РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2016 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Курганове Д.Г.,
с участием представителей административного истца Булатовской В.В. по доверенности Вишня А.О., Кузнецова Е.Ю., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Соловцова С.Э., представителя заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области по доверенности Гришаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2405/2016 по административному исковому заявлению Булатовской ВВ к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, обязании внести сведения о виде разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществом и сделок с ним,
установил:
Булатовская В.В. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, обязании внести сведения о виде разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществом и сделок с ним, указав на то, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу (местоположение): <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Данный земельный участок с кадастровым номером № состоит из двух земельных участков с кадастровыми номерами: № и №.
В соответствии с Федеральным законом № 112-ФЗ от 07.07.2003 "О личном подсобном хозяйстве" земельный участок отнесен к полевым, что запрещает на нем какое-либо строительство.
Администрацией муниципального образования город Алексин истцу было выдано письмо № от 14.03.2016, из которого следует, что обособленные земельные участки с кадастровыми номерами № и № относятся к зоне №.
Сведения о территориальной зоне сельскохозяйственного использования № содержит регламенты (виды разрешенного использования), которые находятся в свободном доступе в интернете, как и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования <адрес> от 2015 года, на странице 108 которых размещена таблица 2.2.6 - предельные размеры земельных участков сельскохозяйственного использования, из которой следует, что зона № может использоваться как для ведения личного подсобного хозяйства, так и для садоводства.
С целью ведения садоводства с возведением садового домика на указанном участке (использование земельного участка как садового земельного участка) истцом и членами ее семьи было принято решение обратиться в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" но Тульской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования с вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования "для размещения садовых земельных участков".
По истечении установленного законом срока кадастровой палатой истцу был выдан кадастровый паспорт № от 29.03.2016 на земельный участок с кадастровым номером № с измененным видом разрешенного использования земельного участка - "для размещения садовых земельных участков".
13.09.2016 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о предоставлении информации о зарегистрированных правах, где 14.09.2016 была выдана выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №, в которой в графе назначение объекта указан прежний вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства», отличный от содержащегося в сведениях базы государственного кадастрового учета.
Считает бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области противоречащим положениям абзаца 4 пункта 6 статьи 12 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 122-ФЗ от 21.07.1997 (в редакции Федерального Закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ), в подразделе I которого содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения ЕГРП. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП.
Таким образом, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, считаются внесенными в ЕГРП. Никаких заявлений от заявителя о внесении изменений в Росреестр законом не предусмотрены, указанные сведения вносятся в ЕГРП автоматически при передаче данных путем взаимодействия служб.
Внесенные 23.07.2013 изменения в Федеральный Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не позволяют регистрирующему органу отказывать во внесении каких-либо изменений в ЕГРП и отказывать в выдаче повторных свидетельств о государственной регистрации права с измененными характеристиками, прошедшими кадастровый учет. Ранее такой нормы Федеральный Закон не содержал.
Бездействие административного ответчика не позволяет истцу использовать земельный участок в рамках установленной территориальной зоны в зоне сельскохозяйственного использования №, нарушает ее законные права, свободы и законные интересы.
Просит суд признать бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области незаконным и обязать административного ответчика внести сведения о виде разрешенного использования, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером №, для размещения садовых земельных участков.
Административный истец Булатовская В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представила.
Представители административного истца Булатовской В.В. по доверенности Вишня А.О., Кузнецов Е.Ю. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Соловцов С.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, принятым в соответствии с положениями действующего законодательства. Просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области по доверенности Гришаева Е.Ю. в судебном заседании доводы административного искового заявления не признала, указав на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером № были внесены в государственный кадастр недвижимости со статусом «ранее учтенный» в составе двух обособленных земельных участков с кадастровыми номерами № и № со следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
По итогам рассмотрения заявления Булатовской В.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, а также приложенных к нему документов (свидетельства о государственной регистрации права от 11.09.2015, от 20.10.2015, ответ председателя комитета архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> на обращение Булатовской В.В.), ведущим инженером отдела кадастрового учета № филиала ФИО1 25.03.2016 было принято положительное решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для размещения садовых земельных участков».
Между тем, согласно действующего земельного законодательства, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, в связи с чем земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные (приобретенные) для ведения личного хозяйства, не могут иметь другой вид разрешенного использования.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Такой перевод допускается в исключительных случаях.
Из приложенного к заявлению административного истца ответа председателя комитета архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> следует, что обособленные земельные участки с кадастровыми номерами № и № относятся к зоне <данные изъяты> – зона сельскохозяйственных угодий, а также указано на то, что регламенты на земли сельскохозяйственных угодий не распространяются.
Документы, подтверждающие перевод земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию в орган кадастрового учета представлены не были. Согласно данным АИС ГКН данный земельный участок не входит в границы населенного пункта.
Таким образом, оснований для осуществления государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для размещения садовых земельных участков» не имелось, в данном случае необходимо было принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 статьи 2 статьи 26 Закона о кадастре.
Указала, что филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области в силу закона лишен возможности самостоятельно исключить из государственного кадастра недвижимости сведения в части вида разрешенного использования спорного земельного участка.
В результате проведения служебной проверки установлено, что ФИО1 при рассмотрении документов по заявлению Булатовской В.В. о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 24.03.2016 и принятии решения об учете изменений сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером № нарушены положения действующего законодательства. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей административного истца Булатовской В.В. по доверенности Вишня А.О., Кузнецова Е.Ю., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Соловцова С.Э., представителя заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области по доверенности Гришаевой Е.Ю., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном в гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 46 Конституции кодекса Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, в предмет доказывания по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) государственных органов и (или) их должностных лиц входит, в том числе, установлением судом соответствие закону таких решений, действий (бездействия).
Исходя из изложенного, при рассмотрении в порядке, предусмотренном положениями 22 Главы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дел, связанных с оспариванием решений органов государственной власти и (или) их должностных лиц, суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, соответствует ли закону оспариваемое решение как акт органа государственной власти, порождающий правовые последствия для конкретных граждан и организаций, то есть в предмет доказывания должны входить обстоятельства, касающиеся существа обжалуемого решения. Иное противоречило бы задачам административного судопроизводства, которое должно способствовать укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Булатовская В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу (местоположение): <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.09.2016, а также свидетельством о государственной регистрации права от 11.09.2015 на общую долевую собственность, доля в праве <данные изъяты> и свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2015 на общую долевую собственность, доля в праве <данные изъяты>.
Согласно кадастровой выписке принадлежащий Булатовской В.В. земельный участок с кадастровым номером № состоит из двух земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Настаивая на удовлетворении административных исковых требований, представитель истца Булатовской В.В. по доверенности Вишня А.О. сослался на то, что филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области на основании заявления Булатовской В.В. были внесены изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для размещения садовых земельных участков», что следует из кадастрового паспорта на земельный участок от 29.03.2016, однако административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области отказывается вносить соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество в части вида разрешенного использования земельного участка, что, по мнению истца, недопустимо в силу закона, так как в соответствии с абзацем 4 пункта 6 статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997, сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП.
Проверяя доводы административного истца и его представителей, а также возражения представителя административного ответчика, суд учитывает следующее.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с последующими изменениями и дополнениями) в подразделе I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
Согласно пункту 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
В соответствии с абзацем вторым пункт 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом в материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке № от 29.03.2016, из которой следует, что видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № является «для размещения садовых земельных участков».
Между тем, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.09.2016, административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области не внесены изменения в графу «назначение объекта» в части вида разрешенного использования, поскольку, согласно данной выписки, разрешенным использование земельного участка с кадастровым номером № является «для ведения личного подсобного хозяйства».
Полагая, что данное бездействие нарушает законные права административного истца, Булатовская В.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789, установлено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации) (пункт 231).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 ст. 18 указанного Закона).
Согласно статье 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с положениями статей 7, 42, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков находится в непосредственной зависимости от категории земель, к которым отнесены данные земельные участки.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Разрешенное (целевое) использование земель сельскохозяйственного назначения определено в пункте 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 79 названного Кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
Учитывая положения статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» о том, что использование дачного участка предполагает строительство на нем жилого дома, это противоречит установленному законодателем приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Поскольку для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
При этом запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пунктами 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании Земельного кодекса Российской Федерации и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
По своему целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения не предполагают возможность осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
До настоящего времени категория земельного участка истца в установленном действующим законодательством порядке не изменена.
Из материалов дела следует, что земельный участок истца расположен на землях сельскохозяйственного назначения и относится к сельскохозяйственным угодьям.
Приобретая в собственность земельный участок, административному истцу были известны сведения об объекте: категория - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).
Таким образом, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области по невнесению изменений в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, является законными, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав административного истца, которая приобретала спорный земельный участок с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства».
Доводы представителей административного истца о том, что положения статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не позволяют регистрирующему органу отказывать во внесении каких-либо изменений в ЕГРП и отказывать в выдаче повторных свидетельств с измененными характеристиками, прошедшими кадастровый учет, являются несостоятельными, поскольку в силу статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе по результатам проведенной правовой экспертизы, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в их совокупности, с учетом пояснений представителя заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области, суд приходит к выводу о том, что государственному регистратору не представлялось возможным внести изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в отсутствие необходимых документов об изменении категории земель, обязанность представления которых в силу действующего законодательства лежит на административном истце.
Оспариваемое действие (бездействие) произведено государственным регистратором в пределах его полномочий, установленных действующим законодательством, носит законный и обоснованный характер, а потому не нарушает права и законные интересы административного истца.
Доводы представителя административного истца о том, что во внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № было отказано по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, без учета представленной административным истцом кадастровой выписки о земельном участке от 29.03.2016, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергнуты исследованными по делу доказательствами, данные доводы основаны на ошибочном толковании истцом и его представителями вышеприведенных норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административному истцу Булатовской ВВ в удовлетворении административного искового заявления к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, обязании внести сведения о виде разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществом и сделок с ним, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 02 декабря 2016 года.
Председательствующий