Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Поляковой А.С.
при секретаре Миличенко Т.И.,
с участием прокурора Матвеевской М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а- 2729/2019 по административному иску Земцова Евгения Михайловича к Братской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска Серебренникова Сергея Васильевича,
У С Т А Н О В И Л:
Земцов Е.М. обратился с административным исковым заявлением к Братской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска Серебренникова С.В. от 30.07.2019 года №109/978.
В обосновании своих требований указал, что является зарегистрированным кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска.
Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии от 30.07.2019 № 109/978 Серебренников С.В. зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска по тому же единому избирательному округу, что и административный истец.
Полагает, что принятое административным ответчиком решение о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска Серебренникова С.В. противоречит п.3 ст.16 Закона Иркутской области № 116-03, поскольку в представленном в избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться кандидата Серебренникова С.В. отсутствует формулировка «по единому избирательному округу», указанное заявление нельзя считать заявлением в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, как того требует закон, ввиду неуказания наименования соответствующего избирательного округа.
Кроме того, кандидат предоставил документы, оформив их с нарушениями требований, предъявляемых к оформлению; а также без необходимых сведений, поскольку в справках, представленных кандидатом Серебренниковым С.В. в отношении себя не указано в первой графе раздела 4 "Обязательства имущественного характера" слово "отсутствуют", равно как, не указана информация о наличии таких обязательств, не указание в справках сведений об отсутствии обязательств имущественного характера кандидата не может расцениваться иначе как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации, а также как не предоставление требуемых сведений.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности Новоселов А.Ю. требования подержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что 01.08.2019 года постановлением Центрального политического Совета политической партии «Патриоты России» отозвано согласование Иркутскому региональному отделению политической партии «Патриоты России» кандидатуры Серебренникова С.В., что также свидетельствует о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика –Братской городской Территориальной избирательной комиссии действующий на основании доверенности Березовский С.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагал, что допущенные нарушения не являются существенными, полагал, что при наличии отзыва согласования кандидата и отмене постановления о согласовании кандидатуры Серебренникова В.С. теряется суть спора, дополнительно пояснил, что постановление от 01.08.2019 года об отзыве согласования в Братскую городскую ТИК на момент рассмотрения дела не было представлено, решений об аннулировании регистрации кандидата не принималось.
В письменных возражениях представителем административного ответчика также указывалось на то, что при регистрации Серебренникова С В. кандидатом на должность мэра муниципального образования г. Братска нарушений в работе избирательной комиссии допущено не было, решение о регистрации законно и отмене не подлежит, поскольку постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16 мая 2019 года №46/360 «О перечне и формах документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении муниципальных выборов в Иркутской области», утверждена примерная форма решения организующей муниципальные выборы избирательной комиссии «О перечне и формах документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении муниципальных выборов в Иркутской области». Приложением №3 к указанному постановлению утверждена форма заявления о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования., в которой необходимость указания единого избирательного округа отсутствует. В силу ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указание Избирательной комиссии Иркутской области обязательны для исполнения Братской городской территориальной избирательной комиссией. Приняв у кандидата оспариваемое заявление о согласии баллотироваться в мэры города Братска, административный ответчик действовал в рамках полномочий и нарушений действующего законодательства не допустил. Также в соответствии с п. 4.1. «Методических рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления», утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6, ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения. Сведения, предоставленные кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска Серебренниковым СВ. являются полными, подстрочное значение «12» указанное в справке содержит «указывается существо обязательство», что предполагает не указание этих сведений при их отсутствии..
Представитель заинтересованного лица Серебренникова С.В., действующий на основании доверенности Дадашов Э.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на представленные письменные возражения, дополнительно пояснил, что выборы мэра проходят на территории всего избирательного округа, в заявлении Серебренниковым С.В. четко сформулировано, куда идет баллотироваться кандидат, указание конкретного избирательного округа имеет значение для кандидатов в депутаты Думы. Избирательная комиссии не позднее чем за три дня до выборов обязана была уведомить о наличии в документах неполных сведений, отсутствия документов либо несоблюдения требований закона к оформлению документов, таких уведомлений не было. Кроме того, в графе 4 в столбце «Содержание обязательства» сведений об обязательствах необходимо указать существо обязательства. о чем прямо указывает сноска в данном документе, сам документ не предусматривает указания каких-либо иных сведений, кроме указанных в сноске.
Представитель заинтересованного лица Серебренникова С.В., действующий на основании доверенности Шапошников Д.Э. также возражал против удовлетворения заявленных требований.
Административный истец Земцов Е.М., представители заинтересованных лиц- регионального отделения в Иркутской области Политической партии «Гражданская платформа», Иркутского регионального отделения политической партии «Патриоты России», заинтересованное лицо Серебренников С.В. извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Прокурор Матвеевская М.С. в заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу частей 2, 10, 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Решением Думы города Братска №658/г-Д от 18.06.2019 года назначены муниципальные выборы мэра муниципального образования города Братска. Данный документ 19.06.2019 года опубликован в газете "Братские вести", N 43.
Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии №109/978 от 30 июля 2019 года Серебренников С.В., гражданин Российской Федерации, 1956 года рождения, место жительства Республика Бурятия, Кабанский район, пенсионер, выдвинутый Иркутским региональным отделением политической партии «Патриоты России», зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска.
Решением Братской городской территориальной избирательной комиссии №107/940 от 23 июля 2019 года административный истец Земцов Е.М., выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области политической партии «Гражданская платформа», также зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска, в связи с чем, вправе обращаться с настоящим иском в суд.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Нормами пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены основания отказа в регистрации кандидата, к числу которых относится к числу которых относится наличие на день. предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона: отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичное положение закреплено в ст.63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Проверяя доводы административного истца о незаконности принятого Братской городской избирательной комиссией решения о регистрации кандидата Серебренникова С.В. на должность мэра муниципального образования города Братска, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Судом на основании письменных материалов дела установлено, что 24.07.2019 года Серебренников С.В. обратился в Братскую городскую территориальную комиссию с заявлением о согласии избирательному объединению Иркутского регионального отделения политической партии «Патриоты России» баллотироваться кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска.
Довод административного истца о том, что заявление Серебренникова С.В. о согласии баллотироваться на должность мэра муниципального образования города Братска по причине не указания в нем на то, что выборы проводятся по единому избирательному округу, оформлено с нарушением требований закона, вследствие чего влечет отказ в регистрации кандидата, не основан на требованиях избирательного законодательства.
Частью 3 ст.16 Закон Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 27.05.2019) "О муниципальных выборах в Иркутской области" предусмотрено, что выборы главы муниципального образования проводятся по единому избирательному округу, включающему всю территорию соответствующего муниципального образования.
В своем заявлении от 24.07.2019 года Серебренников С.В. указал на свое согласие баллотироваться на должность мэра муниципального образования города Братска (л.д.51), представленное заявление соответствует требованиям ч.2 ст.49 Закона от 11.11.2011 №116-ОЗ Иркутской области "О муниципальных выборах в Московской области" и утвержденной постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16.05.2019 года №46/360 форме такого заявления. Не указание в заявлении о проведении выборов по единому избирательному округу не может толковаться как отсутствие заявления вовсе либо как составление документа с нарушением закона.
В соответствии с положениями п.3.1 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации: а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Аналогичная норма содержится в п.5 ч.1 ст.49 Закона Иркутской области от 11.11.2011 №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», в соответствии с которым при проведении выборов главы муниципального района, городского округа в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим законом, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов утверждена подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации N 546 в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным названным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Таким образом, Указом Президента РФ от 06 июня 2013 года №546 прямо закреплена необходимость указания факта отсутствия обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующей графе справки в том случае, если такие обязательства у лица, в отношении которого подается справка, отсутствуют.
Согласно подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иным законом.
Как установлено судом, 24.07.2019 года Серебренниковым С.В. была представлена справка о принадлежащих кандидату, его супруге ( супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которого приобретено данное имущество, об их обязательствах за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов на кандидата Серебренникова С.В., о чем ему выдано письменное подтверждение о приеме ( л.д. 43-46, 59-61), из содержания которой следует, что в разделе 4 «Обязательства имущественного характера» соответствующая графа не заполнена, сведения о наличии или отсутствии имущественных обязательств не внесены.
Поскольку Серебренниковым С.В. вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата представлены не были, данное обстоятельство свидетельствует о принятии оспариваемого решения избирательной комиссии с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем, на основании пункта 6 статьи 76 этого же федерального закона данное решение подлежит отмене.
Доводы представителей заинтересованного лица Серебренникова С.В. о том, что в соответствующих сносках к разделу 4 «Обязательства имущественного характера» указанной справки не содержится указания на необходимость проставления слова «отсутствуют», не освобождает кандидата от исполнения положений пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года №546.
Доводы представителя заинтересованного лица Серебренникова С.В. об обязанности Братской городской избирательной комиссии указать Серебренникову С.В. на данное нарушение до дня заседания избирательной комиссии и отсутствии оснований для отказа в регистрации, со ссылкой на пункт 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов российской Федерации и органы местного самоуправления основаны на неправильном толковании норм права. Невыполнение избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не освобождало кандидата от соблюдения установленных законом правил выдвижения и регистрации. Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона.
Поскольку решение Братской городской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска Серебренникова С.В., гражданина Российской Федерации, 1956 года рождения, место жительства Республика Бурятия, Кабанский район, пенсионера, выдвинутого Иркутским региональным отделением политической партии «Патриоты России» от 30.07.2019 года №109/978 принято с нарушением требований действующего законодательства, что нарушает права зарегистрированного в установленном порядке кандидата на должность мэра муниципального образования города Братска Земцова Е.М., требования административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения Братской городской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска Серебренникова С.В. от 30.07.2019 года №109/978 подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представителем административного истца представлено постановление Центрального политического Совета №276/1 от 01.08.2019 года политической партии «Патриоты России» «Об отмене Постановления Центрального политического Совета №275/1 «О согласовании Иркутскому региональному отделению политической партии «Патриоты России» кандидатуры Серебренникова С.В. для выдвижения на выборах мэра муниципального образования города Братска.
В соответствии с ч.3 ст.69 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата при проведении выборов главы муниципального образования, муниципального списка кандидатов при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, вправе отозвать этого кандидата, этот муниципальный список кандидатов. Решение об отзыве кандидата, муниципального списка кандидатов представляется в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за пять дней до дня голосования. Если кандидат, муниципальный список кандидатов был зарегистрирован, избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем на следующий день со дня получения решения об отзыве принимает решение об аннулировании регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
Сведений о том, что регистрация кандидата Серебренникова С.В. на момент рассмотрения дела была аннулирована Братской городской избирательной комиссией суду не представлено и в материалах дела не имеется, в связи с чем, довод представителя административного ответчика о том, что принятое решение о регистрации кандидата перестало затрагивать права и законные интересы административного истца необоснован.
Административный истец просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно части 6 статьи 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса; к немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Таким образом, исходя из положений ч.6 ст.244 КАС РФ, в силу прямого законодательного запрета, не может быть обращено к немедленному исполнению решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, в связи с чем, оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Земцова Евгения Михайловича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Братской городской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом на должность мэра муниципального образования города Братска Серебренникова Сергея Васильевича от 30.07.2019 года №109/978.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: А.С.Полякова