Решение по делу № 7п-70/2014 от 18.09.2014

Судья Касаткина Т.Н. Дело № 7п-70/2014

РЕШЕНИЕ

г.Йошкар-Ола 19 сентября 2014 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А., рассмотрев жалобу Гумерова ... на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2014 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Гумерова ..., ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2014 года Гумеров Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, с помещением в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан при УФМС России по Республике Марий Эл для обеспечения его выезда за пределы Российской Федерации.

Не согласившись с постановлением, Гумеров Р. подал в Верховный Суд Республики Марий Эл жалобу, в которой просит отменить постановление и возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судьей не дана надлежащая оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, оснований для его выдворения за пределы Российской Федерации не имеется.

Выслушав объяснения Гумерова Р. и его защитника Соловьева С.В., поддержавших доводы жалобы, инспектора УФМС России по Республике Марий Эл Рядова П.С., полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, проверив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.

В силу части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ установлено, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Согласно Приложению 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан в Перечень документов граждан Республики Узбекистан для въезда, выезда, следования транзитом, пребывания и передвижения по территории Российской Федерации, включены: 1) дипломатический паспорт; 2) паспорт гражданина Республики Узбекистан; 3) удостоверение гражданина Республики Узбекистан, не достигшего 16-летнего возраста; 4) свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан (только для возвращения в Республику Узбекистан).

В силу положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 25 июля 2012 года УФМС России по Нижегородской области принято решение № 39652, которым Гумерову Р. разрешено временное проживание в Российской Федерации по 25 июля 2015 года, о чем проставлена соответствующая отметка в паспорте гражданина Республики Узбекистан Гумерова Р. (л.д.9).

2 сентября 2014 года в 15 часов в ходе оперативно-профилактических мероприятий по адресу: ..., выявлен гражданин Республики Узбекистан Гумеров Р., который с 8 декабря 2012 года по настоящее время пребывает в Российской Федерации по паспорту гражданина Узбекистана, срок действия которого истек 7 декабря 2012 года.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Гумерова Р. подтверждены протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника УФМС России по Республике Марий Эл от 3 сентября 2014 года; письменными объяснениями Гумерова Р. от 3 сентября 2014 года; копией паспорта Гумерова Р.; досье иностранного гражданина Гумерова Р.; пояснениями Гумерова Р., признавшего вину в совершенном административном правонарушении.

При таких обстоятельствах полагаю, что вывод судьи о наличии в деяниях Гумерова Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, является правильным.

Данный вывод подателем жалобы не оспаривается.

Вместе с тем полагаю, что при назначении Гумерову Р. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей Йошкар-Олинского городского суда не были учтены все обстоятельства дела.

Согласно информации, содержащейся на сайте посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации (www.uzembassy.ru/sertif.htm), в случаях, если паспорт гражданина Республики Узбекистан просрочен, гражданам Узбекистана, имеющим постоянную прописку на территории Узбекистана и временно находящимся за границей, выдается свидетельство (сертификат) на возвращение в Узбекистан. Для получения сертификата заявителю необходимо в частности приложить справку (форма №9), которая выдается по месту постоянной прописки заявителя. Для получения формы №9 родственник заявителя в Узбекистане может обратиться с заявлением в паспортный стол, где заявитель постоянно прописан.

8 сентября 2014 года Гумерову Р. ... УВД ... области Республики Узбекистан выдана соответствующая справка о факте его регистрации в Республике Узбекистан для оформления сертификата для возвращения в Республику Узбекистан.

В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», наряду с нормами материального права суду следует учитывать постановления Европейского Суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в настоящем деле (пункт 4).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» обратил внимание на обязательность для судов постановлений Европейского Суда по правам человека, принятых в отношении Российской Федерации. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Не применение нормы международного права, подлежащей применению, является основанием к отмене или изменению судебного акта (пункты 9-11).

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека по делу «Алим против России», определенной в Постановлении от 27 сентября 2011 года, по смыслу, придаваемому статьей 8 Конвенции под семейной жизнью, под семейными отношениями подразумеваются не только отношения, основанные на браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством соответствующего государства, но и фактически сложившиеся, длительные семейные отношения. Понятие «семьи» не ограничивается основанными на браке взаимоотношениями и может включать другие фактические «семейные» отношения, когда стороны проживают совместно вне брака. Ребенок, рожденный в результате брачных отношений, в силу закона является частью соответствующей «семьи» с момента и в силу самого факта его или ее рождения. Существование или отсутствие «семейной жизни» в смысле статьи 8 Конвенции зависит от фактического существования на практике тесных личных связей, в частности очевидной заинтересованности и обязательств отца в отношении ребенка до и после рождения.

Разъясняя порядок применения административного наказания в виде выдворения за пределы территории Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 23.1 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что следует также учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Материалами дела подтверждается, что у Гумерова Р. имеются двое несовершеннолетних детей: ... 2012 года рождения, и ... 2014 года рождения, являющиеся гражданами Российской Федерации. Тот факт, что брак между Гумеровым Р. и Г. расторгнут 00.00.00, не влияет на права и обязанности заявителя как родителя в силу положений статей 61, 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Гумеров Р. при рассмотрении жалобы на постановление пояснил, что в настоящее время проживает совместно с Г. и их несовершеннолетними детьми, имеет намерение и возможность выехать в Республику Узбекистан для замены паспорта гражданина Узбекистан с целью возвращения в Российскую Федерацию и получения возможности законно находиться в Российской Федерации вместе со своей семьей.

По материалам дела не усматривается, что нахождение Гумерова Р. на территории Российской Федерации может на данный момент причинить существенный вред государственным, общественным интересам, при этом выдворение из Российской Федерации, где проживают члены его семьи, будет нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении по постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом таких обстоятельств постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2014 года, вынесенное в отношении Гумерова Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Гумерову Р. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 30.6-3.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2014 года, вынесенное в отношении Гумерова ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить указание на назначение Гумерову ... административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Гумерова ... освободить из Специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Марий Эл.

В остальной части постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 сентября 2014 года оставить без изменения.

Судья О.А.Петрова

7п-70/2014

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Статьи

1.1

18.8

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
18.09.2014Материалы переданы в производство судье
19.09.2014Судебное заседание
19.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее