Дело № 12-162/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кстово 05 мая 2016 года
Судья Кстовского городского суда Нижегородской области Беликова Е.Ю., с участием представителя ЗАО «(данные обезличены)» Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «(данные обезличены)» на постановление заместителя командира отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Ф.А. от (дата обезличена) о признании ЗАО «(данные обезличены)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания,
У С Т А Н О В И Л:
(дата обезличена) заместителем командира отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Ф.А. в отношении ЗАО «(данные обезличены)» вынесено постановление о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Согласно данному постановлению установлено, что (дата обезличена) в 11-20 час. на (адрес обезличен) в (адрес обезличен) водитель Е.В., управляя по путевому листу (номер обезличен) от (дата обезличена) транспортным средством Мерседес Axor, государственный регистрационный номер (номер обезличен), владельцем (собственником) которого является ЗАО «(данные обезличены)», нарушил правила перевозки опасных грузов - бензина неэтилированного – UN 1203, а именно в транспортных документах: товарно-транспортной накладной (номер обезличен) и путевом листе отсутствовала полная общая информация о перевозимом опасном грузе, указываемая в соответствии с требованиями ДОПОГ (номер опасного груза по списку ООН, которому предшествуют буквы UN), что свидетельствует о нарушении п. 23.5 ПДД РФ, п. 5.4.4.1, 1.4.2.2.3, 8.1.2.1 ДОПОГ. Данное нарушение возникло вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей юридическим лицом ЗАО «Пассажирнефтьсервис», которое, являясь перевозчиком опасного груза, не организовало осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов, не приняло все зависящие от него меры по контролю за организацией работы и за соблюдением его работником требований нормативных и методических документов по вопросам выполняемой работы.
Будучи несогласным с данным постановлением, ЗАО «(данные обезличены)» в лице генерального директора А.В., в установленный законом срок обратилось в Ленинский районный суд г. Н.Новгорода с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы генеральный директор ЗАО «(данные обезличены)» указал, что в протоколе и постановлении об административном правонарушении в отношении водителя Е.В. не указано, какие именно сопроводительные документы при перевозке опасного груза были заполнены с нарушением. Вместе с тем, транспортная накладная от (дата обезличена) составлена в соответствии с формой Приложение № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1208) и содержит полную информацию об опасном грузе, а именно в разделе 3 в соответствии с п. 5.4.1 ДОПОГ указано UN 1203 бензин моторный, 3, III. Раздел 4 транспортной накладной в перечне прилагаемых документов содержит указание на накладную (номер обезличен) от (дата обезличена) Таким образом, товарно-транспортная накладная (номер обезличен) от (дата обезличена) является лишь приложением к указанной транспортной накладной, которая содержит полную информацию об опасном грузе. Данное обстоятельство, по мнению автора жалобы, подтверждает невиновность ЗАО «(данные обезличены)». Кроме того, генеральный директор ЗАО «(данные обезличены)» указывает, что Российская Федерации обозначила принятие общих норм перевозки опасных грузов автомобильным транспортом только в Международном направлении, стремясь увеличить безопасность международных дорожных перевозок, соблюдая общеевропейские нормы безопасности указанные в ДОПОГ, а также сближение по обеспечению единообразия законодательных актов в рамках торговых отношений с ЕС. (дата обезличена) Правительство РФ подписало постановление о присоединении к Европейскому соглашению о Международной Дорожной Перевозке Опасных Грузов (ДОПОГ), однако в нарушение ст. 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» и п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 текст данного постановления официально опубликован не был. Для обеспечения действия ДОПОГ на всей территории Российской Федерации и соответственно юридической ответственности за нарушения норм ДОПОГ необходимо выполнить условия, предписанные в Федеральных законах, а именно: ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.06.1995 г. № 101-ФЗ, устанавливающим обязательность ратификации международного договора в форме федерального закона. Таким образом, применение норм и требований ДОПОГ с применением Административного кодекса РФ в отношении внутренних перевозок опасных грузов по территории РФ лежит не в правовом поле, так как не было изменений в Федеральных законах РФ в области регулирования перевозок опасных грузов автомобильным транспортом на территории РФ, что подтверждает что ЗАО «(данные обезличены)» административного правонарушения не совершало.
Определением Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от (дата обезличена) жалоба ЗАО «(данные обезличены)» направлена на рассмотрение по подсудности в Кстовский городской суд Нижегородской области.
В судебном заседании представитель ЗАО «(данные обезличены)» по доверенности Т.Ю. доводы и требования жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление заместителя командира отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Ф.А. от (дата обезличена) отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Просила учесть, что водителем сотруднику ГИБДД был предоставлен полный пакет документов на перевозимый опасный груз, в том числе транспортная накладная, составленная в соответствии с Приложением № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, приложением к которой являлась товарно-транспортная накладная (номер обезличен), соответствующая типовой межотраслевой форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78, использующаяся для движения товарно-материальных ценностей, при заполнении которой не требуется указание номера ООН опасного груза с префиксом UN. Представитель юридического лица представила суду ответы на запрос ООО «(данные обезличены)» и ООО «(данные обезличены)», согласно которым вышеуказанные товарно-транспортная накладная и транспортная накладная оформлены корректно и содержат всю необходимую информацию, в том числе о перевозимом грузе. В случае неразделения судом позиции об отсутствии события административного правонарушения представитель юридического лица просила рассмотреть вопрос о возможности прекращения производства по делу по малозначительности.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – заместитель командира отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Ф.А., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ст.инспектор по ИАЗ группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области С.Н. не явились, были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. От ст.инспектора по ИАЗ группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области С.Н. поступила телефонограмма с просьбой рассмотреть дело без его участия в связи с занятостью на работе.
При данных обстоятельствах суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Свидетель Е.В. в суде показал, что, являясь водителем ЗАО «(данные обезличены)», (дата обезличена) перевозил опасный груз – бензин, был остановлен сотрудниками ДПС на Кстовском посту, представил полный пакет имевшихся у него документов на перевозимый груз, в том числе товарно-транспортную накладную, транспортную накладную, путевой лист. Инспектор ДПС сообщил, что документы составлены неправильно, не содержат указание на № ООН, сделал их ксерокопии, составил протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, с которым он был не согласен. (дата обезличена) по данному факту в отношении него было вынесено постановление, которым назначено наказание по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей, которое он не обжаловал, штраф уплатил.
Выслушав представителя ЗАО «(данные обезличены)» Т.Ю., свидетеля Е.В., изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и материалы дела об административном правонарушении, суд находит постановление заместителя командира отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Ф.А. от (дата обезличена) о признании ЗАО «(данные обезличены)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, подлежащим оставлению без изменения, а жалобу ЗАО «(данные обезличены)» – без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, (дата обезличена) в 11 час. 20 мин. в (адрес обезличен) на (адрес обезличен) водитель Е.В., управляя транспортным средством - автомобилем Мерседес Axor, государственный регистрационный знак (номер обезличен), принадлежащим ЗАО «(данные обезличены)», перевозил бензин неэтилированный – UN 1203. При проверке документов был установлен факт перевозки на данном транспортном средстве груза при неправильно оформленных документов на него, а именно: в транспортной накладной и путевом листе отсутствует общая полная информация о перевозимом опасном грузе, что требуется в соответствии с пунктом 5.4.1 ДОПОГ и является нарушением Правил перевозки опасных грузов.
(дата обезличена) ст.инспектором по ИАЗ группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области С.Н. в отношении ЗАО «(данные обезличены)» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ. Из текста протокола следует, что ЗАО «(данные обезличены)», являясь юридическим лицом, нарушило Правила перевозки опасных грузов, а именно перевозило опасный груз - UN 1203 бензин неэтилированный автомобилем Мерседес Axor, государственный регистрационный знак (номер обезличен), принадлежащим ЗАО «(данные обезличены)», в транспортных документах отсутствовала общая полная информация о перевозимом опасном грузе в соответствии с требованиями ДОПОГ, тем самым ЗАО «(данные обезличены)» нарушило требования п. 23.5 Правил дорожного движения, п. 5.4.1.1.1, п. 1.4.2.2.1, п. 1.4.2.2.3, п. 8.1.21 ДОПОГ, за что предусмотрена ответственность ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных Правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям Правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными Правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ нарушение Правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что ЗАО «Пассажирнефтьсервис» как перевозчиком опасных грузов не соблюдены требования действующего законодательства в части оформления транспортных документов, необходимых для перевозки опасных грузов, а именно: в путевом листе, товарно-транспортной накладной (номер обезличен) на момент проверки не имелось сведений о номере опасного груза по списку ООН с префиксом UN.
Из материалов дела следует, что перевозчик ЗАО «(данные обезличены)» перевозил бензин неэтилированный – UN 1203, который относится к перечню опасных грузов.
В соответствии с п. 23.5 ПДД РФ перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Согласно п. 3 указанных Правил перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Согласно подп. 5.4.1.1.1 п. 5.4.1 главы 5.4 «Документация» приложения А «Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) транспортные документы на опасные грузы должны содержать следующие элементы информации по каждому опасному веществу, материалу или изделию, предъявляемому к перевозке: номер ООН, которому предшествуют буквы "UN".
Согласно п. 5.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. № 73 водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе, в том числе товарно-транспортную накладную и путевой лист с указанием в графе «Особые отметки» № опасного груза по списку ООН.
Таким образом, действующее законодательство прямо регламентирует необходимость указания в транспортных документах, в том числе в путевом листе и товарно-транспортной накладной информации, предусмотренной подп. 5.4.1.1.1 п. 5.4.1 главы 5.4 «Документация» приложения А «Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), а именно: номера ООН, которому предшествуют буквы "UN", отсутствие которой и вменено ЗАО «Пассажирнефтьсервис». ЗАО «Пассажирнефтьсервис» могло принять меры по соблюдению требований действующего законодательства, однако таких мер не предприняло.
В соответствии с п. 1.4.2.2.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) перевозчик должен удостовериться в том, что подлежащие перевозке опасные грузы допущены к перевозке в соответствии с ДОПОГ, а также в том, что вся информация, предписанная в ДОПОГ, касающаяся подлежащих перевозке опасных грузов, была предоставлена грузоотправителем перед перевозкой, что предписанная документация находится в транспортной единице.
Согласно п. 1.4.2.2.3 ДОПОГ, если перевозчик обнаружит какое-либо нарушение требований ДОПОГ, он не должен отправлять груз до тех пор, пока это нарушение не будет устранено.
Согласно п. 8.1.2.1 ДОПОГ на транспортной единице должны находиться транспортные документы, предписанные в разделе 5.4.1, на перевозимый опасный груз.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд соглашается с выводами должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о том, что в данном случае ЗАО «(данные обезличены)» не приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил перевозки опасных грузов, в частности, в выданном данным юридическим лицом своему работнику – водителю Е.В. путевом листе (номер обезличен) от (дата обезличена) на перевозку опасного груза отсутствовал № ООН с предшествующими буквами UN. Данное обстоятельство подтверждается копией транспортных документов, представленных водителем Е.В. (дата обезличена) сотруднику ДПС, приобщенных к материалам дела об административном правонарушении (л.д. 4).
Приложенная юридическим лицом к жалобе копия путевого листа (номер обезличен) от (дата обезличена) содержит дописку в части указания перед № ООН префикса UN (л.д. 12-оборот), которой не было в момент выявления правонарушения. В связи с этим суд не принимает во внимание доводы представителя юридического лица о том, что на момент осуществления перевозки опасного груза у водителя Е.В. имелся полный комплект документов на перевозимый груз, оформленных в соответствии с требованиями закона.
По этой же причине справки ООО «(данные обезличены)» и ООО «(данные обезличены)», согласно которым имевшиеся у водителя перевозчика ЗАО «(данные обезличены)» товарно-транспортная накладная и транспортная накладная оформлены корректно и содержат всю необходимую информацию, в том числе о перевозимом грузе, не исключают вину ЗАО «(данные обезличены)» в совершении указанного административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо, заслушав объяснения представителя юридического лица ЗАО «(данные обезличены)», исследовав приведенные в постановлении доказательства, в том числе: свидетельства о регистрации и постановке на учет в налоговом органе юридического лица, протоколы об административном правонарушении, путевой лист (номер обезличен) от (дата обезличена), товарно-транспортную накладную (номер обезличен), устав ЗАО «(данные обезличены)», должностные инструкции, рапорт, представленные впоследствии юридическим лицом копии сопроводительных документов на перевозимый опасный груз, счел их достаточными, оценил в совокупности и пришел к обоснованному и мотивированному выводу о виновности ЗАО «(данные обезличены)» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, квалификация действиям юридического лица дана правильная. Доводам представителя юридического лица, высказанным при рассмотрении дела по существу, должностным лицом дана надлежащая оценка, с которой суд соглашается. Позиция представителей юридического лица об отсутствии события данного административного правонарушения не нашла своего подтверждения, опровергается вышеприведенными доказательствами, положенными в основу обжалуемого постановления.
Доводы жалобы о том, что нормы ДОПОГ не действуют на территории Российской Федерации, их нарушение не влечет юридической ответственности, поскольку данный международный договор не был ратифицирован в Российской Федерации в форме федерального закона, а постановление Правительства РФ № 76 от 03.02.1994 г. «О присоединении РФ к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)» не было официально опубликовано, проверены судом и не нашли своего подтверждения.
Постановлением Правительства РФ № 76 от 03.02.1994 г. принято решение о присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957 г. Данный акт Правительства РФ не является нормативно-правовым, поскольку сам по себе не содержит правовых норм (правил поведения). В связи с этим, не применимы ссылки автора жалобы на п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 7631, предусматривающий последствия неопубликования нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, а также ст. 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», акты Правительства РФ, которые не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не затрагивают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу со дня их подписания.
Вышеуказанное Постановление Правительства РФ № 76 подписано 03.02.1994 г. председателем Правительства РФ и опубликовано в «Собрании актов Президента и Правительства РФ», 14.02.1994, № 7.
Кроме того, ст. 15 Федерального Закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах» содержит перечень международных договоров РФ, которые подлежат ратификации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.
Международный договор Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), к которому 03.02.1994 г. присоединилась Российская Федерация, не входит в перечень международных договоров, подлежащих ратификации, его исполнение не требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов.
Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентирована не федеральными законами, а Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом № 73 от 08.08.1995 г. Минтранса РФ, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Кроме того, законы «О Правительстве РФ от 17.12.1997 г., «О международных договорах РФ» от 15.07.1995 г., на которые ссылается автор жалобы, были приняты и начали свое действие уже после постановления Правительства РФ от 03.02.1994 г. о присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов.
Таким образом, суд, не находя оснований для разделения доводов жалобы, приходит к выводу, что должностное лицо - заместитель командира отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Ф.А. полно и всесторонне исследовал в совокупности все доказательства, дал им надлежащую оценку.
Постановление о привлечении юридического лица ЗАО «(данные обезличены)» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ в минимальном размере.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным суд не усматривает, поскольку с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, его действия нельзя признать не представляющими существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление заместителя командира отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Ф.А. от (дата обезличена) по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Пассажирнефтьсервис» подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя командира отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Ф.А. от (дата обезличена) о признании ЗАО «(данные обезличены)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу ЗАО «(данные обезличены)» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток.
Судья: Е.Ю. Беликова