Решение по делу № 2-427/2014 от 12.08.2014

--

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

-- --

Мазановский районный суд --5 -- в составе:

председательствующего судьи Знатновой Н.В.,

при секретаре Сун Е.А.,

с участием: истца --1,

представителя ответчика- администрации -- -- --3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

--1, --2 к администрации -- --5 --, администрации Новокиевского сельсовета -- третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерству финансов Амурской области признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Новокиевского сельсовета -- в августе 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества; обязывании администрации -- -- включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Новокиевского сельсовета -- в августе 2013 года для оказания финансовой помощи по частичной утрате имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – обильных ливней, продолжавшихся длительный период времени на территории Новокиевского сельсовета жилой дом, расположенный по --, в -- --, был повреждён. Данный жилой дом принадлежит истцам на праве собственности. В результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года жилое помещение было повреждено: вынесен грунт из-под фундамента с восточной стороны, трещина в фундаменте, частично произведен ремонт с северо-восточной стороны фундамента.

Истцы просят признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе 2013 года и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

В судебное заседание истец --2 не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании истец --1 пояснила, что жилой дом по -- находится в их совместной с супругом собственности. В результате чрезвычайной ситуации - ливневых дождей в августе 2013 года произошел вынос грунта из-под фундамента с северо-восточной стороны, вода ручьём текла под фундамент. В самом фундаменте с северо-восточной стороны появились трещины. В жилом доме керамическая плитка в ванной комнате и в кухне отошла от стены на 1-1,5 см. Настаивала на удовлетворении иска. Просила суд обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации -- -- --3 пояснила, что согласна с иском. Они с комиссией осматривали жилое помещение истцов и действительно обнаружили те повреждения, которые указаны в акте от -- года. Согласно заключению межведомственной комиссии имущество утрачено частично, сумма финансовой помощи составляет 100000 рублей.

В судебное заседание представитель ответчика - администрации Новокиевского сельсовета -- --5 -- --4 не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отзыве на иске указал, что в соответствии с Методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в августе 2013 года на территории Амурской области (протокол заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности -- от -- года) администрация сельсовета после проведенного обследования по адресу: --, признала истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включила их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Поэтому в части признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации он признает исковые требования. Данный список был направлен в Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области.

Поэтому считает, что администрация сельсовета исполнила все обязанности, возложенные Методическим рекомендациями на администрацию при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года на территории Амурской области.

Министерство же отказало в приеме списка на основании того, что у них возникли сомнения в действительности нанесенного ущерба.

В связи с этим протоколом заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности № 5 от 22.01.2014 года на органы местного самоуправления муниципальных районов были возложены следующие функции: создание комиссии по повторному обследованию поврежденного имущества граждан, обследование поврежденного имущества и формирование списка граждан данной категории.

На этом основании 06.02.2014 года комиссией при администрации Мазановского района было проведено обследование жилого помещения истцов и подтверждено право истцов на получение финансовой помощи.

Пунктом 9 протокола заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности № 11 от 27.02.2014 года, так же установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов проводят повторные обследования и предоставляют списки граждан на получение финансовой помощи.

Из этого следует, что на данный момент списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных районов, а не администрацией Новокиевского сельсовета, так как на данный момент у администрации сельсовета нет полномочий по формированию повторных списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Кроме того, администрация сельсовета считает, что не нарушила никаких прав истцов, так как администрация сельсовета признала их пострадавшими и включила в список пострадавших граждан, а не включение истцов в повторный список произошло из-за действий администрации Мазановского района, а не сельсовета. Просил суд в исковых требованиях к администрации Новокиевского сельсовета отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства финансов Амурской области не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, представитель --6 просил рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

В отзыве на иск Министерство финансов Амурской области указало, что требования истцов не подлежат удовлетворению.

В соответствии с действующим законодательством единовременная материальная помощь и финансовая помощь оказывается гражданам пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации за частично либо полостью утраченное имущество.

Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее - Порядок).

Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно.

Согласно и. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных, бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей получивших ущерб (п. 4 Правил).

Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ (абз. 2 п. 6 Правил).

В случае не представления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансирование обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абз. 2 п. 7 Правил).

В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее - Порядок), установлено, что органы местного самоуправления не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращать с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств.

Если обратившийся с просьбой об оказании помощи в течение одного месяца с даты соответствующего поручения губернатора области или первого заместителя председателя Правительства области не представил обосновывающие документы, то вопрос о выделении средств не рассматривается (п. 7 Порядка).

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном от 02.11.2010 г. № 2-4-60-12-22 списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. Списки граждан готовятся органом местного самоуправления,

В соответствии с п. 9.1. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и. последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном от 02.11.2010 г. № 2-4-60-12-22 единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированную на занимаемой площади.

В соответствии с п. 9.2. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий --7 от -- -- финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС. оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного (согласно утвержденного перечня), но среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.

Выше указанными нормативными правовыми актами, предоставление самими гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, необходимых, для. включения в списки на оказание финансовой помощи документов, в том числе удостоверяющих личность. На органы местного самоуправления возложена обязанность по подготовке списков граждан на получение помощи, а не по выявлению граждан, чье имущество пострадало в результате чрезвычайной ситуации. По смыслу выше приведенных положений законодательства обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с соблюдением установленных сроков и предоставлением необходимых документов,

В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник.

Истцы в установленный законом срок с заявлением на оказание помотай с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок не обратились и уважительных доказательств пропуска срока обращения с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представили, что подтверждается материалами дела. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией.

Как следует из акта обследования жилого помещения, представленного истцом, у истца не утрачено имущество.

Акт обследования от -- не соответствует установленной форме, не согласован с главой муниципального образования -- и с начальником отдела гражданской защиты администрации --.

Согласно акту обследования, искового заявления вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола.

Факт подтопления и наличия воды в подполье (погребе), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию.

Данная позиция отражена в Апелляционном определении от -- по делу -- Верховного суда Республики Татарстан.

Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2 «Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области», утвержденные протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- Ш 21, в соответствии с которым единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.

Пунктом 2.3. указанных Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.

Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома.

Актом обследования - наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено.

Кроме того, Министерство финансов Амурской области просил суд обратить внимание на дату составления актов обследования - -- и считает данный акт ненадлежащим доказательством по причине того, что из фактов, изложенных в акте невозможно установить причинно-следственную связь между событиями чрезвычайной ситуации (из искового заявления истца - подтопление в августе 2013 г.) и наступившими последствиями, в связи с тем, что между фактами отраженными в акте и событиями чрезвычайной ситуации прошел длительный временной период.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ.

В своем заявлении истец указывает, что подтоплено подполье. Однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец не представил доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.

На основании выше изложенного, просили суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.

На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие истца --2, представителя ответчика администрации Новокиевского сельсовета -- --, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства финансов Амурской области.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Распоряжением Губернатора Амурской области от -- № 123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

На территории Новокиевского сельсовета -- режим чрезвычайной ситуации был введен со -- решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации -- --.

-- распоряжением № 99-А было принято решение «О создании чрезвычайной комиссии по осмотру имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета».

Согласно ст.4 Федерального закона от -- № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - «ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».

Согласно п.34 ст. 31 Устава администрации -- -- глава администрации возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании и ликвидации их последствий.

В соответствии пунктом 9 статьи 5 Устава муниципального образования Новокиевского сельсовета -- -- - к вопросам местного значения Новокиевского сельсовета относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения».

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация -- -- и администрация Новокиевского сельсовета -- -- являются надлежащими ответчиками по данному гражданскому делу.

Истцами представлена справка администрации Новокиевского сельсовета -- --5 --, согласно которой они проживают в --. Справка выдана на основании похозяйственной книги № 4-- год.

Факт регистрации истцов в жилом доме по адресу -- подтверждается представленными копиями паспортов, согласно которым --2 имеет регистрацию по вышеуказанному адресу с --, --1 – с -- года.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от -- серии --3, жилой дом, расположенный по адресу: --, Новокиевский с/с, -- находится в собственности --1 на основании договора купли-продажи от -- года.

Из иска следует, что на период объявления чрезвычайной ситуации истцы также проживали по указанному адресу.

Представленный акт администрации -- и администрации Новокиевского сельсовета от -- подтверждает факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу --.

Согласно уведомления главы -- от -- истцам отказано во включении в список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, так как не установлен факт утраты имущества.

В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).

Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 Правительством Амурской области принято постановление от 13.09.2013 № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-сентябре 2013 года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, и за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету Амурской области в 2013 году в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, утв.Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано утратившим силу в результате принятия Правительством Амурской области постановления от 07 апреля 2014 года № 212.

Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению Правительства Амурской области от 02 апреля 2014 года № 212 не придано. В связи с этим Постановление Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.

Кроме того, протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 года № 40 утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в целях разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи при утрате имущества.

При этом в силу п.2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущества оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

При этом в силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с пп. «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 Правительству РФ было поручено до 10.09.2013 принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

В соответствии с п. 3.5 раздела Ш данных Методических рекомендаций - комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи) по форме, указанной в приложении № 6а к Методическим рекомендациям МЧС России, в 3 экземплярах; акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи) по форме, указанной в приложении № 7г к Методическим рекомендациям МЧС России), в 3 экземплярах.

Расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214.

Согласно порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Амурской области, утвержденного Постановлением правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 целями создания резервного фонда являются оказание единовременной материальной помощи пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожаров, террористических актов и иных чрезвычайных ситуации на территории Амурской области, повлекших тяжкие последствия.

Согласно приказу управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10.09.2009 года № 102-п (в редакции от 22.08.2013 года № 25-п), которым утвержден перечень обосновывающих документов, предоставляемых при выделении средств из резервного фонда Правительства Амурской области, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства Амурской области к заявке на финансирование мероприятий прилагаются, в том числе список на получение единовременной материальной помощи граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, акт обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, кино-, фотодокументы (при наличии таковых), протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Указанные документы составляются должностными лицами отраслевого структурного подразделения администрации Мазановского района или жилищными комиссиями администраций сельских поселений, находящихся на территории Мазановского района.

Таким образом, на территории Мазановского района нормативными актами Амурской области и муниципального образования предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайно ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.

Из требований приведенных правовых актов следует, что финансовая помощь за частично или полностью утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области, в случае повреждения жилого помещения.

Истцы являются собственниками жилого помещения.

Из договора купли-продажи жилого помещения от -- следует, что оно приобретено в собственность --1

На основании ст. 34 Семейного Кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Из свидетельства о заключении брака следует, что истцы зарегистрировали брак -- года. Следовательно, жилое помещение было приобретено ими в период брака и является их совместным имуществом.

Акт от -- года, представленный истцами, составлен специальной правомочной комиссией, созданной для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета и территории --. Сомнений у суда данный акт не вызывает и суд признает его достоверным и допустимым доказательством.

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы на момент чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей в августе 2013 года на территории муниципального образования Новокиевский сельсовет -- проживали по адресу: -- и жилому дому был причинен ущерб, что подтверждается актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков, составленным администрацией -- -- -- года, согласно которому в доме имеется трещина в фундаменте. Согласно заключению данного акта общая оценка утраченного имущества составляет 100000 (сто тысяч) рублей. Сумма финансовой помощи определена с учетом зарегистрированных в жилом помещении лиц.

Суд не принимает доводы третьего лица о том, что из представленного акта не следует, что пострадали конструктивные элементы жилого дома.

Фундамент жилого дома, в котором образовалась трещина, суд признает конструктивным элементом жилого дома.

С учетом изложенного, и принимая во внимание то обстоятельство, что наличие повреждений конструктивного элемента жилого дома отражено в акте от -- и подтвердилось отзывом представителя ответчика- администрации -- --, доказательства повреждения жилого дома истцов (его конструктивных элементов) в материалах дела имеются.

Суд принимает доводы представителя ответчика - администрации Новокиевского сельсовета -- -- о том, что обязанность по составлению списков должна возлагаться на администрацию -- -- -- по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае истцы после обследования их имущества соответствующей комиссией были включены администрацией Новокиевского сельсовета -- -- в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Новокиевского сельсовета -- --, имеющих право на получение финансовой помощи. Данный список поступил в министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области, которое не утвердило указанный список по причине сомнений в возможностях у сельской администрации установить наличие воды в жилом помещении в ноябре-декабре 2013 года и письмом от -- рекомендовало главе администрации Новокиевского сельсовета провести повторное обследование жилых помещений.

На заседании оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности -- было решено рекомендовать главам муниципальных районов создать комиссии районного уровня с привлечением в их состав специалистов органов местного самоуправления поселений, депутатов районного уровня, незаинтересованной общественности и повторно рассмотреть заявления граждан, поступившие в ноябре-декабре 2013 года на оказание финансовой помощи. Комиссиям было рекомендовано провести по каждому заявлению адресные проверки с составлением повторных актов обследования жилых домов (протокол № 5).

При этом судом было установлено, что администрация -- провела повторную проверку жилого помещения истца --, составила акт обследования, установила факт частичной утраты имущества, однако не включила истцов в указанный список на получение финансовой помощи, уведомив его об этом --.

Согласно п.9.2.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от -- -- список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем (его заместителем) ОУФМС РФ по субъекту РФ; руководителем ( его заместителем) ГУ МЧС РФ по субъекту РФ; руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта.

На основании указанных Методических рекомендаций Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (далее Методические рекомендации от -- года), согласно пункту 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.

В соответствии с данными Методическими рекомендациями от -- (п.п. 3.3, 3.5, 3.6, 3.7) комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.

После обследования местная администрация принимает решение о включении гражданина в список пострадавших на получение соответствующего вида выплаты (которое является основанием для предоставления помощи) или об отказе в таком включении, а затем формирует списки по рекомендованным формам.

В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства -- от -- -- министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области обеспечивает формирование списков, их согласование в установленном порядке, представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях. Министерство социальной защиты населения области в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН. После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств производит выплаты помощи гражданам, включенным в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.

Как следует из Методических рекомендаций от -- года, местная администрация формирует списки граждан на получение финансовой помощи после обследования ею жилого помещения заявителя и может принять решение о не включении заявителя в список.

Судом установлено, что акт обследования жилого помещения истцов был утвержден главой администрации -- --, он же принял решение о не включении истцов в указанные выше список.

Из этого следует, что полномочия по составлению списков приняла на себя администрация -- --, следуя решениям оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- (протокол № 5), от -- (протокол № 11), согласно которым обязанность по составлению списков возложена на администрацию муниципальных районов области.

Учитывая изложенное, суд возлагает обязанность по включению истцов в список на администрацию -- --.

Рассматривая требование истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

При этом обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

Исковое заявление --1, --2 к администрации -- -- --, администрации Новокиевского сельсовета -- --, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерству финансов -- признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Новокиевского сельсовета -- -- в августе 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества; обязывании администрации -- -- включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Новокиевского сельсовета -- -- в августе 2013 года для оказания финансовой помощи по частичной утрате имущества удовлетворить.

Признать --1, 06.06. 1974 года рождения, --2 -- года рождения, проживающие: -- пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Новокиевского сельсовета -- -- в августе 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

Обязать администрацию -- включить --1, 06.06. 1974 года рождения, --2 -- года рождения в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Новокиевского сельсовета -- -- в августе 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, находящегося по адресу: -- --.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья: Н.В. Знатнова

2-427/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мярка Л.А.
Мярка А.С.
Ответчики
Глава администрации Новокиевского сельсовета
Глава администрации Мазановского района
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mazanovskiy.amr.sudrf.ru
12.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2014Передача материалов судье
12.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2014Судебное заседание
27.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2014Дело оформлено
24.09.2014Дело передано в архив
22.08.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее