Дело № 2-1777/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Киров 05 июня 2015 года
Октябрьский районный суд города Кирова в составе
судьи Стародумовой С.А.,
при секретаре Макаровой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области к КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер», Департаменту здравоохранения Кировской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области обратились в суд с исковым заявлением к КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер», Департаменту здравоохранения Кировской области о возложении обязанности. В обоснование требований указали, что Управлением Роспотребнадзора по Кировской области в период с 03.12.2012 года по 27.12.2012 года по распоряжению № 1760 от 16.11.2012 проведена плановая выездная проверка деятельности Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» (сокращенное наименование - КОГБУЗ «КОНД»). В ходе проверки, были выявлены нарушения требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -ФЗ № 52-ФЗ), СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), допущенные юридическим лицом, а именно: в палатах 1 и 3 отделений, расположенных по адресу: <данные изъяты> развернуто более 4 коек в палатах, что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ №52-ФЗ, п.10.2.3. гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10; площадь на 1 койку в палатах 1 и 3 отделений составляет менее 6 кв.м, что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ № 52-ФЗ, п.10.2.1 гл.1 и приложения 1 СанПиН 2.1, 3.2630-10; внутренние поверхности помещений 2 отделения, расположенного по адресу: <данные изъяты> не гладкие, не легкодоступные для проведения влажной уборки, не устойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (краска на стенах, подоконниках и оконных переплетах потрескалась, местами отпала), что является нарушением ст. 11, 24 Ф3 № 52-Ф3, п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10. За указанные нарушения санитарно-эпидемиологических требований в отношении КОГБУЗ «КОНД» 24.12.2012 года составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ. Постановлением Управления Роспотребнадзора по Кировской области производство по делу об административном правонарушении в отношении КОГБУЗ «КОНД» прекращено за малозначительностью, вынесено устное замечание. На основании ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора С. Б.Н. 27.12.2012 года КОГБУЗ «КОНД» выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 0275, со сроком исполнения предписания до 31.12.2014 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на КОГБУЗ «КОНД» в лице законного представителя и.о.главного врача Т.Е.В.. Руководствуясь п.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с целью контроля исполнения КОГБУЗ «КОНД» выданного предписания в отношении КОГБУЗ «КОНД» проведена внеплановая выездная проверка по распоряжению № 0838 от 17.12.2014, с 13.01.2015 года по 23.01.2014 года. При проведения внеплановой выездной проверки было установлено, что ранее выявленные нарушения санитарного законодательства не устранены, предписание № 0275 юридическим лицом КОГБУЗ «КОНД» не выполнено в срок до 31.12.2014 года, а именно: в палатах 1 и 3 отделений численность коек в палатах составляет от 6 до 14, что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ №52-ФЗ, п.10.2.3. гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10; площадь на 1 койку в палатах 1 и 3 отделений не приведена в соответствие с требованиями ст.11, 24 Ф3 № 52-Ф3, п.10.2.1 гл.1 и приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10. В 1 отделении площадь на одну койку в палате № 1 составляет 4, 5 кв.м, в палате № 2- 4, 4 кв.м., в 3 отделении площадь палат на одну койку составляет от 2, 9 кв.м. (палата № 9) до 4, 6 кв.м. (палата № 3); внутренние поверхности помещений 2 отделения не гладкие, не легкодоступные для проведения влажной уборки, не устойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (отпала краска на стенах и потолках, присутствуют следы протечек, трещины, плесень на стенах и потолках, отслоившаяся облицовочная плитка в туалете и душевой для пациентов), устранение текущих дефектов отделки не производится незамедлительно, что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ № 52-ФЗ, п.4.2, п.11.14 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10. По результатам проверки выдано новое предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 0007 от 23.01.2015 года, по которому КОГБУЗ «КОНД» предписано устранить в срок до 12.01.2017 года вышеуказанные нарушения. В связи с невыполнением предписания № 0275 об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 27.12.2012 ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Стрелковой Е.П. в отношении КОГБУЗ «КОНД» составлен протокол об административном правонарушении от 23.01.2015 года по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного района города Кирова от 02.03.2015 № 80/5-237/2015 производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении КОГБУЗ «КОНД», прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ. Вместе с тем, имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер и не устранены до настоящего времени. КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования не осуществляются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и не обеспечиваются безопасные условия труда и отдыха персонала и пациентов в соответствии с требованиями санитарных правил. КОГБУЗ «КОНД» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета в виде субсидий и иных источников на основании плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Свою деятельность бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Государственное задание для бюджетных учреждений формируется в соответствии с решением органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Учреждение является юридическим лицом. Одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области, учреждение подведомственно учредителю. Функции и полномочия собственника имущества учреждения выполняет орган по управлению государственной собственностью Кировской области. К полномочиям Правительства Кировской области в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; утверждение программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, их развитие и материально-техническое обеспечение; формирование расходов областного бюджета на здравоохранение. На основании Положения о департаменте здравоохранения Кировской области указанный орган является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения, а также координацию деятельности предприятий и организаций, подведомственных департаменту здравоохранения. Департамент представляет в соответствии с функциями и полномочиями, установленными Положением, интересы Правительства области в судах общей юрисдикции, арбитражных судах. Департамент здравоохранения выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета в отношении подведомственных организаций в соответствии с установленными бюджетными полномочиями. В данном случае главным распорядителем бюджетных средств является Правительство Кировской области в лице департамента здравоохранения Кировской области. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. То есть, на департамент здравоохранения Кировской области, как на учредителя КОГБУЗ «КОНД», возложена обязанность по финансированию учреждения, в том числе, в части выделения денежных средств на содержание имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности. Такое финансирование должно обеспечивать все основные потребности учреждения, в том числе и в части содержания имущества: осуществления текущего или капитального ремонта имущества за счет бюджетных средств. Бюджетное учреждение как получатель бюджетных средств осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Предметом деятельности учреждения является оказание населению Кировской области специализированной медицинской помощи. Целью деятельности учреждения является оказание населению специализированной медицинской помощи населению Кировской области, страдающими наркотическими расстройствами. Функциями учреждения являются, в том числе, проведение мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, социально-бытовая помощь лицам, страдающим наркотическими расстройствами; оказание специализированной медицинской помощи населению Кировской области в амбулаторных и стационарных условиях. Для достижения цели деятельности Учреждения за ним было закреплено имущество, находящиеся в государственной собственности Кировской области, на праве оперативного управления, в том числе, зданий <данные изъяты>. Управлением Роспотребнадзора по Кировской области при проведении плановой выездной проверки КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» установлено, что указанные помещения зданий находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии (не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность). Главным врачом КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» в адрес департамента образования направлялось письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств для выполнения предписания Управления Роспотребнадзор по Кировской области, однако данное обращение осталось без ответа, а при отсутствии необходимого финансирования полностью устранить нарушения не представляется возможным. Вместе с тем, указанные обстоятельства не оправдывают нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Под благоприятной средой обитания следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека. Одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется в том числе путем: установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях, создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Вместе с тем, указанные выше требования в полном объеме не соблюдаются. Перечисленные нарушения создают опасность пребывания в помещениях больницы пациентов, прочих посетителей, персонала и студентов. Оказание населению специализированной медицинской помощи в помещениях КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер», не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, в части эксплуатации общественных помещений, зданий, создает угрозу здоровью пациентов и сотрудников, риск возникновения у них различных заболеваний. В стационаре проводится лечение и социально-бытовая помощь больных с наркологическими расстройствами, которые представляют опасность для окружающих при отсутствии их изоляции и лечения в условиях стационара, в том числе больных из общежитий, учреждений интернатного типа, социальных приютов, изолировать которых не представляется возможным по месту их проживания (пребывания). Учитывая социальную значимость учреждения и невозможность применения в качестве меры административного наказания и предупреждения совершения новых правонарушений административного наказания в виде административного приостановления деятельности Управление Роспотребнадзора по Кировской области истец считает крайне необходимым приведение помещений КОГБУЗ «КОНД» в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10. При таких обстоятельствах понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан. В соответствии ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно п.2 ч.1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице главного государственного санитарного врача по Кировской области и его заместителей на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства. Настоящее исковое заявление подается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество лиц, права которых нарушаются несоблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства в КОГБУЗ «КОНД» не является постоянным, изменяется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены, индивидуализированы, привлечены в процесс в качестве истцов. Просят обязать Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» в срок до 12.01.2017 года устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: обеспечить в палатах 1 и 3 отделений численность коек не более 4 в каждой в соответствие с требованиями п.10.2.3. гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10; обеспечить норматив по площади на 1 койку в палатах 1 и 3 отделений не менее 6 кв.м в соответствие с требованиями п.10.2.1 гл.1 и приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10; во 2 отделении провести ремонт помещений с учетом возможности для проведения влажной уборки внутренних поверхностей помещений с обработкой моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с требованиями п.4.2 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10; обязать Департамент здравоохранения Кировской области обеспечить финансирование Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» за счет средств казны Кировской области для устранения в указанные сроки нарушений санитарного законодательства, допущенных КОГБУЗ «КОНД», а именно: обеспечить в палатах 1 и 3 отделений численность коек не более 4 в каждой в соответствие с требованиями п. 10.2.3. гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10; обеспечить норматив по площади на 1 койку в палатах 1 и 3 отделений не менее 6 кв.м в соответствие с требованиями п.10.2.1 гл.1 и приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10; во 2 отделении провести ремонт помещений с учетом возможности для проведения влажной уборки внутренних поверхностей помещений с обработкой моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с требованиями п.4.2 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Ответчик КОГБУЗ «КОНД» представили в суд письменный отзыв в котором указали, что в целях устранения нарушений, указанных в пункте 1, диспансером 05 января 2015 года был заключен контракт с ООО «Нововятский строитель» по выполнению работ по ремонту помещений лечебного корпуса КОГБУЗ «КОНД» по адресу: <данные изъяты>. В ходе ремонтных работ установлены перегородки в палатах 1-ого отделения, в дальнейшем такие же перегородки будут установлены в 3-м отделении. Таким образом, численность коек в 1-ом отделении приведена в соответствие с требованиями санитарного законодательства. Остальные нарушения не устранены по независящим от диспансера обстоятельствам. Устранение нарушений, указанных в п. 2 не представляется возможным, так как для этого потребовалась бы полная реконструкция здания по адресу: <данные изъяты> и строительство к нему пристроя, что невозможно на имеющейся площади земельного участка. Устранение недостатков будет возможным после переезда стационарных отделений в здание по адресу: <данные изъяты> и проведения там реконструкции. Денежные средства на реконструкцию здания по адресу: <данные изъяты> были выделены в 2013 году. Для проведения работ по реконструкции были проведены открытые аукционы на определение подрядчика, с ООО «Стройпроект» заключен контракт на выполнение указанных работ. Согласно проектно-сметной документации, на проведение реконструкции требуется 200 000 000 руб. В настоящее время диспансеру па укачанные цели выделены денежные средства в размере 3 700 000 рублей, подготовлена заявка па проведение аукциона в электронной форме на размещение заказа по выполнению капитального ремонта, заявка находится в департаменте здравоохранения Кировской области на согласовании. По окончании ремонтных работ второе наркологическое отделение будем переведено в укачанное здание, предположительно до конца 2015 года. В связи с этим, по п.3 предписания считают, что ремонт во втором наркологическом отделении, расположенном по адресу: <данные изъяты> в настоящее время проводить нецелесообразно, в связи с принятым решением о переводе отделения в здание по адресу: <данные изъяты> в целях экономии бюджетных средств. Так как в стационаре диспансера проводится лечение и социально- бытовая помощь больных с наркологическими расстройствами, которые представляют опасность для окружающих, при отсутствии их изоляции и лечения в условиях стационара, даже временная приостановка деятельности стационара на время реконструкции здания но адресу: <данные изъяты>, невозможна. Считают, что в сложившихся обстоятельствах диспансером принимаются все возможные меры для скорейшего устранения нарушений санитарного законодательства. Диспансер и департамент, как учредитель, вправе самостоятельно решать каким образом устранять выявленные нарушения. Полагают, что принятие дополнительно судебного решения по данному вопросу является нецелесообразным. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик Департамент здравоохранения Кировской области представили в суд письменный отзыв в котором указали, что требования к департаменту здравоохранения Кировской области о выделении денежных средств из областного бюджета на устранение нарушений являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям. КОГБУЗ «КОНД» является бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя осуществляет департамент здравоохранения Кировской области, учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета в виде субсидий и иных источников на основании плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг и субсидий на иные цели в 2014 году КОГБУЗ «КОНД» было выделено 3 663 300, 0 руб., в 2015 году - 1 553 500, 0 руб. В целях исполнения предписаний по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении государственных учреждений Кировской области департаментом здравоохранения Кировской области направлено письмо в департамент финансов Кировской области о необходимости предусмотреть дополнительные средства областного бюджета на проведение капитальных ремонтов. На КОГБУЗ «КОНД» было запрошено 95 000, 0 тыс. руб. Согласно ответу департамента финансов Кировской области на 2014 год в связи с недостаточностью доходных источников средств на капитальный ремонт областных государственных учреждений, в том числе, учреждений здравоохранения в областном бюджете не предусмотрены. Вопрос о выделении средств на указанные цели будет рассмотрен дополнительно в ходе исполнения областного бюджета 2014 года и в рамках формования областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годы. С целью укрепления материально-технической базы наркологической службы области в 2010 году КОГБУЗ «КОНД» передано в оперативное управление здание по адресу г. Киров, Студенческий проезд, д.7. В случае переезда в отремонтированное здание по адресу: г. Киров, Студенческий проезд, д.7, будут приведены в соответствии с действующим законодательством условия пребывания пациентов, расширятся возможности для оказания наркологической помощи. Просят отказать в удовлетворении исковых требований к департаменту здравоохранения Кировской области.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Кировской области Стрелкова Е.П., Леонова Т.А. в судебном заседании поддержали доводы искового заявления, настаивают на их удовлетворении.
Представитель ответчика КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» Краева О.А. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва, исковые требования не признает.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Кировской области Коковихина Ю.Е. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва, исковые требования не признает.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 года № 684, Управление является уполномоченным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, зашиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, проверку деятельности юридических лиц по выполнению обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей должностные лица Управления осуществляют в установленном законом порядке.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Судом установлено, что в период с 03.12.2012 года по 27.12.2012 года по распоряжению № 1760 от 16.11.2012 года Управлением Роспотребнадзора по Кировской области (далее - Управление) проведена плановая выездная проверка деятельности Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» (сокращенное наименование - КОГБУЗ «КОНД»).
В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52-ФЗ), СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН СанПиН 2.1.3.2630-10), допущенные юридическим лицом, а именно:
- в палатах 1 и 3 отделений, расположенных по адресу: <данные изъяты>, развернуто более 4 коек в палатах, что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ № 52-ФЗ, п.10.2.3. гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10;
- площадь на 1 койку в палатах 1 и 3 отделений составляет менее 6 кв.м., что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ № 52-ФЗ, п.10.2.1 гл.1 и приложения 1 СанПиН 2.1, 3.2630-10;
- внутренние поверхности помещений 2 отделения, расположенного по адресу: <данные изъяты> не гладкие, не легкодоступные для проведения влажной уборки, не устойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (краска на стенах, подоконниках и оконных переплетах потрескалась, местами отпала), что является нарушением ст. 11, 24 Ф3 № 52-Ф3, п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10.
За указанные нарушения санитарно-эпидемиологических требований в отношении КОГБУЗ «КОНД» 24.12.2012 года составлен протокол об административном правонарушении № 1342 по ст.6.4 КоАП РФ. Постановлением № 79 от 25.12.2012 года Управления Роспотребнадзора по Кировской области производство по делу об административном правонарушении в отношении КОГБУЗ «КОНД» прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью, КОГБУЗ «КОНД» вынесено устное замечание.
На основании ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора С. Б.Н. в отношение КОГБУЗ «КОНД» выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 0275 от 27.12.2012 года, со сроком исполнения предписания до 31.12.2014 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на КОГБУЗ «КОНД».
В соответствии с ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Руководствуясь данным положением, с целью контроля исполнения КОГБУЗ «КОНД» выданного предписания, в период с 13.01.2015 года по 23.01.2014 года, по распоряжению № 0838 от 17.12.2014 года, в отношении Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» проведена внеплановая выездная проверка.
При проведении внеплановой выездной проверки было установлено, что ранее выявленные нарушения санитарного законодательства не устранены, предписание № 0275 юридическим лицом КОГБУЗ «КОНД» - не выполнено в срок до 31.12.2014 года, а именно:
- в палатах 1 и 3 отделений численность коек в палатах составляет от 6 до 14, что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ № 52-ФЗ, п.10.2.3. гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10;
- площадь на 1 койку в палатах 1 и 3 отделений не приведена в соответствие с требованиями ст.11, 24 Ф3 № 52-Ф3, п.10.2.1 гл.1 и приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В 1 отделении площадь на одну койку в палате № 1 составляет 4, 5 кв.м., в палате № 2- 4, 4 кв.м., в 3 отделении площадь палат на одну койку составляет от 2, 9 кв.м. (палата № 9) до 4, 6 кв.м. (палата № 3);
-внутренние поверхности помещений 2 отделения не гладкие, не легкодоступные для проведения влажной уборки, не устойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (отпала краска на стенах и потолках, присутствуют следы протечек, трещины, плесень на стенах и потолках, отслоившаяся облицовочная плитка в туалете и душевой для пациентов), устранение текущих дефектов отделки не производится незамедлительно, что является нарушением ст. 11, 24 ФЗ №52-ФЗ, п.4.2, п.11.14 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 0007 от 23.01.2015 года, по которому КОГБУЗ «КОНД» предписано устранить в срок до 12.01.2017 года вышеуказанные нарушения.
В связи с невыполнением предписания № 0275 об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 27.12.2012 года, ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Стрелковой Е.П. составлен протокол об административном правонарушении № 0071 от 23.01.2015 по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении КОГБУЗ «КОНД».
Постановлением мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного района города Кирова от 02.03.2015 года производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении КОГБУЗ «КОНД», прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ.
Статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Судом установлено, что КОГБУЗ «КОНД» устранены нарушения требований санитарного законодательства в части обеспечения численности коек в палатах в 1-ом отделении, в соответствии с требованиями п. 10.2.3. гл. 1 СанПиН 2.1.3.2630-10. Другие нарушения требований санитарного законодательства имеют место, КОГБУЗ «КОНД» не устранены, доказательств устранения не представлено.
Таким образом, КОГБУЗ «КОНД» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования не осуществляются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и не обеспечиваются безопасные условия труда и отдыха персонала и пациентов в соответствии с требованиями санитарных правил.
Согласно п. 1.1, 1.3 Устава учреждения от 30.05.2011 года, КОГБУЗ «КОНД» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета в виде субсидий и иных источников на основании плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
На основании пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно п. 1.9 Устава учреждение является юридическим лицом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании п. 2 ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с п. 1.5 Уставом учреждения учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области (далее- Учредитель).Учреждение подведомственно Учредителю. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения выполняет орган по управлению государственной собственностью Кировской области.
В соответствии с ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании Положения о департаменте здравоохранения Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 16.04.2013 года № 205/215) указанный орган является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения, а также координацию деятельности предприятий и организаций, подведомственных департаменту здравоохранения. Департамент представляет в соответствии с функциями и полномочиями, установленными Положением, интересы Правительства области в судах общей юрисдикции, арбитражных судах (п.п.1.1, 1.6 Положения). В соответствии с п. 3.1.1.8. Департамент здравоохранения выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета в отношении подведомственных организаций в соответствии с установленными бюджетными полномочиями.
Согласно ч. 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета являются органы исполнительной власти (органы местной администрации).
В соответствии с ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает рядом полномочий: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяется порядок утверждения и формирования государственного муниципального) задания.
В данном случае главным распорядителем бюджетных средств является Правительство Кировской области в лице департамента здравоохранения Кировской области. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Таким образом, на департамент здравоохранения Кировской области, как на учредителя КОГБУЗ «КОНД» возложена обязанность по финансированию Учреждения, в том числе, в части выделения денежных средств на содержание имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности. Такое финансирование должно обеспечивать все основные потребности учреждения, в том числе и в части содержания имущества: осуществления текущего или капитального ремонта имущества за счет бюджетных средств. Бюджетное учреждение как получатель бюджетных средств на основании ст. 162 Бюджетного кодекса РФ осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Предметом деятельности Учреждения является оказание населению Кировской области специализированной медицинской помощи (п.2.1.Устава). Целью деятельности Учреждения является оказание населению специализированной медицинской помощи населению Кировской области, страдающими наркотическими расстройствами (п.2.2 Устава). Согласно п. 2.3 Устава функциями Учреждения являются, в том числе, проведение мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, социально-бытовая помощь лицам, страдающим наркотическими расстройствами; оказание специализированной медицинской помощи населению Кировской области в амбулаторных и стационарных условиях. Для достижения цели деятельности Учреждения за ним было закреплено имущество, находящиеся в государственной собственности Кировской области, на праве оперативного управления, в том числе, зданий <данные изъяты>
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ департамент не представил суду доказательств финансирования учреждения в полной мере для надлежащего содержания объекта недвижимости (выполнения ремонтных работ объекта недвижимости), закрепленного за бюджетным учреждением в целях государственного (муниципального) задания. А также не доказало достаточность денежных средств у самого Учреждения.
Управлением Роспотребнадзора по Кировской области при проведении плановой выездной проверки КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» установлено, что указанные помещения зданий находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии (не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность).
Главным врачом КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» в адрес департамента образования направлялось письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств для выполнения предписания Управления Роспотребнадзор по Кировской области, однако данное обращение осталось без ответа, а при отсутствии необходимого финансирования полностью устранить нарушения не представляется возможным.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не оправдывают нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Доводы ответчиком о проведении ремонта и переводе учреждения в новые здания на момент вынесения решения не имеют правового значения, поскольку нарушения имеют место на момент рассмотрения спора в суде, и длятся длительное время.
Государственная защита прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 41, ст. 42, ст. 45).
Данные положения Конституции РФ развиваются в статьях 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания.
Под благоприятной средой обитания следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. п. 6, 7 ч. 1, 2 ст. 6 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется в том числе путем: установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях, создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, указанные выше требования в полном объеме не соблюдаются. Перечисленные нарушения создают опасность пребывания в помещениях больницы пациентов, персонала, прочих посетителей. Оказание населению специализированной медицинской помощи в помещениях КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, в части эксплуатации общественных помещений, зданий, создает угрозу здоровью пациентов и сотрудников, риск возникновения у них различных заболеваний. В стационаре проводится лечение и социально-бытовая помощь больных с наркологическими расстройствами, которые представляют опасность для окружающих при отсутствии их изоляции и лечения в условиях стационара, в том числе больных из общежитий, учреждений интернатного типа, социальных приютов, изолировать которых не представляется возможным по месту их проживания (пребывания).
При таких обстоятельствах понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.
В соответствии ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.2 ч.1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управления Роспотребнадзора по Кировской области в лице главного государственного санитарного врача по Кировской области и его заместителей на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.
Настоящее исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество лиц, права которых нарушаются несоблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства в КОГБУЗ «КОНД» не является постоянным, изменяется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены, индивидуализированы, привлечены в процесс в качестве истцов. В силу ст. 3.7 источниками финансирования также являются средства областного бюджета, другие средства, полученные от приносящей доход деятельности. Каких-либо доказательств наличия у учреждения необходимых для выполнения указанных мероприятий денежных средств ответчики суду не представили. Пункт 3.6 Устава разрешает самостоятельное распоряжение средствами, полученными от приносящей доход деятельности, а также полученных в результате безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, добровольных пожертвований и приобретенного за счет этих средств имущества. И учитывает указанные нормы при возложении обязанности на департамент здравоохранения при обеспечении финансирования медицинского учреждения, поскольку из существа выявленных нарушений, на устранение которых требуются значительные финансовые средства, следует, что они возникли не одномоментно, а на протяжении значительного времени перед проведением внеплановой проверки.
Учитывая, что указанные нарушения требований санитарного законодательства частично устранены, суд удовлетворяет исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кировской области в части возложения на КОГБУЗ «КОНД» обязанности в срок до 12.01.2017 года: обеспечить в палатах 3 отделения численность коек не более 4 в каждой в соответствии с требованиями п. 10.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», обеспечить норматив площади на 1 койку в палатах 1 и 3 отделения не менее 6 кв.м. в соответствии с требованиями п. 10.2.1 гл.1 и приложения 1 СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; во 2 отделении провести ремонт помещений с учетом возможности для проведения влажной уборки внутренних поверхностей помещения с обработкой моющими и дезинфицирующими средствами, в соответствии с требованиями п.4.2 гл.1 СаНПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; в случае недостаточности у КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» денежных средств для осуществления вышеуказанных мероприятий обязать Департамент здравоохранения Кировской области как главного распорядителя бюджетных средств, осуществить финансирование в указанные сроки устранение нарушений санитарного законодательства и выполнение вышеуказанных мероприятий за счет за счет казны Кировской области.
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области удовлетворить частично.
Обязать КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» в срок до 12.01.2017 года:
Обеспечить в палатах 3 отделения численность коек не более 4 в каждой в соответствии с требованиями п. 10.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Обеспечить норматив площади на 1 койку в палатах 1 и 3 отделения не менее 6 кв.м. в соответствии с требованиями п. 10.2.1 гл.1 и приложения 1 СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Во 2 отделении провести ремонт помещений с учетом возможности для проведения влажной уборки внутренних поверхностей помещения с обработкой моющими и дезинфицирующими средствами, в соответствии с требованиями п.4.2 гл.1 СаНПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
В случае недостаточности у КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» денежных средств для осуществления вышеуказанных мероприятий, обязать Департамент здравоохранения Кировской области профинансировать выполнение вышеуказанных мероприятий за счет казны Кировской области.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца, со дня вынесения решения суда в окончательной форме - 10.06.2015 года.
Судья С.А. Стародумова