2-3289 /15
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи ДжунайдиеваГ.Г.
при секретаре Акаевой А.А.
С участием представителя истца Гаджиева Д.М.
Представителя ответчика Балабекова Э, Ю,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Магомедовой Х.М. к Администрации ГО «город Махачкала обязать Администрацию г. Махачкалы предоставить ей жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения
Установил
Магомедовой Х.М. к Администрации ГО «город Махачкала обязать Администрацию г. Махачкалы предоставить ей жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения указывая, что она является сиротой и состоит на жилищном учете в городе Махачкала. В феврале 2015 года она обратилась в администрацию города Махачкалы, чтобыей предоставили жилье, но ей отказали, сказав, что будет обеспечена согласно установленной очереди, с чем она не согласна и считает, что это нарушаются ее права предусмотренные законом.
Представитель истца просит удовлетворить иск по указанным основанием
Представитель ответчика просит в иске отказать пояснив, что истица Магомедова Х.М. с 04 июля 2013 года состоит в списке очередности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для получения жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Закона РД от 04.12.20108 г. №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Согласно ст. 4 указанного закона у органов государственной власти есть права и обязанности в отношении органов местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий. П.2 ст. 4 определяет, что они обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов РД субвенции на осуществление государственных полномочий.
В соответствии с Постановлением Правительства РД от 23.01.2015 г. №13 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям РД на I квартал 2015 года», применяемой для расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета РД» составляет 37630 рублей.
В арифметическом исчислении: 87906,642 рублей бюджетных средств / 37630 рублей за 1 кв.м. жилья / 33 кв.м. (минимальная квадратура) = 70,79 человек в 2015 г.
Администрация г. Махачкалы может обеспечить при предоставлении минимально разрешенной законодательством жилой площади, равной 33 кв.м., 70 детей сирот. Это в том случае, если в торгах примут участие застройщики, которые предложат за указанную стоимость указанную квадратуру (приобретение жилья для указанной категории возможно только путем проведения торгов). В настоящее время в списке очередников находится более 400 детей. А значит предоставление каждому из них жилья сразу после постановки на учет, невозможно вследствие отсутствия финансовых средств в бюджете администрации города.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 статьи 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, наделение полномочий муниципальных образований должно подкрепляться соответствующими субвенциями. В расходной части бюджета городского округа не закреплены собственные средства для решения вопросов приобретения жилья для данной категории граждан.
В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что при рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать, что в случае принятия субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-си ротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд при определении надлежащего ответчика должен руководствоваться этими нормативными актами (ст. 5 и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Исходя из примеров, изложенных в указанном обзоре Верховного Суда РФ, иски о предоставлении жилого помещения к администрациям муниципальных районов и городских округов удовлетворяются в тех субъектах РФ, где расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей жилым помещением производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета.
В Республике Дагестан приняты соответствующие нормативные акты, четко разграничивающие полномочия органов местного самоуправления и республиканских органов власти в процессе предоставления жилья и не предусматривающие приобретение квартир за счет местных бюджетов с последующей компенсацией. Республиканским законодательством предусмотрено прямое выделение субвенций на указанные цели с последующим отчетом об их использовании.
В обязанности органов местного самоуправления ст. 3 Закона РД от 04.12.2008 № 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относит:
осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РД;
соблюдать бюджетное законодательство Российской Федерации и РД;
своевременно и в полном объеме обеспечивать целевое, эффективное и рациональное использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных на осуществление государственных полномочий;
исполнять нормативные правовые акты и предписания органов государственной власти РД по вопросам осуществления государственных полномочий;
представлять органам исполнительной власти РД, уполномоченным Правительством РД, отчеты об осуществлении государственных полномочий, иные документы.
Администрацией г. Махачкалы необходимая информация о количестве детей сирот ежегодно направляется в Министерство образования и науки РД.
Министерство образования и науки РД на основании этих сведений, до 1 сентября представляет сведения о потребности средств, необходимых для осуществления государственных полномочий РД по обеспечению жильем лиц, в соответствующем году, в разрезе муниципальных районов и городских округов РД, в Министерство финансов РД, которое в последующем выделяет соответствующее финансирование.
К данным возражениям прилагается копия сопроводительного письма, подтверждающая факт того, что администрация выполняет свои обязательства о предоставлении информации, исходя из которой должны формироваться заявки и выделяться средства.
Однако, при отсутствии финансовых средств администрация не может исполнить свои обязательства по предоставлению жилья в полном объеме и вынуждено ограничиваться предоставлением жилья в порядке очередности тому количеству сирот, на которое средства в бюджет поступили.
При удовлетворении требований истицы будут нарушены права лиц, имеющих такое же право на получение жилого помещения, и получивших ранее право на получение жилья.
Удовлетворяя в отношении истицы ее требования, суд тем самым будет допускать дискриминацию по отношению к тем, кто входит в список очередников, а особенно в отношении тех, кто был включен в список ранее нее.
Истица итак состоит в списке очередников, и в порядке очередности ей будет предоставлено жилое помещение, то есть как такового предмета спора нет. Администрация уже взяла на себя обязательства о предоставлении ей жилья по договору специализированного жилого найма на 5 лет.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 35, 68, 149 ГПК, 86 БК РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете РД на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям РД на I квартал 2015 года», Обзора судебной практики Верховного суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для получения жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Закона РД от 04.12.20108 г. № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Это обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела.
В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей на момент окончания мной учебного заведения, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п.п. 1-3, 6-9), в редакции на сегодняшний момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п.1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без по.печения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на 5 (пять) лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору специализированного найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно С.1 Закона Республики Дагестан от 25.11.2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановления Правительства РД от 02.06.2009 года №-161, надлежащим ответчиком является администрация г. Махачкалы.
При изложенных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ суд
Решил
Иск Магомедовой Х.М. к Администрации ГО «город Махачкала
удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО «город Махачкала предоставить ФИО1 во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения.
Мотивированное решение также вынесено 07 мая 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения
Председательствующий Г. Джунайдиев.