Дело № 2-951/2012.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2012 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вознюка А.Ю., при секретаре Семенищевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Асбеста в интересах Рогачевой И. А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Асбестовского городского округа о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Асбеста обратился в Асбестовский городской суд с иском в интересах Рогачевой И. А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Асбестовского городского округа о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, указав, что прокуратурой г. Асбеста проведена проверка по обращению Рогачевой И.А. Установлено, что Рогачева И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители ФИО3, ФИО2 лишены родительских прав. До настоящего времени Рогачева И.А. жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1613-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции и главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01.01.2010 возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Истец просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для Рогачевой И.А. благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, и передать его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа; обязать администрацию Асбестовского городского округа предоставить Рогачевой И.А. на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, приобретенное за счет средств областного бюджета.
Помощник прокурора г. Асбеста Коденко О.Л. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истец Рогачева И.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, уважительных причин своей неявки не представила.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, уважительных причин своей неявку суду не представил.
Представитель ответчика администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил письменное мнение по иску, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, дело рассмотреть в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, родителями истца Рогачевой И.А. являются ФИО2 и ФИО3 (л.д. 9).
Решением Асбестовского городского суда от *Дата* ФИО3 лишена родительских прав в отношении Рогачевой И. А., *Дата* года рождения (л.д. 10-11).
Таким образом, Рогачева И.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановления главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* Рогачева И.А. включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 7).
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Частью 2 указанной статьи предусмотрено такое исключение в пп. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01.01.2010 г. возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» определен Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Главным распорядителем средств областного бюджета на указанные цели является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.
После приобретения жилья СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области адресный перечень жилых помещений.
Органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Такие предложения предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Само распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилого помещения.
На основании постановления Правительства Свердловской области от *Дата* *Номер* создано государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» путем изменения типа Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» с сохранением основных целей деятельности и штатной численности учреждения.
Неисполнение ответчиками требований федерального законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает гарантированные федеральным законодательством права Рогачевой И.А., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы представитель третьего лица ГКУ «Фонд жилищного строительства» о том, что в случае принятия решения об обеспечении жилым помещением истца вне очереди списка, будут нарушены права граждан, у которых право на внеочередное предоставление жилого помещения возникло ранее, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели, судом не принимаются во внимание. Федеральным законом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением данной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поэтому указанные возражения представителя третьего лица не основаны на законе.
На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования прокурора г. Асбеста в интересах Рогачевой И.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░