Судья Абдуллин И.Ш. Дело №33-2541/2016
Учет № 27
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 февраля 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сахиповой Г.А.,
судей Моисеевой Н.Н. и Гаянова А.Р.,
при секретаре судебного заседания Фатхутдиновой Р.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны РТ (межрайонное) на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 ноября 2015 года, которым постановлено:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны включить в специальный стаж трудовой деятельности Гиззатуллина И.Г. периоды его работы с 20.11.1995 года по 30.01.1997 год в качестве дефектоскописта в АО «Севернефтегазстрой», с 30.01.1997 года по 15.06.2007 год в качестве дефектоскописта в ТОО «Рельеф», с 25.06.2007 года по 15.10.2007 год в качестве дефектоскописта в ТОО «Рельеф» и назначить ему с 08.04.2014 года досрочную трудовую пенсию по пп.1. п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца, возражавшего удовлетворению жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гиззатуллин И.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в г.Набережные Челны Республики Татарстан (далее УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска указано, что 02 апреля 2014 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением ответчика №124011/14 от 01.07.2014 ему отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия у него требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ 10 лет. С указанным решением, истец не согласен, поскольку он осуществлял трудовую деятельность в должности дефектоскописта 5-го разряда более 10 лет. На основании изложенного, истец просил суд отменить вышеуказанное решение ответчика и возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что судом необоснованно удовлетворены исковые требования Гиззатуллина И.Г., поскольку в материалах дела не имеется справки, выданной компетентным органом об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы подержала, представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с пп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10. (далее - Список N 1 от 1991 года).
Позицией 12205000-1754а раздела XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены работники, постоянно и непосредственно занятые на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве.
Из материалов дела следует, что Гиззатуллин И.Г. 02 апреля 2014 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением №124011/14 от 11 июля 2014 года пенсионный орган отказал истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по Списку №1 из-за отсутствия требуемого специального стажа 10 лет.
В специальный стаж истца не включены периоды работы: - с 20 ноября 1995 года по 30 января 1997 года в качестве дефектоскописта, постоянно и непосредственно работающего с переносными источниками ионизирующих излучений в хозрасчетной лаборатории АО «Севернефтегазстрой»;
- с 31 января 1997 года по 15 июня 2007 года в качестве дефектоскописта, постоянно и непосредственно работающего с переносными источниками ионизирующих излучений в ТОО «Рельеф»;
- с 25 июня 2007 года по 15 октября 2007 года в качестве дефектоскописта, постоянно и непосредственно работающего с переносными источниками ионизирующих излучений в ТОО «Рельеф».
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец работал в указанные спорный период времени в должности, предусмотренной Списком №1, что подтверждается допустимыми доказательствами, поэтому работодателем производились обязательном порядке перечисление предусмотренных законом страховых взносов.
При этом судом также приняты во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которым неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующем спорные правоотношения, правильной оценке представленных доказательств.
В соответствии с пунктом 5 приложения №1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что истцом не представлено справки, выданной компетентным органом об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, не состоятельны.
Работа истца в должности дефектоскописта, постоянно и непосредственно работающего с переносными источниками ионизирующих излучений с 1995 года подтверждается записями в его трудовой книжке.
Кроме того, в материалах дела имеются справки от 30 января 1997 года АО «Севернефтегазстрой», от 15 октября 2007 года, от 15 июня 2007 года ТОО «Рельеф», о том, что Гиззатуллин И.Г. с 20.11.1995 года по 30.01.1997 года, с 30.01.1997 года по 15.06.2007 года, с 25.06.2007 года по 15.10.2007 года работал полный рабочий день в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, что предусмотрено ХХII разделом, позиция 12205000-1754А «Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 в качестве дефектоскописта 5-го разряда, постоянно и непосредственно работающего с переносными источниками ионизирующих излучений.
Оснований не доверять указанным справкам у суда апелляционной инстанции не имеется. Каких-либо доказательств, опровергающих достоверность указанных справок, ответчиком не представлено.
Согласно справке № 57 от 26 июня 2015 года, выданной ТОО «Рельеф» за период с 2003 по 2007 годы из заработной платы Гиззатуллина И.Г. производились пенсионные отчисления.
Кроме того, из представленной представителем истца суду апелляционной инстанции справки от 05 мая 2014 года, выданной РГКП «Государственный центр по выплате пенсий» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и приложенной к ней информации по транзитным счетам Гиззатуллина И.Г. усматривается, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 01 января 1998 года. По имеющимся в базе данных Государственного центра по выплате пенсий сведениям, на Гиззуатуллина И.Г. с 1998 года перечислялись обязательные пенсионные взносы.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие справок работодателя и компетентного органа в лице РГКП «Государственный центр по выплате пенсий» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан о произведенных отчислениях страховых взносов, судебная коллегия, приходит к выводу о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 12 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения –Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны РТ (межрайонное) – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи