Дело № 2а-1434/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2016 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Перченко Н.Л.
при секретаре Бакулиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области к Н.А.О о взыскании задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ и пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов,
у с т а н о в и л:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области обратилось в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование указало, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве страхователя - индивидуального предпринимателя в ГУ-Управлении Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области и обязан на основании Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. С ДД.ММ.ГГГГ Н.А.О прекратил деятельность индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. В результате осуществления контрольных мероприятий у данного административного ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. За неуплату в установленный срок страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ, административному ответчику было произведено начисление пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты>. В целях соблюдения порядка досудебного урегулирования спора, для добровольной уплаты административному ответчику заказным почтовым отправлением было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам ДД.ММ.ГГГГ и пени, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, однако Н.А.О его не исполнил, указанные в требовании суммы не уплатил. Административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, а именно: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты>; пеню за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>; пеню за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>; пеню за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени его проведения извещён, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав о том, что поддерживает иск в полном объёме, поскольку задолженность ответчиком не погашена.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещался судом по адресу, указанному в административном иске, судебную повестку ответчик не получил по причине истечения срока её хранения в отделении почтовой связи. Согласно справке УФМС Н.А.О зарегистрированным на территории Сахалинской области не значится, при таких данных суд приходит к выводу о том, что фактическое место жительства административного ответчика не известно и, руководствуясь положениями части 4 статьи 54 КАС РФ, назначает Н.А.О адвоката в качестве представителя.
В судебном заседании адвокат Ф.И.М административный иск не признала, поскольку не известны причины неисполнения административным ответчиком своей обязанности страхователя, которые могут быть уважительными.
Руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ПФР.
Заслушав возражения адвоката, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Данный вывод суда основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Из положений статьи 3 данного закона следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 5 названного Федерального закона, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
На основании нормы статьи 14 Закона РФ № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом в следующем порядке:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчётный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчётный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчётный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1.2. части 1 статьи 14).
Согласно подпункту 4.1. части 4 статьи 14 Закона РФ № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчётного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращён либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Норма статьи 16 Закона РФ № 212-ФЗ обязывает индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчётным периодом.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 16).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8 статьи 16).
На основании части 3 статьи 19 Закона РФ № 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьёй 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 22 этого же Федерального закона, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно положениям статьи 25 Закона РФ № 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начисляются пени, начисление производится со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела суд установил, что Н.А.О ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Н.А.О в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации в качестве страхователя в Территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, а ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока действия документа, дающего право временно проживать в Российской Федерации, административный ответчик прекратил свою деятельность индивидуального предпринимателя, снят с регистрационного учёта.
В ходе контрольных мероприятий, административным истцом у Н.А.О выявлена недоимка по страховым взносам в указанных в административном иске суммах, в связи с чем, административному ответчику выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес Н.А.О ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком заказных почтовых отправлений, поданным в отделение почтовой связи. Административному ответчику предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить указанные в требовании суммы недоимки по страховым взносам и пени.
Как указал в административном исковом заявлении административный истец, свою обязанность по уплате страховых взносов Н.А.О не исполнил.
Из анализа вышеприведённых норм материального закона, следует вывод о том, что обязанность уплачивать страховые взносы наступает у гражданина с момента регистрации в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента её окончания, то есть исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Взносы за каждый страховой год должны уплачивать все предприниматели, независимо от применяемой системы налогообложения.
Кроме этого, действующее законодательство не ставит обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов в зависимость от факта ведения/неведения им предпринимательской деятельности.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что административный иск предъявлен на законных основаниях, обоснован относимыми и допустимыми доказательствами, поэтому подлежит удовлетворению в полном объёме.
Сведений об уплате административным ответчиком имеющейся задолженности в деле не содержится.
На основании статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из цены административного иска (<данные изъяты>) с Н.А.О как с проигравшей дело стороны, суд взыскивает государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в сумме <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области – удовлетворить.
Взыскать с Н.А.О, проживающего по <адрес>, задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> и пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, в том числе:
недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты>;
пеню за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>;
пеню за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>;
пеню за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Н.А.О в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 29 апреля 2016 года.
Председательствующий судья Перченко Н.Л.