№ 2а-464/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Лысково 31 августа 2018 года
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Васениной А.Н.,
при секретаре судебного заседания Качутовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова С. Н. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области, Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области о признании решения и бездействия незаконными и возложении обязанности произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Кузнецов С.Н. обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что до ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, тем самым являлся плательщиком двух систем налогообложения УСН и ЕНВД.
Указывает, что по итогам 2014 года его доход составил <данные изъяты> рубль, при этом УСН - <данные изъяты> рубль, ЕНВД - <данные изъяты> рублей. По итогам 2015 года доход административного истца составил <данные изъяты> рублей (УСН - <данные изъяты> рубля, ЕНВД - <данные изъяты> рублей). Указанные суммы выше 300 000 рублей, в связи с чем, сотрудниками отделения ПФР по Нижегородской области ему был начислен дополнительный страховой взнос в виде 1 %. Однако расходы, которые Кузнецов С.Н. осуществил в рамках предпринимательской деятельности, не учитывались.
Административный истец считает, что его расходы за 2014 год составили <данные изъяты> рублей, за 2015 год - <данные изъяты> рубля. При этом, переплата составила 162 159 рублей 05 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов С.Н. обратился с заявлением о перерасчете и возврате переплаты в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области, однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано по неуказанным основаниям.
Считая данное решение незаконным и необоснованным, Кузнецов С.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Государственным учреждением Отделением Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области незаконным, обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области произвести возврат Кузнецову С.Н. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 71 403 рубля 13 копеек за 2014 год и в размере 90 755 рублей 92 копеек за 2015 года, а всего 162 159 рублей 05 копеек; признать бездействие Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области, выразившееся в непроизводстве перерасчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 годы, уплаченных индивидуальным предпринимателем Кузнецовым С.Н., незаконным, обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 годы, уплаченных ИП Кузнецовым С.Н.
В судебное заседание лица, участвующие по делу не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Судом установлено, что на основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и части 2 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закона № 12-ФЗ) Кузнецов С. Н., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г., являлся страхователем по пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со статьей 18, пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона № 12-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Из статьи 16 Закона № 12-ФЗ следует, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 12-ФЗ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ вышеперечисленная категория страхователей уплачивала соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212 размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, поскольку согласно статье 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения у предпринимателя являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то положения статьи 346.15 Кодекса применены в совокупности с положениями статьи 346.16 Кодекса, устанавливающей порядок определения расходов.
Статья 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 года № 27-П по делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-Ф3 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда, в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Закона № 212-ФЗ», указывалось, что устанавливая дифференцированный механизм определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, учитывающий величину получаемого дохода, федеральный законодатель преследовал цель нивелировать негативные последствия повышения размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства, и в особенности для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих низкодоходные виды деятельности, предоставить им возможность продолжать осуществлять хозяйственную деятельность в пределах правового поля, а представителям бизнеса с большим доходом - позволить формировать свои пенсионные права в большем объеме. При этом размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога с сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1).
При этом, при исчислении налоговой базы и суммы налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения при объекте налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов, федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов; состав расходов определяется по правилам статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, само указание в пункте 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи со статьей 346.16 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения при объекте налогообложения доходы уменьшенные на величину произведенных расходов и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Такое понимание взаимосвязанных положений пункта 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статей 346.15 и 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации согласуется и с вышеуказанными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1998 года N7-IT правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовой доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (Постановление КС РФ от 13 марта 2008 года М5-П).
Таким образом, исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации изложенных в Постановлении от 30.11.2016 №27-П положения пункта 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статей 346.15, 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи и предполагают, что для цели исчисления страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты данного налога.
Административный истец обратился с заявлением о перерасчете и возврате переплаты в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области. Однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области Кузнецову С.Н. в проведении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов было отказано. При этом, оснований отказа обжалуемое решение не содержит.
Поскольку в данном случае положения Постановления Конституционного суда РФ № 27-П от 30.11.2016 применимы к спорным правоотношениям, Кузнецов С.Н. имеет право на возврат излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 2014 по 2015 годы, следовательно, отказ Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области является незаконным.
Судом установлено, что по итогам 2014 года доход Кузнецова С.Н. <данные изъяты> рубль, при этом УСН - <данные изъяты> рубль, ЕНВД - <данные изъяты> рублей. По итогам 2015 года доход административного истца составил <данные изъяты> рублей (УСН - <данные изъяты> рубля, ЕНВД - <данные изъяты> рублей).
Поскольку указанные суммы выше 300 000 рублей, Кузнецову С.Н. был начислен дополнительный страховой взнос в виде 1 %. Однако расходы, которые Кузнецов С.Н. осуществил в рамках предпринимательской деятельности, не учитывались.
Из материалов дела следует, что расходы Кузнецова С.Н. за 2014 год составили 42 991 148 рублей. При этом, налоговая база равна <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей - <данные изъяты> рублей). Дополнительный взнос в ПФР должен составлять 39896 рублей 83 копейки (<данные изъяты> - 300 000 рублей) X 1%. С учетом этого по итогам 2014 года административный истец переплатил дополнительный взнос в Пенсионный фонд РФ в размере 71 403 рублей 13 копеек.
Расходы Кузнецова С.Н. за 2015 год составили 39 267 452 рублей. При этом, налоговая база равна <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей - <данные изъяты> рублей). Дополнительный взнос в Пенсионный фонд РФ должен составлять <данные изъяты> (<данные изъяты> рублей - 300 000 рублей) х 1%. С учетом этого, по итогам 2015 года Кузнецов С.Н. переплатил дополнительный взнос в Пенсионный фонд РФ в размере 90 755 рублей 92 копейки Общий размер переплаты составил 162 159 рублей 05 копеек.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования Кузнецова С.Н. о признании решения Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а также требование о возложении на ответчика Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области обязанности произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в размере 162 159 рублей 05 копеек, на основании перерасчета страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем Кузнецовым С.Н. за периоды с 2014-2015 годы, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Тем самым, требования истца о признании бездействия Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области, выразившееся в не производстве перерасчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 годы, уплаченных индивидуальным предпринимателем Кузнецовым С.Н., незаконным, обоснованы и подлежат удовлетворению. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Поскольку судом признается незаконным бездействие административного ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области, то на последнего возлагается обязанность по устранению допущенных нарушений путем проведения перерасчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 годы, уплаченных индивидуальным предпринимателем Кузнецовым С.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кузнецова С. Н. к Государственному учреждению Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области, Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете Кузнецову С.Н.обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы, незаконным.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области произвести возврат Кузнецову С.Н. излишне уплаченных страховых взносов в размере 71 403 рубля 13 копеек за 2014 год и в размере 90 755 рублей 92 копеек за 2015 года, на основании перерасчета страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем Кузнецовым С.Н. за 2014-2015 годы.
Признать бездействие Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области, выразившееся в непроизводстве перерасчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 годы, уплаченных индивидуальным предпринимателем Кузнецовым С.Н., незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ по Лысковскому району Нижегородской области произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 годы, уплаченных индивидуальным предпринимателем Кузнецовым С.Н.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: А.Н. Васенина