КОПИЯ
Дело № 2-1183/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 мая 2017 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего: Кулинченко Ю.В.,
при секретаре: Камсюк Д.А.,
с участием представителя ответчика Байрамова Э.М.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Афанасьевой Л.В. к Департаменту управления муниципальной собственностью (департамент недвижимости) администрации г. Томска об оспаривании решения об отказе в подготовке договора аренды, обязании заключить договор аренды,
установил:
Афанасьева Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту управления муниципальной собственностью (департамент недвижимости) администрации г. Томска (далее по тексту – Департамент), в котором просит признать незаконным отказ Департамента в подготовке договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 70:21:020815:30 общей площадью 82 кв.м., расположенный по адресу: ..., от 29.03.2017 № 3594; обязать Департамент заключить с истцом договор аренды указанного земельного участка на основании постановления №2090-з от 21.08.2010 сроком на девять лет.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления администрации г. Томска № 2090-з от 21.08.2000 между Афанасьевой Л.В., собственником нежилого здания, расположенного по адресу: ..., и Департаментом, был заключен договор аренды земельного участка № ТО-21-12225 от .... На основании дополнительного соглашения к договору аренды от 2004 года договор заключен на неопределенный срок. Письмом № 10419 от 16.08.2016 истец была уведомлена администрацией г. Томска о расторжении договора аренды в одностороннем порядке, после чего истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора аренды того же земельного участка, однако получила отказ, который отражен в письме № 3594 от 29.03.2017. В заключении договора было отказано по причине того, что границы земельного участка не определены и не проведен комплекс работ по межеванию земельного участка. Вместе с тем, истец полагает такое решение незаконным, поскольку она обратилась не за предоставлением земельного участка, а за заключением договора аренды на земельный участок, который ранее уже был предоставлен. На основании ст. 445 ГК РФ считает, что для Департамента заключение с истцом договора аренды является обязательным в силу его предоставления постановление администрации г. Томска от 21.08.2000 № 2090-з.
В судебное заседание истец Афанасьева Л.В., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается телефонограммой от 24.04.2017, не явилась, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовала, о причинах неявки суду не сообщила. Суд на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика Департамента недвижимости администрации г. Томска Байрамов Э.М.о в суде иск не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы которого сводятся к тому, что границы испрашиваемого истцом земельного участка не определены в установленном законом порядке, что в силу п. 24 ст. 39.16 ЗК является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Как установлено ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ч 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Пунктом 3 ст. 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно п.3 ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В п.2 ст. 9, п.2 ст. 10 и п.2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
В силу ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 Земельного кодекса РФ, п. 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно положению о Департаменте управления муниципальной собственностью администрации г.Томска (приложение 3 к решению Думы г.Томска от 25.04.2014 № 998; приложение № 3 к решению Думы г.Томска от 30.10.2007 № 683) Департамент является отраслевым органом администрации г.Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере управления муниципальной собственностью и землепользования на территории муниципального образования «Город Томск».
Судом установлено, что Афанасьевой Л.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 61,7 кв.м., расположенное по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.04.2001 (л.д. 13).
Постановлением администрации г.Томска № 2090-з от 21.08.2000 администрацией г.Томска на Афанасьеву Л.В. возложена обязанность заключить с администрацией города договор аренды земельного участка площадью 55,62 кв.м., зарегистрировав его в Управлении по земельным ресурсам и землеустройству (л.д.11).
21.08.2000 между Департаментом от имени администрации г. Томска и Афанасьевой Л.В. заключен договор аренды земельного участка № ТО-21-12225, который прошел государственную регистрацию от 25.04.2001 №70-01/5п-34/2001-588 (л.д.15-18).
По условиям договора (п. 1.1) арендодатель передает, а арендатор Афанасьева Л.В. принимает земельный участок по адресу: ....
Как следует из п. 1.2 договора от 21.08.2000 участок предоставляется для размещения остановочного комплекса с мини-магазином и остановочного навеса.
Дополнительным соглашением договор аренды земельного участка № ТО-21-12225 от 21.08.2016 заключен на неопределенный срок.
16.08.2016 Департаментом в адрес Афанасьевой Л.В. было направлено уведомление № 10419, в котором департамент на основании п. 2 ст. 610 ГК РФ отказался от исполнения договора аренды земельного участка № ТО-21-12225 от 21.08.2016, расторгнув его в одностороннем порядке и потребовав освободить участок.
27.02.2017 Афанасьева Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей на основании ст. 39.20 ЗК РФ на праве аренды земельного участка по адресу: ... (л.д. 9).
В письменном сообщении № 3594 от 29.03.2017 Департамента истцу было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ по причине отсутствия установленных в соответствии с требованиями закона границ запрашиваемого земельного участка.
По общему правилу, установленному ч.1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в частности договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (п. 9 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Так, пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ закреплено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку, как установлено выше, в собственности истца имеется недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом ею земельном участке, то она имеет исключительное право на приобретение этого земельного участка в аренду, что и было ею реализовано путем обращения в соответствующим заявлением от 27.02.2017.
Вместе с тем, в силу требований п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке №70/ИСХ/17-71741 от 16.03.2016 границы земельного участка с кадастровым номером 70:21:0:0100020:110, расположенный по адресу: ..., не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, в связи с тем, что границы земельного участка, расположенного по адресу: ..., не установлены, то в силу прямого указания закона предоставление данного участка в аренду не представляется возможным.
Действительно как установлено ранее, в 2000 году органом местного самоуправления принято решение о предоставлении Афанасьевой Л.В. спорного земельного участка в аренду для завершения строительства и эксплуатации остановочного комплекса с мини-магазином, что подтверждается постановлением администрации г.Томска № 2090-з от 21.08.2000.
Как видно из содержания постановления администрации г.Томска № 2090-з от 21.08.2000 срок его действия не установлен, в связи с чем данный акт является действующим.
На тот момент предоставление земельного участка для строительства регламентировалось статьей 32 ЗК РФ.
Согласно Федеральному закону от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанная норма утратила силу с 1 марта 2015 года.
При этом, в силу ст. 34 данного закона, до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, принимая во внимание, что на дату подачи заявления – 27.02.2017 прошло более трех лет с даты принятия постановления администрации г.Томска № 2090-з от 21.08.2000, то предоставление земельного участка по ранее действовавшей процедуре невозможно в силу прямого указания закона, а довод истца о том, что земельный участок Афанасьевой Л.В. был предоставлен на основании постановления администрации г.Томска № 2090-з от 21.08.2000 и ответчик не вправе был повторно рассматривать этот вопрос судом отклоняется.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Таким образом, в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей законодатель предусмотрел различные юридические факты либо юридический состав (для возникновения права необходимо несколько юридических фактов).
Для приобретения прав в отношении земельного участка Афанасьевой Л.В. необходимо было также заключить договор аренды. Своим правом в установленный ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок она не воспользовалась. В связи с чем в настоящее время на него распространяются общие положения, регламентирующие порядок предоставления земли.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение об отказе в предоставлении спорного земельного участка Афанасьевой Л.В. в аренду без проведения торгов является законным.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, поскольку в судебном заседании было установлено, что оснований для предоставления истцу земельного участка без проведения торгов не имеется, то и оснований для понуждения ответчика к заключению соответствующего договора также не имеется, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая, что в ходе разбирательства по делу суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, понесенные истцом расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Афанасьевой Л.В. к департаменту управления муниципальной собственностью (департамент недвижимости) администрации г. Томска о признании незаконным решения об отказе в подготовке договора аренды земельного участка, понуждении заключить договор аренды оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Копия верна
Судья: Кулинченко Ю.В.
Секретарь: Камсюк Д.А.
Оригинал находится в деле № 2-1183/2017 Октябрьского районного суда г. Томска