РЕШЕНИЕ №
именем Российской Федерации
с.Курманаевка 29 июня 2011 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Васякина А.Н., при секретаре Лазареве В.Н., с участием истца Викулиной В.И., представителя ответчика Кузьминой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Викулиной В.И. к муниципальному учреждению <адрес> о выплате денежной компенсации за коммунальные услуги,
установил:
Викулина В.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском к муниципальному учреждению <адрес>, ссылаясь на то, что она в ДД.ММ.ГГГГ. закончила <адрес> медицинское училище по специальности фельдшер. С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность акушерки <адрес> ФАПа. С ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию. С начала своей трудовой деятельности в должности акушерки в <адрес> амбулатории она пользовалась льготой на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством: часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г. № 5487-1 (в редакции, действующей до 31.12.2004г.) В соответствии с Федеральным Законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» вышеуказанная норма Основ законодательства об охране здоровья граждан была признана утратившая силу и дополнена частью шестой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. С ДД.ММ.ГГГГ года районная администрация прекратила выплаты за коммунальные услуги в полном объеме, сохранив ежемесячную выплату за отопление и освещение в размере 120 рублей, руководствуясь решением Совета депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ статьи № и законом Оренбургской области № 1772/301-111-03 от 28.12.2004г. она претендует на 100% выплату денежной компенсации за коммунальные услуги (отопление, освещение) за последние 3 года (ДД.ММ.ГГГГ). Расчет об уплате коммунальных услуг за данный период прилагается. В пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ закреплено правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы статьи 153 данного ФЗ – не предполагает отмену права на льготы жилья и коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности. Также в ныне действующем Постановлении ВЦИК, СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» в пункте 10 говорится – «Квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно – бюджетным учреждениям) – или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомом, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости. Необходимые средства включаются в смету соответствующего учреждения, предприятия, организации. Жилая площадь предоставляется по нормам, установленным в данной местности. Викулина В.И. просила суд взыскать с районной администрации Муниципального образования <адрес> в ее пользу 74104 рубля 50 копеек (освещение – 9666 рублей 82 копейки и отопление 69045 рублей 68 копеек) за минусом 4608 рублей выплаченной компенсации.
В судебном заседании Викулина В.И. уменьшила исковые требования с учетом перерасчета заявленной суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и просила взыскать с ответчика 7820 рублей 71 копейку за освещение 53665 рублей 16 копеек за отопление за минусом 4488 рублей выплаченной компенсации, а всего 56997 рублей 87 копеек, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Кузьмина И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Викулиной В.И. не признала и пояснила, что Советом депутатов <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений работающих и проживающих в сельской местности на территории <адрес>». Ст.№ решения установлено, что в качестве меры социальной поддержки, выплачивается ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. Ст.№ установлен размер компенсации 120 рублей в месяц. Ст.№ предусмотрено, что расходы на выплату компенсации производятся за счет средств местного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляется по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов подтверждающих право граждан на компенсацию. В соответствии со ст.№ вышеуказанного решения установлено, что в качестве меры социальной поддержки, выплачивается ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение. В связи с тем, что электроэнергия может быть использована не только на освещение, но и на иные бытовые цели, документы об оплате освещения не могут быть признаны достаточными доказательствами по данному делу, так как не подтверждают достоверно производственных расходов истицей только на освещение. Кроме того истец, как медработник вправе требовать возмещение расходов по оплате отопления и освещения не в полном объеме, а в соответствии с нормативами потребления жилищно-коммунальных услуг, которые применялись до ДД.ММ.ГГГГ на основании закона Оренбургской области № 720 от 26.11.2003г. «О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности». Частью 2 закона было предусмотрено, что размер возмещения расходов на предоставление льгот по оплате за наем жилого помещения, взимаемой собственником жилья, и льгот по оплате за отопление определяется исходя из социальной нормы площади жилья 18 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м. – на семью из двух человек, 33 кв.м. – на одиноко проживающих граждан. Размер возмещения расходов на предоставление льгот по оплате за освещение определяется по стоимости электроэнергии, затрачиваемой на горение лампочки в 100 ватт, а на семью, состоящую из трех и более человек – 150 ватт. Таким образом, размер возмещения расходов на предоставление льгот определяется исходя из норм, установленных указанным законом, и действующих на территории района нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в редакции, действующей до 31.12.2004 года) предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними члены их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации …» вышеуказанная норма Основ законодательства об охране здоровья граждан была признана утратившей силу и ст. 63 Основ дополнена частью шестой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности медицинских работников определяется в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности.
Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. № 383 О-П определено, что конституционно – правовой смысл положений пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признавший утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12.07.2006 г. № 375-О и от 04.12.2007 г. № 947-О-П.
Как отмечается в указанных определениях, Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (п. 50 ст. 35) возложил обязанность на орган местного самоуправления, в ведении которого находится лечебное учреждение, определять размер и порядок выплат медицинским работникам возмещения за наем жилья с отоплением и освещением.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы ст. 153 данного федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном применении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Конституционно – правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике. При этом требование ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.
Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, так как правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан.
Судом установлено, что истец Викулина В.И. в ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в <адрес> медицинском училище по специальности фельдшер, что подтверждается копией диплома. С ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность акушерки в <адрес> ФАП. В ДД.ММ.ГГГГ уволена с этой должности в связи с уходом на пенсию, что подтверждается копией трудовой книжки и копией пенсионного удостоверения. Проживает в <адрес>, дом. №, и имеет следующий состав семьи: муж – В., что подтверждается справкой администрации <адрес> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Из справки МУЗ «<данные изъяты>» следует, что Викулиной В.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг произведена в сумме 4608 руб. 00 коп.
Викулина В.И. является квалифицированным медицинским работником, работает и проживает в сельской местности.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 12.01.2005 г. № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», принятыми Законодательным Собранием Оренбургской области 28.12.2004 г., установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области (далее квалифицированные работники), выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (далее компенсация) дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников. Согласно ст. 2 данного Закона право на получение компенсации имеют следующие квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
В соответствии со ст. 4 данного Закона расходы на выплату компенсации, установленный настоящим Законом, работникам областных государственных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и ветеринарии производится за счет средств областного бюджета. Квалифицированным работникам назначение и выплата компенсации осуществляется по месту их работы. Компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.
В соответствии с Положением, принятым Решением Совета депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории <адрес>», из которого следует, что принято решение в качестве меры социальной поддержки квалифицированным работникам муниципальных учреждений, в том числе и врачам, работающим в сельской местности на территории <адрес>, выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в сумме 120 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлась нормой социальной поддержки и после ДД.ММ.ГГГГ медицинские работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены указанной льготы.
Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка представителя ответчика на нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, на основании закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», необоснованна, поскольку они применялись до ДД.ММ.ГГГГ
Из копии лицевого счета № по оплате за потребленную электроэнергию и справки абонентского участка ООО «<данные изъяты>» видно, что расходы Викулиной В.И. по оплате коммунальных услуг (отопление, освещение) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют 61485 рублей 87 копеек, в том числе оплата за свет 7820 рублей 71 копейка, оплата за отопление – 53665 рублей 16 копеек. С учетом выплаченной ежемесячной компенсации в размере 120 рублей (с апреля 2008 года по март 2011 года 4488,0 рублей) расходы по оплате освещения и отопления составляют 56997 рублей 87 копеек, данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Иск Викулиной В.И. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 56997 (░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 87 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░