска) подтверждается выписками из приказов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по Государственному образовательному учреждению РМЭ «Русскошойская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», согласно которым Макаров Э.А. находился на курсах повышения квалификации (учебных отпусках) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Л.д.11.
В судебном заседании установлено, что за время нахождения на курсах повышения квалификации (учебных отпусках) трудовые отношения с Макаровым Э.А. не прерывались, среднемесячная заработная плата начислялась и выплачивалась в полном объеме. Отчисления в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд производились по установленным нормам.
В соответствии с п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781) при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11июля 2002г. №516 (далее Правила №516).
В соответствии с п.4 Правил №516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст.187 ТК РФ при направленииработодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, Макаров Э.А. на курсы повышения квалификации (учебные отпуска) направлялся работодателем. При этом трудовой договор с ним не прерывался, в данный период за ним сохранялось место работы, заработная плата, и производились отчисления в фонды социального страхования и Пенсионный фонд по установленным нормам. На курсах повышения квалификации (учебных отпусках) истец находился в связи с осуществлением педагогической деятельности, повышение квалификации являлось для него необходимым условием продолжения работы педагога.
Судом установлено, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации (учебные отпуска) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 26 дней.
При таких обстоятельствах исковые требования Макарова Э.А. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации (учебных отпусках) подлежат удовлетворению.
С учетом признаваемого ответчиком специального стажа <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, зачета оспариваемых периодов в специальный стаж, на момент обращения истца в ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж Макарова Э.А., составил 25 лет, что влечет его право на получение льготной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следовательно, пенсия ему должна быть назначена согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию. Макаров Э.А. обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ и пенсия ему должна быть назначена с указанной даты.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию понесенные им судебные расходы в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Макарова Э.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл о признании права на пенсию, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию удовлетворить.
Признать за Макаровым Э.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Куженерском районе РМЭ включить в стаж педагогической деятельности, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, период службы Макарова Э.А. в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период нахождения Макарова Э.А. на курсах повышения квалификации (в учебных отпусках) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда России в Куженерском районе РМЭ назначить Макарову Э.А. трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Куженерском районе РМЭ в пользу Макарова Э.А. расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Габитова Р.Ш.
Решение в окончательной форме принято судом 4 декабря 2015 года.