Решение по делу № 2-202/2015 от 15.04.2015

Дело № 2-202/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2015 года г. Нолинск

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

судьи Филип Е.Е.,

при секретаре Обуховой С.С.,

с участием представителя истца помощника прокурора Нолинского района Дубровина Н.Н., Перевозчиковой Л.М., представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Центр расчётов с потребителями города Нолинска» выступающую по доверенности Погудиной М.В., представителя ответчика – открытого акционерного общества «Коммунэнерго», выступающей по доверенности Мищихиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района в интересах Перевозчиковой Л.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Центр расчётов с потребителями города Нолинска», открытому акционерному обществу «Коммунэнерго» о признании действий по начислению платы за отопление недействительными и перерасчёте платы за коммунальные услуги по отоплению,

    

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нолинского района обратился в суд с иском в интересах пенсионерки Перевозчиковой Л.М., имеющей в собственности жилое помещение, в котором она проживает, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., по вопросу законности начисления и взимания платы за отопление.

В обоснование заявленных требований указал, что согласно распоряжению главы администрации МО Нолинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ <№> на основании письменного заявления Перевозчиковой Л.М., учитывая согласие госнадзорных служб района разрешено подготовить исходно-разрешительную и распорядительную документацию на переоборудование центрального отопления на автономное электрическое. Переустройство центрального отопления на иной вид отопления произведены на основании акта о прекращении услуги теплоснабжения ОАО «Коммунэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно, которому, в указанной квартире, обрезаны отопительные приборы от стояков отопления. В связи с чем, начисление платы за центральное отопление Перевозчиковой Л.М. является незаконным, так как её квартира отключена (отрезана) от системы центрального отопления на основании разрешительных документов в ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям ст. 25 и 26 ЖК РФ. Следовательно, переоборудование жилого помещения путем переустройства системы отопления на иной вид отопления является правомерным и порождает правовые последствия в виде освобождения собственника квартиры от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги до 01 июля 2016 года производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В связи с отсутствием единой формулы по начислению платы за отопление собственникам отключившихся от централизованной системы отопления, отсутствия порядка начисления платы в таких случаях за места общего пользования, начисление платы является не обоснованным. Просят признать незаконными действия ООО «Центр расчетов с потребителями г. Нолинска» и ОАО «Коммунэнерго» по начислению платы за отопление Перевозчиковой Л.М., собственнику квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отключенной от центрального отопления.

В дополнительных требованиях прокурор Нолинского района Кировской области просит обязать ООО «Центр расчётов с потребителями г. Нолинска» произвести перерасчёт платы за коммунальные услуги по отоплению Перевозчиковой Л.М., собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключив при начислении платы площадь квартиры собственника <данные изъяты> кв.м., начислить плату за места общего пользования.

Определением Нолинского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная жилищная инспекция Кировской области.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Нолинского района Дубровин Н.Н. исковые требования поддержал и просит их удовлетворить на изложенных в иске основаниях.

Перевозчикова Л.М. поддерживает требования прокурора, поскольку отключиться от центрального отопления и перейти на электрическое отопления она была вынуждена из-за того, что жилое помещение плохо отапливалось, в нём было холодно, а также из-за очень большой суммы за предоставляемую услугу. Получая незначительный доход, она не могла оплатить отопление, т.к. не хватало денежных средств. В настоящее время она отапливается электричеством, но несёт более низкие затраты и в квартире всегда тепло. Квитанция по оплате за отопление ей уже доставлена за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек.

Представитель ответчика ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска», выступающая по доверенности Погудина М.В. суду пояснила, что Перевозчикова Л.М. произвела переустройство центрального отопления на автономное электрическое, полагая, что оплату за тепловую энергию производить не должна, что является неверным.

Отключение жилых помещений от системы центрального отопления и переход на иной альтернативный источник отопления (электрическое, газовое, печное) представляет собой не что иное, как переоборудование жилых помещений в части изменения системы центрального отопления многоквартирного дома (пункт 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, далее — Правила № 170) переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пункты 1.7.2., 1.7.3. Правил № 170 устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на них оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускается.

Пунктом 9.2.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго от 24.03.2003 № 115) определено, что использование электрической энергии для целей теплоснабжения допускается применять при технико-экономическом обосновании.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) в состав общего имущества собственников помещений включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков обогревающих элементов, запорной и регулирующей арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенной на этих сетях. Отключение квартиры в многоквартирном доме от системы центрального отопления изменяет общедомовую инженерную систему отопления.

Верховный Суд РФ в решении от 22.09.2009 проанализировав положения п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 во взаимосвязи с подп. «д» п.2 и п.5 Правил № 491 пришел к выводу о том, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры. Находящиеся в квартире обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 ЖК РФ).

Таким образом, переустройство системы отопления в установленном ст.26 ЖК РФ порядке, т. е. по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, без согласия других собственников возможно только в случае, если это касается радиаторов отопления, находящихся в жилом помещении, которые имеют отключающие устройства.

Пунктом 1 ст. 290 ГК РФ и ч.1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно п.1 ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Данное положение применительно к общему имуществу в многоквартирном доме конкретизировано в ст. 36 ЖК РФ. Так, согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются в установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. В соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Согласно ч.4 ст. 36 ЖК РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иными лицами в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Частью 4 статьи 40 ЖК РФ предусмотрено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, перепланировку или переустройство помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного, принятие администрацией Нолинского городского поселения решений по переустройству квартир в части изменения системы отопления с центрального на иные (альтернативные) источники является неправомерным, поскольку согласие собственников помещений в указанных многоквартирных домах об изменении общедомовой системы отопления отсутствует, и кроме того, отсутствует техническая документация на многоквартирные дома, отражающая внесенные изменения в систему инженерно-технического обеспечения домов, а именно в систему отопления (ст.2 и ст.36 Федерального Закона от 30.12.2009г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Кроме того, действующее на территории РФ законодательство в части расчетов граждан за отпущенные коммунальные ресурсы, в том числе тепловую энергию (до 01.01.2015г. - Правила предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила № 307), с 01.01.2015 года — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее- Правила № 354) предусматривают обязанность граждан по оплате коммунальной услуги отопления, вне зависимости от наличия (отсутствия) в жилых (нежилых) помещениях радиаторов отопления, поскольку формула расчета размера платы учитывает только общую площадь жилого помещения (нежилого) помещения, т. е. обязанность оплаты гражданами (собственниками, пользователями) жилых (нежилых) помещений коммунальной услуги отопления не ставится в зависимость от того, является ли жилое (нежилое) помещение отапливаемым, в расчет принимается только площадь помещения. В соответствии с абз.2 п. 40 Правил № 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Согласно нормам ст.ст. 30,39,154 Жилищного кодекса РФ, при переходе на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с собственников и пользователей помещений не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. Пунктами 42 (1) и 43 Правил № 354, установлен единый порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии или отсутствия коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, не предполагающий особых условий оплаты коммунальной услуги по отоплению при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Таким образом, отключение потребителями коммунальных услуг отдельных жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме от центральной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, в том числе, осуществляемого по согласованию с органами местного самоуправления, не является правовым основанием для освобождения потребителей, занимающих такие помещения, от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги отопления, предоставленные как на обогрев непосредственно самих жилых (нежилых) помещений, так и на общедомовые нужды.

Также, необходимо отметить, что перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с центральной системы отопления на индивидуальное отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии от центральной системы отопления. Потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, указанными собственниками продолжается, поскольку: одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов соседей; потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений (следовательно, и независимо от факта отключения их помещений от центральной системы теплоснабжения.

С учетом выше изложенного, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг центрального отопления в многоквартирном доме, подключенном к центральной системе теплоснабжения, может быть реализовано только посредством отключения от центральной системы теплоснабжения (с установкой альтернативных источников отопления) многоквартирного дома в целом, а не в отдельных его помещений). Поэтому просят в иске отказать.

Представитель ответчика ОАО «Коммунэнерго», выступающая по доверенности Мищихина Н.М. пояснила, что исковые требования не признает, считает их незаконными и не обоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению. Требования основаны на том, что переоборудование жилого помещения (переход на иной вид отопления) по адресу: <адрес> произведено правомерно, при наличии разрешительной документации, что тем самым освобождает собственника квартиры – Перевозчикову Л.М. от оплаты услуг теплоснабжения. При этом прокурор ссылается на ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии.

Однако, в данном случае прокурором не принято во внимание, что согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. К таким правовым актам и законам, регламентирующим порядок расчетов за коммунальные услуги, в том числе и за коммунальную услугу по отоплению, относится Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В названных нормативно-правовых актах представлены расчетные формулы в соответствии с которыми исполнитель коммунальных услуг либо ресурсоснабжающая организация обязана производить начисление платы за коммунальные услуги их потребителям.

Оба нормативно-правых акта, являются действующими и обязательными к применению в расчетах с потребителями, при этом, обращаем внимание суда, что составляющие расчетных формул, в том и другом постановлении идентичны и не противоречат друг другу.

Действия ОАО «Коммунэнерго» по начислению и взиманию платы за отопление с собственников (нанимателей) отключенных от центральной системы отопления жилых помещений многоквартирных домах, регламентированы действующим жилищным законодательством РФ, являются в полной мере законными и обоснованными.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области принято распоряжение от 14.09.2012 № 48-р «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению», в соответствии с которым на территории Кировской области при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» срок действия п.п. 15-28 Правил № 307 продлен до 01 июля 2016 года.

Правила № 307 (приложение № 2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги») предусматривает обязанность граждан по оплате коммунальной услуги отопления, вне зависимости от наличия (отсутствия) в жилых (нежилых) помещениях радиаторов отопления, поскольку формула расчета размера платы учитывает только общую площадь помещения (квартиры) или общую площадь жилого дома, то есть обязанность оплаты гражданами коммунальной услуги отопления не ставится в зависимость от того, является ли жилое (нежилое) помещение отапливаемым, в расчет принимается только площадь помещения.

Следует принять во внимание, что жилой <адрес> не отключен от центральной системы отопления, теплоснабжением обеспечиваются в том числе и места общего пользования. Согласно нормам ст.ст. 30, 39, 154 ЖК РФ при переходе на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с собственников и пользователей помещений не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. Пунктами 42(1) и 43 Правил № 354 установлен единый порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии или отсутствия коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, не предполагающий особых условий оплаты коммунальной услуги по отоплению при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. В соответствии с абз. 2 п. 40 Правил № 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Поэтому, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в едином порядке, как предусмотрено в Правилах № 307 и № 354.

Согласно п. 3 Постановления № 354, разъяснения по применению Правил № 354, утв. настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в ред. Постановления правительства РФ от 26.03.2014 № 230). В связи с этим, ОАО «Коммунэнерго» просит принять во внимание разъяснения Минстроя России, содержащиеся в вышеуказанных письмах о плате за коммунальную услугу при переходе на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Разъяснения о порядке определения размера платы за отопления со ссылкой на вышеуказанные нормативные правовые акты даны и в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2014 № 30346. В данном письме указано, что при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Правилами № 354. При этом, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в едином порядке согласно формулам 2, 3, и 3(1) приложения № 2 к Правилам № 354.

Кроме того, в письме Минстроя России от 28.01.2015 № 1922-ОГ/04 также разъясняется, что плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться на общих основаниях и в случае перехода на отопление отельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.

Государственная жилищная инспекция Кировской области в письме от 09.04.2015 № 3388- 64-1-11 также поясняет со ссылкой на письмо компетентного органа государственной власти - Минстроя России от 28.01.2015 № 1922-ОГ/04, что плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться на общих основаниях, в случае перехода на отопление отельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.

Следовательно, начисление и взимание платы за отопление с Перевозчиковой Л.М. является правомерным. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо – представитель Государственной жилищной инспекции Кировской области в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в их отсутствии, из представленного отзыва следует, что государственная жилищная инспекция Кировской области считает, что не является третьим лицом в данном деле, поскольку решение по исковому заявлению прокурора Нолинского района не повлияет на права или обязанности инспекции по отношению ни к одной из сторон.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (с последующими изменениями).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области принято распоряжение от 14.09.2012 г. № 48-р «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению», в соответствии с которым на территории Кировской области при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 №1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» срок действия пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 продлен до 01.07.2016 года.

Согласно п.3 Постановления №354 разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 №230).

В настоящее время определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в Правилах № 354 и Правилах № 307 не предусмотрено.

Обращаем Ваше внимание, что согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1922-ОГ/04 от 28.01.2015 плата за коммунальную услугу по отоплению, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии должна определяться на общих основаниях.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.15.ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно п.1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Пунктами 3, 4 ст. 29 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

На основании п.3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п.1.7.2).

В силу подпункта "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года, вступивших в силу с 1 сентября 2012 года, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.

При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения, в том числе предназначенная для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, площадью <адрес> кв.м. является пенсионерка Перевозчикова Л.М. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), имеющая пенсионное удостоверение <№>, выданное ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в Нолинском районе ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Дом подключен к системе централизованного отопления, приборами учета потребленных коммунальных услуг не оборудован.

В квартире истца отсутствуют радиаторы, присоединенные к центральной системе отопления. Отопление производиться электричеством.

Перевозчиковой начислена оплата за отопление квартиры от центральной системы отопления ООО «Центр расчётом с потребителями г. Нолинска» в размере <данные изъяты> в месяц. Направлены квитанции о взимании платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ года. Из представленной бухгалтерской справки ООО «Центр расчётов с потребителями г. Нолинска» <№> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность по отоплению у Перевозчиковой Л.М. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Имеется согласование об отключении от центрального отопления спорного жилого помещения и перехода на печное отопление между ООО «Управляющая компания ЖКХ Нолинского района, районным архитектором, ОГПН Нолинского района, ведущим специалистом Роспотребнадзора, ОАО «Коммунэнерго» главой администрации Нолинского городского поселения и Перевозчиковой Л.М. (л.д. 9-10). Также представлена копия акта от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении поставки услуги по теплоснабжению со стороны ОАО «Коммунэнерго» в квартиру, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, поскольку обрезаны отопительные приборы от стояков отопления (л.д.13).Также представлено распоряжение главы администрации МО городское поселение Нолинск Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ <№> о разрешении подготовки исходно-разрешительной и распорядительной документации на переоборудование центрального отопления на автономное электрическое (л.д. 12). Имеется проект на переоборудование центрального отопления на автономное электрическое.

Согласно агентского договора <№> от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между ООО «Коммунэнерго» (Принципал) и ООО «Центр расчётов с потребителями города Нолинска» (Агент) следует, что Агент обязуется совергшать от своего имени, но за счёт Принципала, действия по начислению и сбору денежных средств с собственников (нанимателей) жилых помещений, проживающих в многоквартирных и жилых домах за теплоснабжение (отопление), а также по перечислению собранных средств на специальный счёт ОАО «Коммунэнерго», а Принципал обязуется производить оплату вознаграждения за оказываемые услуги. В обязанности ООО «центр расчётов с потребителями входит: производить гражданам ежемесячный расчёт размера платы за теплоснабжение (отопление) с применением действующих компенсаций (льгот) по тарифам для населения, утверждённым Решением РТС Кировской области для ОАО «Коммунэнерго» на соответствующий период; производить перерасчёт платы за теплоснабжение при изменении тарифов; производить перерасчёт (расчёт) платы за теплоснабжения при перебоях, нарушение сроков и качества предоставленных услуг, произошедших по вине ОАО «Коммунэнерго» и т.д.

Кроме того, от домкома <адрес> ФИО1 предоставлена справка (л.д. 85) о том, что услугами по теплоснабжению квартиры Перевозчиковы не пользуются с ДД.ММ.ГГГГ года. Оплату тепловой энергии на общедомовые нужды Перевозчиковы производят жильцам дома по договорённости, так в ДД.ММ.ГГГГ году ими уплачено <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> рублей, жильцы дома к Перевозчиковым не имеют претензий по поводу отключения их квартиры от центрального отопления.

Анализируя представленные суду доказательства и нормы действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Жилой дом <адрес> не отключен от центральной системы отопления, теплоснабжением обеспечиваются в том числе и места общего пользования. Согласно нормам ст.ст. 30, 39, 154 ЖК РФ при переходе на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с собственников и пользователей помещений не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. Из пунктов 42(1) и 43 Правил № 354, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следует, что установлен единый порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии или отсутствия коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, не предполагающий особых условий оплаты коммунальной услуги по отоплению при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Согласно абз. 2 п. 40 Правил № 354, усматривается, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. В связи с чем, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в едином порядке, как предусмотрено в Правилах № 307 и № 354. Поэтому, независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в едином порядке согласно формулам 2, 3, и 3(1) приложения № 2 к Правилам № 354. Плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться на общих основаниях и в случае перехода на отопление отельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Методики, правил, каких-либо расчётов по оплате отопления в случае отключения от центральной системы отопления многоквартирного дома и перехода на индивидуальное отопление законодателем не предусмотрено.

Исходя из вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что начисление платы за отопление жилого помещения с Перевозчиковой Л.М. является правомерным.

Однако, в данной ситуации усматривается тот факт что Перевозчикова Л.М. отказалась от услуги по предоставлению ей централизованного отопления и перешла на индивидуальное ещё в ДД.ММ.ГГГГ году, тогда, когда указанные выше нормы не действовали. Кроме того, сумма начисленной услуги по отоплению в месяц более <данные изъяты> рублей, что для пенсионера является значительной, кроме того, она перестала испытывать холод в квартире, поскольку на индивидуальном отоплении она прогревается.

Ни каким документом по городу Нолинску Кировской области, ни локальными нормами учреждений, соглашениями собственников жилых помещения не установлено, что в связи с отсоединением радиаторов от центральной системы отопления многоквартирного дома и перехода на индивидуальное отопление жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, не установлена плата отключённых от центрального отопления собственников жилых помещений за отопление ни в процентном, ни в твердом размере.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по конец ДД.ММ.ГГГГ Перевозчиковой Л.М. начислено за отопление от центральной системы отопления её <адрес> в размере 100% - <данные изъяты>.

Поскольку коммунальная услуга по отоплению жилого помещения Перевозчиковой Л.М. оказывается не в полном объеме, вследствие чего начисление платы исходя из 100% от норматива потребления является неправильным.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Исходя из ч.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из материалов дела следует, что жилое помещение Перевозчиковой Л.М. отопительными приборами от центральной системы отопления не оборудовано, следовательно, она не является потребителем услуги по отоплению в предъявляемом к оплате 100% объеме.

Доказательств, свидетельствующих об ином объеме фактически переданной Перевозчиковой Л.М. тепловой энергии ответчиками не представлено. Суду не представлено также доказательств того, что собственники жилого дома имеют возражения против перехода Перевозчиковой Л.М. с центрального отопления на индивидуальное печное.

Следовательно, в сложившейся ситуации следует применить требования Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) предусматривающие право потребителя отказаться от оказания услуг (ст. 32), в том числе и от получения централизованного отопления своего жилища.

Поскольку Перевозчикова Л.М. не получала услугу по отоплению её квартиры, нормы по взысканию средств за предоставленную услугу в связи с переходом на индивидуальное отопления квартир в многоквартирном доме законодательством не определено, то следовательно, обязать её оплатить за не оказанную услугу по предоставлению тепловой энергии от центральной системы отопления её жилого помещения, выставленной ответчиками не предоставляется возможным.

ОАО «Коммунэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей тепловую энергию, однако вопросы с потребителями, в частности с Перевозчиковой Л.М. по оказанию услуги по теплоснабжению в части начисления и взимания разрешаются с ООО «Центр расчётов с потребителями города Нолинска», в силу агентсткого договора.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия по начислению платы за отопление произведено в рамках действующего законодательства, однако ввиду не предоставления данной услуги взыскивать её стоимость в размере 100% не предоставляется возможным. Пробел законодательства в сложившейся ситуации, не урегулирован с потребителями путём заключения отдельных договоров (соглашений), либо иными способами в части начисления платы за отопление мест общего пользования и иных помещений многоквартирного дома.

Перерасчёт следует возложить на ООО «Центр расчётов с потребителями города Нолинска» за весь период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках площади указанной выше <адрес> кв.м., принадлежащей Перевозчиковой Л.М.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор Нолинского района освобожден от уплаты государственной пошлины.

    Поскольку исковые требования удовлетворены частично, то с ответчика ООО «Центр расчётов с потребителями следует взыскать п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с учётом уменьшения подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. в доход бюджета муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области.

Руководствуясь ст.ст. 26, 153, 154 ЖК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Перевозчиковой Л.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Центр расчётов с потребителями города Нолинска», открытому акционерному обществу «Коммунэнерго» о признании действий по начислению платы за отопление недействительными и перерасчёте платы за коммунальные услуги по отоплению, удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Центр расчётов с потребителями города Нолинска» произвести перерасчёт платы за коммунальные услуги по отоплению Перевозчиковой Л.М., собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключив при начислении платы площадь квартиры собственника <данные изъяты> кв.м., в остальной части заявленных требований, отказать.

Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Центр расчётов с потребителями города Нолинска» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области.

        

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Нолинский районный суд.

    Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2015 года.

    Судья    

2-202/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Перевозчикова Л.М.
Прокурор Нолинского района в защиту интересов Перевозчиковой Любовь Михайловна - Дубровин Н.Н.
Ответчики
ООО "Центр расчетов с потребителями г. Нолинска"
ОАО "Коммунэнерго"
Другие
Мищихина Н.М.
Погудина М.В.
Попкова Н.Н.
Государственная жилищная инспекция Кировской области
Суд
Нолинский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
nolinsky.kir.sudrf.ru
15.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2015Передача материалов судье
16.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.05.2015Предварительное судебное заседание
28.05.2015Судебное заседание
19.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2015Дело оформлено
08.10.2015Дело передано в архив
19.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее