АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-599/2011
01 апреля 2011 года
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: судьи Павловой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике г. Чебоксары
к конкурсному управляющему закрытого акционерного общества «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» Николаеву Сергею Васильевичу г. Чебоксары
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
представителя заявителя – Петровой Н.А., по доверенности от 11.01.2011 №01-23/4,
арбитражного управляющего Николаева С.В.,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее – Управление) обратилось в суд с заявлением к конкурсному управляющему закрытого акционерного общества «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» Николаеву Сергею Васильевичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указывает, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.10.2010 по делу № А79-4898/2009 ЗАО «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство до 28.04.2011. Конкурсным управляющим утвержден Николаев Сергей Васильевич.
В нарушение требований пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим ЗАО «МЛПК «Волга-Босфор» Николаевым С.В. не исполнена обязанность о надлежащем уведомлении Управления о проведении 30.12.2010 собрания кредиторов, что подтверждается уведомлением, полученным Управлением лично от арбитражного управляющего 27.12.2010, то есть за три дня до проведения собрания кредиторов.
В нарушение требований статьи 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» поступление и выплаты денежных средств в ЗАО «МЛПК «Волга-Босфор» осуществлялись в основном через кассу предприятия-должника, что подтверждается разделом «Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника» отчета конкурсного управляющего о движении денежных средств от 29.12.2010. За период с 04.10.2010 по 28.12.2010 в кассу предприятия-должника принято 63 500 руб., которые были выданы конкурсным управляющим по приходным кассовым ордерам в день поступления денежных средств. Поступление указанной суммы также отражено конкурсным управляющим в разделе 9 отчета конкурсного управляющего «Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений» от 29.12.2010.
К тому же в разделе 9 отчета указана недостоверная информация. В графе «Итого» раздела 9 отчета конкурсным управляющим указано о поступлении на основной счет должника 63 500 руб., при том, что фактически на расчетный счет поступило лишь 15 916 руб., что подтверждается отчетом конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2010.
Также указывает, что при ознакомлении с материалами дела №А79-4898/2009 в Арбитражном суде Чувашской Республики установлено нарушение конкурсным управляющим Николаевым С.В. пункта 7 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а именно отсутствие реестра требований кредиторов в приложениях к протоколам собрания кредиторов ЗАО «МЛПК «Волга-Босфор» от 08.06.2010, 20.07.2010, 24.08.2010, 27.09.2010, 25.10.2010, 30.12.2010. Отсутствие реестра требований кредиторов подтверждается описью документов тома 3 дела №А79-4898/2009.
Несмотря на то, что в перечне приложений к протоколу собрания кредиторов от 30.12.2010 указан реестр требований кредиторов, при ознакомлении с материалами дела № А79-4898/2009 в арбитражном суде было установлено наличие лишь выписки из реестра требований кредиторов.
Об изложенных обстоятельствах составлен протокол об административном правонарушении от 01.02.2011.
В этой связи заявитель просит привлечь арбитражного управляющего ЗАО «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» Николаева С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Арбитражный управляющий ЗАО «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» Николаев С.В. в судебном заседании и отзывом на заявление просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает, что денежные средства предприятия-должника, поступающие в ходе конкурсного производства, зачислялись на единственный счет ЗАО «МЛПК «Волга-Босфор» и распределялись через кассу предприятия в соответствии с Положением о бухгалтерском учете. Обязывая конкурсного управляющего использовать не более одного расчетного счета должника, статья 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не запрещает поступления на счет должника напрямую в кассу предприятия. Данные поступления осуществлялись арендаторами в соответствии с договорами аренды, заключенными предприятием в лице директора Александрова И.А. в период наблюдения.
Согласно материалам конкурсного производства кредиторы должника были надлежащим образом уведомлены о предстоящем собрании, срок нарушен не был. То обстоятельство, что Управление было уведомлено с нарушением срока не вызвало нарушений прав кредиторов и не привело к общественно опасным последствиям, поэтому данное нарушение просит считать малозначительным, имеющим формальное значение.
По поводу ошибочно указанной суммы денежных средств, поступивших на основной счет должника, в отчете конкурсного управляющего поясняет, что сведения о поступлении на основной счет должника в сумме 63 500 руб. были включены бухгалтером ошибочно. Данная сумма поступила на расчетный счет должника в период наблюдения, а не конкурсного производства. В отчете по состоянию на дату очередного собрания кредиторов сумма денежных средств была исправлена на сумму реально поступивших денежных средств 15 916 руб.
Также указывает, что полная форма реестра требований кредиторов находится в документах конкурсного управляющего и может быть предъявлена конкурсным управляющим по требованию любого кредитора, надзирающего органа, суда или иных участников по делу о банкротстве.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает следующее.
Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.10.2010 по делу № А79-4898/2009 закрытое акционерное общество «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство соком до 28.04.2011. Конкурсным управляющим утвержден Николаев Сергей Васильевич.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления выявлены признаки нарушения Николаевым С.В., в ходе исполнения им обязанностей арбитражного управляющего, требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
По результатам проверки 01.02.2011 в отношении арбитражного управляющего предприятия-должника Николаева С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Протокол с материалами проверки Управлением переданы в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя – арбитражного управляющего Николаева С.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий является арбитражным управляющим, утвержденным арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
Статьей 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определяются права и обязанности арбитражного управляющего. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Согласно абзацу 11 статьи 2 Закона о банкротстве орган по контролю (надзору) - Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет контроль (надзор) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Исходя из положений пункта 1 статьи 13 Закона о банкротстве, надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с данным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее, чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее, чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Как следует из материалов дела, собрание кредиторов ЗАО «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» проведено конкурсным управляющим 30.12.2010.
Уведомление о проведении данного собрания кредиторов предприятия-должника получено Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 27.12.2010 (л.д. 20), то есть с нарушением предусмотренного законодательством срока – менее пяти дней до даты проведения собрания кредиторов.
В части 1 статьи 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.
В соответствии с частью 2 названной статьи на основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства.
Следовательно, в период конкурсного производства все денежные операции должны осуществляться с использованием расчетного счета должника.
Однако материалы дела свидетельствуют, что арбитражным управляющим осуществлялись расчеты, минуя расчетный счет. Так, за период с 04.10.2010 по 28.12.2010 в кассу предприятия-должника поступило 63 500 руб., из них 34 000 руб. с момента утверждения Николаева С.В. конкурсным управляющим, которые на расчетный счет не зачислялись и расходование которых осуществлялось через кассу должника.
Согласно пункту 1 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В соответствии с этим конкурсный управляющий должен представлять отчет о своей деятельности, являющийся формой контроля собрания кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего, что необходимо для обеспечения прав кредиторов, гарантированных законом.
Как усматривается из отчета конкурсного управляющего от 29.12.2010 в разделе 9 «Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений» на основной счет должника поступило всего 63 500 руб. (л.д. 32), однако данная информация является недостоверной, поскольку из отчета также видно, что на расчетный счет предприятия-должника поступило только 15 916 руб. (л.д. 26-27).
В соответствии с абзацем 1 пункта 7 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее, чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.
Аналогичное положение закреплено в абзаце 2 пункта 11 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56.
Абзацем 3 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве определен перечень документов, копии которых должны быть приложены к направляемым в арбитражный суд протоколам собраний кредиторов. К таким документам отнесены: реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; бюллетени для голосования; документы, подтверждающие полномочия участников собрания; материалы, представленные участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; документы, являющиеся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; иные документы по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 № 345 «Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов» приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 № 234 утверждены Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что конкурсным управляющим Николаевым С.В. не были приложены к протоколам собраний кредиторов ЗАО «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» от 08.06.2010, от 20.07.2010, от 24.08.2010, от 27.09.2010, от 25.10.2010, от 30.12.2010 реестры требований кредиторов предприятия-должника типовой формы, утвержденной названными Методическими рекомендациями.
К протоколу собрания кредиторов ЗАО «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» от 30.12.2010 приложена только выписка из реестра требований кредиторов предприятия-должника (л.д. 55 – 56).
Суд отклоняет доводы арбитражного управляющего Николаева С.В. о том, что полная форма реестра требований кредиторов находится у него и она может быть предъявлена конкурсным управляющим по требованию любого кредитора, надзирающего органа, суда или иных участников по делу о банкротстве, поскольку названными выше нормами права предусмотрено представление в суд реестра требований кредиторов типовой формы, утвержденной названными Методическими рекомендациями.
На основании вышеизложенного, следует, что арбитражный управляющий Николаев С.В. в ходе проведения процедуры банкротства в ЗАО «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» нарушил вышеперечисленные нормы закона и совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доказательств свидетельствующих об обратном арбитражным управляющим суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным вывод Управления о наличии в действиях арбитражного управляющего при проведении процедуры банкротства в ЗАО «Международная лесопромышленная компания «Волга-Босфор» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Вина арбитражного управляющего заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости он имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона необходимых мер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 № 122-О – положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
С учетом всех обстоятельств дела, личности виновного, характера совершенного правонарушения, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде штрафа в размере 2 500 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
конкурсного управляющего Николаева Сергея Васильевича, 17.11.1959 года рождения, уроженца дер. Вурманкас-Ядрино Ядринского района Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: г. Чебоксары, ул. Лебедева, дом 25, кв. 228, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (ОГРН 305212819400030), привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 2 500 рублей (Две тысячи пятьсот рублей 00 коп.).
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, номер счета получателя – 40101810900000010005, ИНН получателя – 2129056028, КПП – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК – 049706001, код бюджетной классификации – 321 116900400 40000 140, назначение платежа – штраф за административное правонарушение.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.Л. Павлова