Дело № 2-1104/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2015 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под предательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Майорове А.В., с участием истца Петровой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Т.А. с учетом уточнения обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости. В частности, истец просит возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <данные изъяты> в льготном порядке из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы; нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарно, и по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что Петрова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истец считает, что решение ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа нарушает ее права на пенсионное обеспечение. Кроме того считает, что период работы в качестве медицинской сестры в <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы, поскольку учреждение котором она работала располагалось в сельской местности на территории <адрес>.
В судебном заседании истец Петрова Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не сообщены.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел Петровой Т.А., суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается сведениями трудовой книжки, уточняющей справки, подтверждающей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, что истец Петрова Т.А. работала в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <данные изъяты>.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на момент обращения, при этом в специальный стаж не включены периоды работы Петровой Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <данные изъяты> с указанием на то, что учреждение в котором работала истец не отнесено к числу учреждений, предусмотренных Списками.
Отсутствует спор по наименованию должности, занимаемой истцом.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 ст. 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и указанного выше Списка, вопросы назначений досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, которая дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (далее Список 1991 года), безусловному включению в выслугу лет подлежала работа в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом указанным работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) срок выслуги исчисляется в льготном порядке за один год работы - один год и три месяца.
Право медицинских работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим до 1991 года законодательством, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данным Постановлением утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения (далее Положение).
Указанным Перечнем были предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименование учреждения «ясли-сад», в связи с чем работа в указанной должности и указанном учреждении подлежала включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что нормативно правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Соответственно в указанный спорный период работы истца (до 1 октября 1993 г.) действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, где в разделе «Наименование учреждений и организаций» предусматривается учреждения - «детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады», в разделе «Наименование должности» - должность «медицинской сестры - все независимо от наименования должности».
Согласно уточняющей справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, Петрова Т.А. работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> располагается по адресу: <адрес>, то есть в сельской местности.
Учитывая изложенное, суд считает периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <данные изъяты> подлежащими включению в специальный стаж в льготном порядке как работу в сельской местности из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Истец также просит включить в подсчет специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медицинской сестры палатной <данные изъяты> (ныне <данные изъяты>).
Основанием же исключения ответчиком из подсчета специального стажа работы истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации явилось то, что это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истец в спорные периоды работала в должности медицинской сестры, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с эти истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которой работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.
На основании изложенного периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный медицинский стаж работы.
Истцом также заявлено требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Петрова Т.А. обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, что следует из материалов пенсионного дела.
Учитывая то, что с учетом включенных судом спорных периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, Петрова Т.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выработала необходимый 30-ти летний стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», требования истца о досрочном назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Петровой Т.А. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры <данные изъяты> в льготном порядке из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы; нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарно.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Петровой Т.А. трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 20 марта 2015 года.