Дело № 2а-140/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2018 года п. Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Лыкова Ю.А.,
при секретаре Марченко М.И.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Молоковского района Тверской области Лебедевой А.Г..
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Молоковского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, и возложении обязанности разработать проект организации дорожного движения, утвердить перечень аварийно-опасных участков дорог и разработать первоочередные меры по устранению причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение», мотивируя тем, что прокуратурой Молоковского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района законодательства о безопасности дорожного движения.
Прокурорской проверкой установлено, что административным ответчиком нарушаются требования федерального законодательства при реализации полномочий в указанной сфере правоотношений.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 закона Тверской области от 11.2014 №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные полномочия также закреплены в п. 5 ст. 8 Устава муниципального образования «Молоковское сельское поселение».
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения в частности относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актам (ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов.
В силу п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, в прочие работы по содержанию дорог входят, в том числе разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.
Во исполнение требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ и в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным дорожных агентством определен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (письмо МВД РФ от 02.08.2006 №13/6-3853, Росавтодора от 07.08.2006 № 01-29/5313 (далее – Порядок).
В соответствии с п. 2.1. Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
Согласно п. 2.3. Порядка проект организации дорожного движения должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение, в том числе следующих задач: введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами, своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты, обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д.
Пункт 1.4 Порядка предусматривает, что заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ и ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Исходя из содержания изложенных правовых норм федерального законодательства реализация полномочий по обеспечению наличия проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог в границах городского поселения возложена на исполнительные органы местного самоуправления соответствующего сельского поселения (за исключением проходящих по территории сельского поселения дорог федерального, регионального, межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог).
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» от 07.07.2017 № 28 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Молоковского сельского поселения, согласно которому автомобильными дорогами местного значения, в том числе являются проходящие в д. Залужанье (2,21 км), д. Анниково (0,48 км), д. Андрейцево (2,2 км), д. Горка (0,84 км), д. Расловино (1,3 км), д. Рамешки (1,39 км), д. Кузнецково (2,742 км), д. Чернево (1 км).
Однако в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, расположенных в границах д. Залужанье, д. Анниково, д. Андрейцево, д. Горка, д. Расловино, д. Рамешки, д. Кузнецково, д. Чернево.
Наличие проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги определено законодателем в качестве одного из средств достижения безопасности дорожного движения, однако административным ответчиком установленная законом обязанность по разработке указанного проекта не исполняется.
Кроме того, в нарушение требований ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» до настоящего времени не утвержден перечень аварийно-опасных участков дорог и не разработаны первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.
Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
В силу п.п. 1, 3 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Игнорирование административным ответчиком вышеуказанных требований федерального законодательства нарушает право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах, расположенных в границах д. Залужанье, д. Анниково, д. Андрейцево, д. Горка, д. Расловино, д. Рамешки, д. Кузнецково, д. Чернево.
Как указано в ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.
Согласно ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу того, что администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» не выполняются обязанности, возложенные на нее вышеуказанным законодательством, то они подлежат возложению на ответчика в судебном порядке.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут пребывать и передвигаться на территории пос. Молоково, согласно конституционному праву граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно.
Процессуальный административный истец – помощник прокурора Молоковского района Лебедева А.Г. в судебном заседании поддержала заявленный и.о. прокурора Молоковского района Тверской области Ляпкиным А.А. отказ от иска в части требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, выразившегося в неисполнении обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, в частности, не утверждении перечня аварийно-опасных участков дорог и не разработке первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения Молоковского сельского поселения, в том числе на объектах улично-дорожной сети; о возложении на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить перечень аварийно-опасных участков дорог и разработать первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения Молоковского сельского поселения, в том числе на объектах улично-дорожной сети и просила: признать незаконным бездействие администрации муниципального, образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, а именно не разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения Молоковского сельского поселения; возложить на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения Молоковского сельского поселения, а именно в д. Залужанье, д. Анниково, д. Андрейцево, д. Горка, д. Расловино, д. Рамешки, д. Кузнецково, д. Чернево. Предъявленные прокурором требования поддержала и просила их удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Определением Молоковского районного суда Тверской области от 02.11.2018
суд принял отказ административного истца от указанной выше части заявленных к административному ответчику требований.
Административный ответчик - представитель администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки и возражений относительно заявленных административных требований не представил, об отложении дела не просил.
Заинтересованное лицо - представитель ОГИБДД МО МВД России «Краснохолмский», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Сведениями об уважительности причин его не явки суд не располагает.
В соответствии со ст. ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (ст.2). Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3). К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения в частности относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч.4 ст.6). Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст.12). Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ч.ч.1, 2 ст.21). Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ч.1 ст.22). Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил (п.1, п.3 ст.24).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 закона Тверской области от 11.2014 №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», п. 5 ст. 8 Устава муниципального образования «Молоковское сельское поселение» (л.д.36-49), к вопросам местного значения сельского поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.9 ст.5). К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.8 ст.6). К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6 ч.1 ст.13). Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3). Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3). Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов.
В силу п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, в прочие работы по содержанию дорог входят, в том числе разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.
Во исполнение требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ и в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным дорожных агентством определен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (письмо МВД РФ от 02.08.2006 №13/6-3853, Росавтодора от 07.08.2006 № 01-29/5313 (далее – Порядок).
В соответствии с п. 2.1. Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
Согласно п. 2.3. Порядка проект организации дорожного движения должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение, в том числе следующих задач: введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами, своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты, обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д.
Пункт 1.4 Порядка предусматривает, что заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ и ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, из содержания изложенных правовых норм федерального законодательства следует, что реализация полномочий по обеспечению наличия проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог в границах городского поселения возложена на исполнительные органы местного самоуправления соответствующего городского поселения (за исключением проходящих по территории городского поселения дорог федерального, регионального, межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог).
Судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что постановлением администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» от 07.07.2017 №28 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Молоковского сельского поселения, согласно которому автомобильными дорогами местного значения, в том числе являются проходящие в д. Залужанье (2,21 км), д. Анниково (0,48 км), д. Андрейцево (2,2 км), д. Горка (0,84 км), д. Расловино (1,3 км), д. Рамешки (1,39 км), д. Кузнецково (2,742 км), д. Чернево (1 км). Однако в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, расположенных в границах д. Залужанье, д. Анниково, д. Андрейцево, д. Горка, д. Расловино, д. Рамешки, д. Кузнецково, д. Чернево.
Наличие проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги определено законодателем в качестве одного из средств достижения безопасности дорожного движения, однако административным ответчиком установленная законом обязанность по разработке указанного проекта не исполняется.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки от 23.08.2018 (л.д.12-35), письменными объяснениями главы администрации Молоковского сельского поселения Жук А.И., данными в ходе прокурорской проверки (л.д.34).
Административным ответчиком в порядке ст.62 КАС РФ доказательств необоснованности заявленных к нему требований не представлено.
Анализируя приведенные выше нормативно-правовые акты, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «Молоковское сельское поселение» на которую Законом возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения и организации дорожной деятельности, должных мер по устранению выявленных нарушений не предпринято, что говорит о бездействии административного ответчика в решении вопросов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровья граждан, повреждения имущества.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон, а также принимает во внимание возможные последствия не своевременного устранения административным ответчиком нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения и объем предстоящих работ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.39,175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, а именно не разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения Молоковского сельского поселения.
Возложить на администрацию муниципального образования «Молоковское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения Молоковского сельского поселения, а именно д. Залужанье, д. Анниково, д. Андрейцево, д. Горка, д. Расловино, д. Рамешки, д. Кузнецково, д.Чернево.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 ноября 2018 года.
Председательствующий Ю.А. Лыков