Дело № 2 -2831 (2016)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2016 года Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Рагулиной О.А.,
с участием истца Волкова М.В.
при секретаре Жикулиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волкова М.В. к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения на условиях договора специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Волков М.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения на условиях договора специализированного найма. Мотивировав требования тем, что он является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей, решением суда от 15.04.2003 его родители Н.В., В.А. лишены родительских прав. С 01.09.2003г. по 02.09.2009г. он находился на полном государственном обеспечении, воспитывался и проживал в КГБОУ «Ачинский детский дом №1». Он поставлен в очередь в краевом списке, его очередь - 1020. Просит обязать администрацию г. Ачинска предоставить ему изолированное, благоустроенное жилое помещение по месту жительства на территории г. Ачинска на условиях договора найма специализированного жилого помещения исходя из нормы предоставления, предусмотренной законом (л.д. 2-3).
Определением суда от 11 мая 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования Красноярского края (л.д. 1).
Истец Волков М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что осле смерти отца и лишения матери родительских прав за ним было закреплено жилье по ул. д. кв., в котором они проживали семьей на условиях найма. В настоящее время в квартире зарегистрирована и проживает мать Н.В., а также его братья и сестры. Распоряжением администрации г.Ачинска от 20.01.2014г. установлен факт невозможности его проживания в указанном жилье, т.к. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы. Иного жилья он не имеет. Проживать в квартире по ул. не имеет возможности. Он включен в краевой список лиц, подлежащих обеспечению жильем, но до настоящего времени квартира ему так и не предоставлена, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.
Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Цыбулькина Н.В., действующая на основании доверенности №01-17-119 от 17.12.2015 года, действительной до 31.12.2016 (л.д. 25), будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства – судебным извещением, в суд не явилась, в представленном отзыве на иск по исковым требованиям возражала, поскольку решением Министерства образования Красноярского края истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Жилой дом по адресу: не признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, таким образом, истец под категорию лиц, подлежащих обеспечению жильем вне очереди, не подпадает. Истец просит обязать предоставить жилье без учета очередности, во внеочередном порядке, что противоречит требованиям действующего законодательства. Полагает, что право истца не может быть реализовано в нарушение установленного порядка обеспечения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями и в нарушение законных прав и интересов лиц, также имеющих аналогичный статус (л.д. 24, 90).
Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края, Малицкая С.И., действующая на основании доверенности №75-391 от 20.01.2016г., действительной по 31.12.2016г. (л.д. 80), будучи надлежащим образом извещенной о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в представленных возражениях по исковым требованиям возражала, указав, что предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. На основании решения краевой комиссии от 12.09.2013г. Волков М.В. поставлен на учет в список на получение жилья, соответственно, право Волкова М.В. на предоставление жилого помещения не нарушено, его право на предоставление жилья не может быть реализовано в нарушение установленного порядка обеспечения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, определенного законодательством Красноярского края, в нарушение законных прав и интересов других лиц, имеющих аналогичный статус и вставших на учет ранее, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие его представителя (л.д. 77-79, 80, 83, 84).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, том числе в связи с лишением их родительских прав, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статье, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичное положение предусмотрено Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» (ст.17).
Законом края установлены требования к жилому помещению, предоставляемому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Так, жилое помещение должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров. При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза. (п.14 ст.17).
Как установлено по делу, родителями Волкова М.В. года рождения, являются В.А. и Н.В. (л.д.98).
Решением Ачинского городского суда от 15 апреля 2003 года отец В.А. и мать Н.В. были лишены родительских прав, в связи с чем Волков М.В. относится к категории лиц, остающихся без попечения родителей (л.д.7).
отец В.А. умер (л.д. 8).
Распоряжением Главы г. Ачинска №0856-р от 24.04.2003 малолетние Волков М.В., К.В. переданы в МОУ «Школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за малолетними сохранено право пользования квартирой №2 по адресу: (л.д. 31).
Согласно выписки из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ачинск, на регистрационном учете в указанном жилье состоят: Н.В.- с 29.11.1999г.; Волков М.В.- с 29.11.1999г.; К.В.- с 29.11.1999г.; А.В.- с 18.12.2003г.; Н.А.- с 26.03.2004г.; А.А.- с 25.03.2011г.; без регистрации проживает О.В. (л.д. 74).
Указанное жилое помещение было предоставлено на основании ордера №92 матери истца Н.В. в 1999г. с учетом сына А.В., дочери О.В., сына Волкова М.В., сына К.В., с Н.В. был заключен догвор социального найма, в данный договор был включен Волков М.В. г.р. (л.д. 75, 76, 103, 104-106).
Вместе с тем, истец прав на указанное жилое помещение не имеет. Распоряжением Администрации г. Ачинска №128-р от 20.01.2014 установлен факт невозможности проживания Волкова М.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (л.д. 120-121).
У родителей Волкова М.В.- В.А., Н.В., равно как у него самого, жилых помещений на праве собственности не имеется, что подтверждается соответствующими справками Росреестра, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (л.д. 110, 111, 112, 113, 122).
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Волков М.В. распоряжением администрации города от 30.10.2012 №3956-р принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, порядковый номер очереди в едином списке- 936 (л.д. 27).
12 сентября 2013г. Волковым М.В. подано заявление в Министерство образования и науки Красноярского края о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории г. Ачинска Красноярского края (л.д. 95).
Согласно справке Отдела по защите прав детей Администрации г.Ачинска Волков В.М. включен в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению впоследствии жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. 16.01.2015 года его учетное дело рассмотрено краевой комиссией номер его очереди в общекраевом списке 1020, что также подтверждается выпиской из приказа Министерства образования Красноярского края от 22.03.2016 №83-1105 (л.д. 23, 28).
Таким образом, с 15 апреля 2003г. истец являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем, по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства, он отнесен к категории лиц, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеуказанными законами.
В 2009 году истицу исполнилось 18 лет. Учитывая наличие статуса истца, факт обращения в установленный законом срок — до достижения 23-х летнего возраста в Министерство образования края с целью обеспечения его жилым помещением, а также нуждаемость истца в жилом помещении, суд приходит к выводу, что истец приобрел право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Поскольку до настоящего времени истец жильем не обеспечен, требования истца подлежат удовлетворению.
При этом, положения п. 11 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02 ноября 2000 года N 12-961 о том, что предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком, судом во внимание не принимается, поскольку данное положение противоречит федеральному законодательству.
Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца об обеспечении его жилым помещением являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить Волкову М.В. на условиях договора найма специализированного жилого помещения, изолированное жилое помещение на территории города Ачинска, соответствующее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, исходя из нормы предоставления 33 кв.м., с допусками, установленными частью 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Судья О.А. Рагулина
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2016г.