Дело № 2-2317/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2015 года город Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново
в составе председательствующего судьи Степановой Л.А.,
при секретаре Павловой Е.Н.,
с участием
представителя истца Деминой Г.Ю.,
представителей ответчика - Степановой Е.А., Воловиковой Э.Р.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рослякова Е.А. к Прокуратуре Ивановской области о возложении обязанности по назначению и выплате пенсии,
установил :
Рослякова Е.А. обратилась в суд с иском к Прокуратуре Ивановской области о возложении обязанности по назначению и выплате пенсии.
Иск мотивирован тем, что с 01.07.2009г. по 06.03.2014г. Рослякова Е.А. проходила службу в органах прокуратуры в должности помощника прокурора <адрес> <данные изъяты>. 06.03.2014г. она освобождена от должности и уволена из органов ФИО2 по собственному желанию. 07.04.2014г. ей установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию сроком на 1 год. Заболевание впервые диагностировано в 2010 году, а стадия заболевания, явившаяся основанием установления 2 группы инвалидности – 2013-2014г. в период с 2010г. по 07.04.2014г. Рослякова Е.А. неоднократно проходила лечение в медицинских учреждениях. Заболевание, послужившее причиной инвалидности, истица получила в период прохождения службы в органах прокуратуры. Социальная пенсия по инвалидности истице назначена с ДД.ММ.ГГГГ в размере 6822,86 руб., а с ДД.ММ.ГГГГ – 7637,32руб. на иждивении Росляковой Е.А. находится несовершеннолетняя <данные изъяты> ФИО13, 2000 года рождения. Пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел. Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях. Нормативный документ, который бы регламентировал порядок прохождения ВВК сотрудниками органов прокураты, отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ Рослякова Е.А. обратилась в прокуратуру Ивановской области с заявлением о назначении пенсии по инвалидности. Письмом от 24.09.2014г. ей было отказано в связи с невозможность проведения соответствующего освидетельствования. По мнению истца, отсутствие механизма реализации права на пенсию по инвалидности не может служить основанием к отказу в назначении пенсии. По основаниям, изложенным в иске, истец просит обязать прокуратуру Ивановской области назначить истице пенсию по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах прокуратуры в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 07.04.2014г., а выплачивать с момента прекращения выплаты пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать Прокуратуры Ивановской области выплатить разницу между выплаченным размером пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ2 и причитающимся размером пенсии по инвалидности в соответствии с п «б» ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 07.04.2014г. по день выплаты пенсии согласно ФЗ РФ от 12.02.1993г. №4468-1.
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ивановский области».
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, в письменных и устных дополнениях.
Представители Прокуратуры Ивановской области исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 62-66), устных пояснениях из которых следует, что в настоящее время отсутствуют основания для назначения пенсии по инвалидности. Решение о том, что причиной инвалидности явилось заболевание, полученное в период прохождения военной службы МСЭ не принималось. Истица с надлежащим комплектом документов для назначения пенсии по инвалидности в прокуратуру Ивановской области не обращалась. При предоставлении справки МСЭ с указанием соответствующей причины инвалидности пенсия истице будет назначена. Истицей выбран ненадлежащий способ защиты. Кроме того, до настоящего времени истица получает пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях», в связи с чем оснований для выплаты разницы и назначения пенсии по инвалидности с момента установления инвалидности не имеется.
Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Ивановской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Ранее в судебном заседании представитель ФКУ суду пояснил, что истец истице на основании представленных документов была установлена причина инвалидности: общее заболевание. Для установления причины: заболевание получено в период военной службы необходимо заключение ВВК. При предоставлении такого заключения ФКУ «ГБ МСЭ по Ивановской области» добровольно внесет изменения в заключение МСЭ.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Рослякова Е.А. с 01.07.2009г. по 06.03.2014г. Рослякова Е.А. проходила службу в органах прокуратуры в должности помощника прокурора <адрес> <данные изъяты> (л.д. 12-13, 49).
Приказом Прокурора Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № Рослякова Е.А. уволена из органов прокуратуры в соответствии с <данные изъяты> Трудового кодекса РФ по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
В соответствии со справкой МСЭ-2013 № 07.04.2014г. Росляковой Е.А. установлена вторая группа инвалидности на срок до 01.05.2015г. Причина инвалидности - общее заболевание. 06.04.2015г. Рослякова Е.А. была повторно освидетельствована, установлена 2 группа инвалидности с причиной «общее заболевание» на срок до 01.05.2016г.
ДД.ММ.ГГГГ Рослякова Е.А. обратилась в Прокуратуру Ивановской области с заявлением о назначении пенсии по инвалидности в связи с увольнением из органов прокуратуры (л.д. 17).
Письмом прокуратуры <данные изъяты> от 25.09.2014г. (л.д. 18) Росляковой Е.А. было разъяснено, что обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи заболевания с исполнением обязанностей военной службы лежит на военно-врачебных комиссиях. Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе, работники прокуратуры в список лиц, в отношении которых проводится военно-врачебная экспертиза, не входят. Провести освидетельствование с целью установления времени возникновения заболевания, явившегося причиной инвалидности, не представляется возможным.
Из пояснений представителя ответчика следует, что пенсия по инвалидности в соответствии с законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 не может быть назначена Росляковой Е.А. Поскольку ею не представлены необходимые для этого документы, а именно отсутствует справа об инвалидности с указанием причины: «заболевание получено в период военной службы», и кроме того, в настоящее время истице назначена пенсия по инвалидности в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в российской Федерации», назначение одновременно двух пенсий невозможно.
Согласно п.2 ст.44 ФЗ РФ от 17.01.1992г. № 2202-1«О прокуратуре РФ» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Согласно п.1.2. Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и учреждения прокуратуры и членов их семей», утвержденной приказом Генпрокуратуры от 04.12.2009г. №374, виды пенсий, пособий и других денежных выплат, порядок их назначения, перерасчета и выплаты, а также исчисления выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п. «б» ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсию по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ст. 19 Закона право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Исходя из положений ст.ст.20 и 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 установлены две категории инвалидов, которым может быть назначена пенсия по инвалидности: инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы). При этом группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В пункте 5 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н, закреплены полномочия и перечень тех функций, которые осуществляет бюро медико-социальной экспертизы.
Установление причинной связи полученных заболеваний с прохождением военной службы к компетенции бюро медико-социальной экспертизы не отнесено.
Согласно разделу IX Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 установление причинной связи полученных заболеваний с прохождением военной службы отнесено к компетенции военно-врачебной комиссии.
Однако на момент обращения Росляковой Е.А. в Прокуратуру Ивановской области нормативный документ, который бы регламентировал порядок прохождения военно-врачебной комиссии сотрудниками органов прокуратуры, отсутствовал.
В настоящее время в соответствии с п.92.1 главы IX Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (в редакции Постановления Правительства от 01.10.2014 N 1005) определение причинной связи увечий, заболеваний прокурорских работников с прохождением службы в органах и организациях прокуратуры проводится военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), заочно (по документам) на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд между военно-медицинскими организациями, в которых созданы военно-врачебные комиссии, и органами и организациями прокуратуры.
Из ответа врио начальника <данные изъяты>» (л.д. 67) в настоящее время Прокуратурой Ивановской области соответствующий контракт с <данные изъяты> не заключён. Определение причинной связи увечий, заболеваний по заявлению граждан, уволенных из органов прокуратуры РФ, не предусмотрено действующим Уставом ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области, в связи с чем в настоящее время ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» не имеет возможности провести военно-врачебную экспертизу по определению причинной связи увечий, заболеваний имеющихся у Росляковой Е.А.
Таким образом, истица была лишена возможности во внесудебном порядке представить в МСЭ заключение ВВК о наличии причинной связи с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» и, соответственно, МСЭ при отсутствии заключения ВВК не вправе указать в заключении причину инвалидности: «заболевание, полученное в период военной службы».
Для определения наличия причинной связи определением Октябрьского районного суда г. Иваново по настоящему гражданскому делу была назначена судебная экспертиза, производство которой получено экспертам военно-врачебной комиссии <данные изъяты>» ФИО10, ФИО11
Согласно заключению указанных экспертов от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных медицинских и служебных документов, в соответствии с положением о военно-врачебной экспертизе заболевания Росляковой Е.А. (на момент увольнения из органов прокуратуры 06.03.2014г.): «<данные изъяты>», получены в период военной службы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что указанные заболевания Росляковой Е.А. стали причиной установления ей инвалидности и получены в период службы в органах Прокуратуры РФ, она имеет право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, однако отсутствует механизм реализации этого права. Суд считает, что реализация истцом своего права на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма реализации этого права.
Вместе с тем, суд считает, что требования о возложении на прокуратуру Ивановской области обязанности по выплате разницы в размере пенсии не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что с 7 апреля 2014 года и по настоящее время истец является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях». Поскольку в данном случае действующим пенсионным законодательством не предусмотрено получение лицом двух пенсий одновременно, суд считает, что пенсия по инвалидности органами прокуратуры подлежит выплате с момента отказа от пенсии в соответствии с ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, поскольку в настоящее время пенсия по инвалидности не назначена, размер ее не определён, говорить о наличии разницы в пенсиях преждевременно.
Иные доводы сторон не могут повлиять на изложенные выводы суда.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить требования Росляковой Е.А. частично и возложить на Прокуратуру Ивановской области по назначению истице пенсии по инвалидности, которая должна выплачиваться с момента отказа Росляковой Е.А. от пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Росляковой Е.А. к Прокуратуре Ивановской области о возложении обязанности по назначению и выплате пенсии удовлетворить частично.
Обязать прокуратуру Ивановской области назначить Рослковой Е.А. пенсию по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах прокуратуры в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которую выплачивать с момента прекращения выплаты пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.А. Степанова
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2015 года.