Дело № 2-679/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2016 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.В.
при секретаре Лобовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании противоправными действий, обязании прекратить сбор жидких хозяйственно-бытовых отходов в выгребные ямы, организовать водоотведение в жилых домах, обеспечить сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, довести до сведения потребителей решения суда,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия, человека по Челябинской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Челябинской области) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором с учетом уточнений просит:
признать действия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области противоправными в части выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством следующих объектов капитального строительства: жилого дома № (стр.), почтовый АДРЕС; жилой дом № (стр.), почтовый АДРЕС; жилой дом № (стр.), почтовый АДРЕС; жилой дом № (стр.), почтовый АДРЕС без подключения к централизованной системе водоотведения вышеуказанных многоэтажных (десятиэтажных) жилых домов;
признать действия администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области по осуществлению сбора хозяйственно-бытовых сточных вод от вышеуказанных домов в выгребные ямы противоправными, поскольку полномочия по отведению в пределах поселения относятся к полномочиям органа местного самоуправления поселений;
обязать администрацию Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области прекратить сбор жидких хозяйственно - бытовых сточных вод в выгребные ямы;
обязать ответчиков организовать водоотведение в жилых домах жилого дома № (стр.), почтовый АДРЕС; жилой дом № (стр.), почтовый АДРЕС; жилой дом № (стр.), почтовый АДРЕС; жилой дом № (стр.), почтовый АДРЕС в соответствии «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», обеспечить сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализационную сеть).
обязать ответчиков довести до сведения потребителей решение суда в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации.
В качестве основания иска указано, что в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступило обращение ДАТА по вопросу ужасного зловонного запаха, исходящего от выгребной ямы, расположенной рядом с подъездом и предназначенной для сбора жидких хозяйственно-бытовых стоков от девятиэтажных домов АДРЕС, не подключенных к централизованной канализации после ввода домов в эксплуатацию. Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области проведено административное расследование в отношении администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на ввод в эксплуатацию здания по АДРЕС. В ходе проверки осуществлен осмотр территории жилого десятиэтажного дома АДРЕС. По окончании административного расследования установлено, что администрация Сосновского муниципального района Челябинской области допустило правонарушение, выразившееся в невыполнении требований санитарно-эпидеимологического законодательства. На расстоянии более 100 метров от вышеуказанного жилого дома размещены две накопительные емкости, предназначенные для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от данного жилого дома (одна емкость закрыта, а вторая открыта и доверху наполнена хозяйственно-бытовыми сточными водами).
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдала ДАТА и ДАТА ООО СК «Альтернатива» разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством объектов капитального строительства по вышеуказанным адресам без подключения к централизованной системе водоотведения вышеуказанных многоэтажных (десятиэтажных) жилых домов, что является нарушением Закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-фЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», действующих санитарных правил и гигиенических нормативов раздел VIII п.8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». По факту выявленного нарушения должностным лицом специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора от ДАТА № составлен протокол об административном правонарушении, по статье 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно - эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, зданий, сооружений. За установленные правонарушения юридическое лицо администрация Сосновского муниципального района Челябинской области привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ. Выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, создают угрозу здоровью и санитарно- эпидемиологическому благополучию населения. Водоснабжение, водоотведение отнесено к полномочиям администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. В связи с тем, что ответчики допустили предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области выдала разрешение на ввод в эксплуатацию завершенного строительство объектов капитального строительства без подключения к централизованной системе водоотведения в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, действия администрации являются противоправными, предоставляемые услуги по вододотвоедению нарушают права потребителей на безопасность для жизни и здоровья. Отсутствие подключения многоквартирных жилых домов к централизованным сетям канализирования создает угрозу для жизни и здоровья граждан, так как имеет опасности возникновения в будущем разлива хозяйственной сточным вод на прилегающую придомовую территорию, что способствует возможному распространению массовых инфекционных заболеваний, эпидемий среди людей и прочего.
Представители истица Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Никитюк А.Л., Легошина С.Б. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Сторожева О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, представлены письменные возражения (л.д. 9-12 том).
Представитель ответчика администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Халикова в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ООО СК «Альтернатива» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения (л.д. 111-112 том 2).
Представители третьих лиц ООО УК «Альянс Плюс», ООО «ЮжУралВодоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Из материалов дела суд установил, что ДАТА в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступило обращение гражданки П.И.А. по вопросу «ужасного зловонного запаха, исходящего от выгребной ямы, расположенной рядом с подъездом и предназначенной для сбора жидких хозяйственно-бытовых стоков от девятиэтажных домов АДРЕС, не подключенных к централизованной канализации после вода домов в эксплуатацию» (л.д. 172 том 1).
По сведениям администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА АДРЕС является неканализированным населенным пунктом (л.д. 137 том 2).
Согласно письму администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от ДАТА в адрес ООО СК «Альтернатива» администрации согласовывает использование накопительных емкостей канализационной насосной станции, возводимой для сбора жидких бытовых отходов от многоквартирных десятиэтажных домов на земельном участке с кадастровым №, расположенном АДРЕС, в качестве мокрых колодцев с последующим вывозом ЖБО в места их переработки до ДАТА (л.д. 233 том 1).
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области застройщику ООО СК «Альтернатива» выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию жилого дома № (стр.), расположенного по АДРЕС (л.д. 21-22 том 1).
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области ООО СК «Альтернатива» выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию жилого дома № (стр.), расположенного по АДРЕС (л.д. 23-24 том 1).
ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области ООО СК «Альтернатива» выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию жилого дома № (стр.), расположенного по АДРЕС (л.д. 25-26 том 1).
Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области проведено административное расследование в отношении администрации Сосновского муниципального района АДРЕС, выдавшей разрешение на ввод здания в эксплуатацию.
В ходе осмотра в рамках административного расследования установлено на расстоянии 150-200 метров от жилого дома по АДРЕС размещены две накопительные емкости, предназначенные для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от данного жилого дома (одна емкость закрыта, а вторая открыта и доверху наполнена хозяйственно-бытовыми сточными водами). Вокруг накопительных емкостей имеется разлив сточных вод, имеется запах фикалий (л.д. 161-171 том 1).
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Челябинской области от ДАТА глава администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Котов В.П. привлечен к административной ответственности по ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанной нормы истцом не представлено доказательств нарушения в настоящее ответчиками санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, зданий, сооружений, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц действиями ответчиков.
Вместе с тем, согласно акту осмотра системы централизованного водоотведения АДРЕС ДАТА проведен осмотр канализационной насосной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым №, в ходе которого установлено, что станция осуществляющей сбор и накопление канализационных стоков от жилых домов № по АДРЕС. Станция две накопительные емкости, а также систему откачки канализационных стоков через магистральный коллектор в Кременкульские очистные сооружения. Участниками осмотра продемонстрирована работоспособность станции и процесс откачки стоков из накопительных емкостей через магистральный коллектор. Станция соединена с жилыми домами через внутриквартальные сети водоотведения. ООО «ЮжУралВодоканал» предъявлены к осмотру Кременкульские очистные сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым №, осуществляющие прием стоков от жилых домов № по АДРЕС На момент осмотра в сооружение поступают канализационные стоки от жилых домов № по АДРЕС Иных стоков кроме стоков от указанных жилых домов в очистные сооружения не поступает. В ходе осмотра принимали участие представители администрации Сосновского района Челябинской области, администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, ООО «ЮжУралВодоканал», ООО УК «Альянс Плюс». О времени и месте осмотра также извещался руководитель Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, однако свого представителя на осмотр не направил (л.д. 113-115 том 2).
Постановлением администрации Краснопольского сельского поселения от ДАТА № гарантирующей организацией по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Краснопольского сельского поселения назначено ООО УК «Альянс Плюс» (л.д. 174 том 1).
Решением Совета депутатов Краснопольского сельского поселения муниципального района Челябинской области от ДАТА № утверждена схема водоснабжения и водоотведения Краснопольского сельского поселения на ДАТА (л.д. 13-28 том 2).
На объект капитального строительства - канализационную насосную станцию, внеквартальную систему водоотведения, наружные сети водоотведения жилых домов № по АДРЕС ДАТА получены положительные заключения негосударственной экспертизы ДАТА, утвержденные ООО «Э*» (л.д. 117-118 том 2), а в дальнейшем и разрешения на строительство ДАТА и от ДАТА (л.д. 119-121 том 2).
ДАТА между ООО «ЮжУралВодоканал» и ООО СК «Альтернатива» заключен договора № о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, срок подключения объекта ДАТА, согласно приложению к договору в перечне мероприятий по подключению (технологическом присоединении) к централизованной системе имеются следующие работы: проведение изыскательских работ, проектирования сетей водоотведения, сдача результатов строительства комиссии по приемке сетей в эксплуатацию (срок до ДАТА), строительство внутриквартальных сетей водоотведения, устройства узла учета сточных вод (срок до ДАТА4 года).
Согласно приложениям № к вышеуказанному договору сторонами сделки составлены акту о готовности внутриплощадных и (или) внутридомовых сетей и оборудования, о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (л.д. 129, 131).
Кроме того, в силу п. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей», в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Ранее действовавшая редакция данной статьи, на которую ссылается истец в своем исковом заявлении, допускала предъявление требований, целью которых является признание действий ответчика противоправными.
Таким образом, актуальная редакция специального закона, в отличие от ранее действовавшей, не предусматривает такого самостоятельного способа защиты нарушенного права потребителей, как признание действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в названной норме также указано, что защита гражданских прав осуществляется и иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты права избирается истцом, при этом, он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Учитывая, что разрешения на строительство, выданные застройщику ООО СК «Альтернатива» ДАТА и ДАТА администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области на ввод в эксплуатацию завершенного строительством вышеуказанных объектов капитального строительства (жилых домов по АДРЕС, на основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации не оспариваются, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о признании оспариваемых действий ответчиков противоправными не направлены на защиту или восстановление нарушенных или оспариваемых прав жителей АДРЕС что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Все доводы искового заявления Управления Роспотребнадзора по Челябинской области по сути сводятся к установлению факта совершения администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области административного правонарушения по ст. 6.4 КоАП РФ, который не является предметом рассмотрения настоящего гражданского дела.
В связи с тем, что спорные жилые дома сданы в эксплуатацию, какие-либо требования к застройщику жилых домов ООО СК «Альтернатива» не предъявляются, оснований для обязания администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области прекратить сбор жидких хозяйственно - бытовых сточных вод в выгребные ямы не имеется.
Кроме того, факт сбора жидких хозяйственно - бытовых сточных вод от домов №, расположенных по АДРЕС в выгребные ямы безусловного подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел.
Как видно из материалов дела ДАТА между ООО УК «Альянс Плюс» как исполнителем и ООО СК «Альтернатива» как заказчиком заключен договор на вывоз жидких бытовых отходов с территории и от объектов заказчика, расположенных по АДРЕС (л.д. 142 том 2).
Согласно ответу ООО УК «Альянс Плюс» в ДАТА общество не осуществляло никаких работ по вывозу сточных вод из выгребных ям в районе жилых домов по АДРЕС.
Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения основного требования, то не имеется законных оснований для возложения на ответчика обязанности в порядке статьи 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» о доведении решения суда до сведения потребителей через средства массовой информации.
Представитель администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в письменном отзыве считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с подведомственностью спора арбитражному суду и необходимости рассмотрения дела в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ (л.д. 9-10 том 2).
Суд не соглашается с данными доводами. В связи с тем, что исковые требования предъявлены Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц на основании Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», дело рассматривается в порядке ГПК РФ, подведомственного суду общей юрисдикции, оснований для прекращения производства по делу, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: