Дело № 2-561
9 августа 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е (МОТИВИРОВАННОЕ)
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи МИХАЛЕВОЙ О. Л.
при секретаре ЗВЯГИНЦЕВОЙ А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе 9 августа 2016 года
гражданское дело по иску Сыровацкого В. И., Сыровацкой Т. А. к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 6» об отмене приостановления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Сыровацкий В. И., Сыровацкая Т. А. обратились в суд с исковым заявлением к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 6», указывая, что ГКУ «Управление социальной защиты населения № 6» с <Дата> приостановило им ежемесячную жилищно- коммунальную выплату с <Дата> за имеющуюся задолженность по оплате ЖКУ. Квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт МЖК приходили только в адрес Сыровацкого В. И., в адрес Сыровацкой Т. А. ни одной квитанции не приходило. В соответствии со ст. 168 ЖК РФ в региональную программу капитального ремонта могут не включаться МКД, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ. Согласно письму государственной жилищной инспекции Курганской области нормативный правовой акт стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем Правительством Курганской области не принят. Постановлением Правительства Курганской области от 26 февраля 2013 г. № 76 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Курганской области» определено, что до включения МКД в региональную программу необходимо провести ряд мероприятий, которые до настоящего времени не проведены. <Дата> МКД истцов был капитально отремонтирован и нет необходимости повторно проводить те же работы. В связи с изложенным истцы считают, что их дом вообще не включен в региональную программу капитального ремонта, так как по *** значатся три разных объекта: непосредственно восьмиквартирный жилой дом истцов, школа-интернат и двенадцатиквартирный деревянный барак, который несколько лет назад сгорел. Без выполнения мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства области № 76, в региональную программу капитального ремонта включен сгоревший барак, к которому истцы отношения не имеют, не обязаны платить взносы за капитальный ремонт сгоревшего барака. Приостановление истцам жилищно-коммунальных выплат является незаконным. Истцы просят обязать ответчика отменить приостановление им ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и выплатить им данную выплату за <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата> и <Дата>.
Истец Сыровацкая Т. А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании истец Сыровацкий В. И., представляющий также по ордеру интересы Сыровацкой Т. А., на исковых требованиях настаивает, пояснил, что они с женой проживают в восьмиквартирном жилом доме по ***. <Дата> дом был включен в программу капитального ремонта, и ремонт был произведен, все работы, которые сейчас планируется провести, были проведены. Постановлением Правительства Курганской области № 76 от 26.02.2013 г. предусмотрен порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Данные мероприятия не были проведены. Жители дома получали квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт дома, в которых площадь их квартир указана *** кв.м. Квартир с такими площадями в их доме нет, из чего следует вывод, что в программу кап. ремонта включен не их дом. По данному адресу *** находилось одноэтажное здание барака, все комнаты в котором имели одинаковую площадь *** кв.м., данный барак сгорел 10 лет назад. Они не обязаны оплачивать капитальный ремонт того барака, который сгорел. Сыровацкая Т. А. никаких квитанций на оплату кап. ремонта не получала. Никаких долгов по коммунальным платежам у них нет, приостановление выплат ЖКВ незаконно.
Представитель ответчика ГКУ «Управление социальной защиты населения № 6» Пудовкина Е. А. исковые требования не признала, пояснила, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ***, в том числе и «Ветеранам труда», осуществляются в соответствии с Законом Курганской области от 3.12.2014 г. № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области», постановлением Правительства Курганской области от 11.12.2007 г. № 565 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты отдельным категориям граждан в Курганской области» в виде жилищно-коммунальной выплаты (ЖКВ). ЖКВ предоставляется в компенсационном порядке. Расчет ЖКВ производится каждому льготнику индивидуально, на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых поставщиками ЖКУ или самими получателями. Согласно ст. 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату ЖКВ предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Пунктом 32 Порядка предоставления ЖКВ предусмотрено приостановление ЖКВ в случае образования у ее получателя задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за три и более предшествующих месяца и (или) невыполнения получателем ЖКВ условий соглашения по погашению задолженности, заключенного с организацией, осуществляющей расчеты по оплате ЖКУ. С <Дата> Сыровацкому В. И. и Сыровацкой Т. А. выплата ЖКВ приостановлена на основании сведений ООО «***» о наличии задолженности за 14 месяцев по оплате взноса на капитальный ремонт по адресу проживания льготника. На сегодняшний день задолженность не погашена. В полномочия УСЗН не входит функция по контролю за правильностью внесения МКД в программу кап. ремонта. Сыровацкому В. И. было разъяснено, что по данному вопросу ему необходимо обратиться в администрацию района либо в Фонд капитального ремонта ***. Просит в исковых требованиях отказать, так как задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт не погашена, на <Дата> она составляет 16 месяцев, отсутствуют документы, подтверждающие, что в программу кап.ремонта включен не дом истцов.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области», привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель Администрации Шумихинского района, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, Карпов Д. М. в судебном заседании пояснил, что в Региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов был включен восьмиквартирный жилой дом по *** на основании технической документации БТИ. Другого жилого дома по данному адресу нет.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.
Согласно ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 154, 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Судом установлено следующее.
Сыровацкому В. И., Сыровацкой Т. А., С. на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира № *** на основании договора № *** на передачу квартир (домов) в собственность граждан от <Дата>, доли в праве общей собственности не определены. Истцы проживают в данной квартире.
В соответствии с Законом Курганской области от 3 декабря 2004 г. № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области» истцы являются получателями ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, газоснабжение) и 50 процентов оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, что подтверждается справками, предоставленными ответчиком ГКУ «Управление социальной защиты населения № 6».
Порядок осуществления жилищно-коммунальной выплаты отдельным категориям граждан в Курганской области утвержден Постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2007 г. № 565. П. 32 данного Порядка предусматривает, что предоставление ЖКВ приостанавливается: при возникновении у получателя ЖКВ задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за три и более месяца подряд и (или) невыполнения получателем ЖКВ соглашения по ее погашению, заключенного с организацией, осуществляющей расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, - до погашения задолженности или до выполнения соглашения по ее погашению (подп. 2)
С <Дата> жилищно-коммунальная выплата истцам приостановлена в связи с имеющейся задолженностью более 3-х месяцев по оплате жилищно-коммунальных услуг, в частности взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.
Истцы считают, что не обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт дома, так как их дом не включен в программу по капитальному ремонту.
Согласно документам, представленным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по *** на государственном кадастре учете состоят: по адресу: ***- деревянное одноэтажное здание общей площадью *** кв.м., имеющее кадастровый номер ***, состоящее из 15 помещений; по адресу ***- четырехэтажное кирпичное здание, общей площадью *** кв.м., имеющее кадастровый номер ***, принадлежащее на праве оперативного управления ГКОУ «***».
*** отделом ГУП «Кургантехинвентраизация» предоставлена суду техническая документация на двухэтажный вомиквартирный жилой дом по ***, в котором указана общая площадь строения *** кв.м., а также копии правоустанавливающих документов (договоров приватизации) на квартиру № *** и квартиру № ***, расположенных в данном доме.
Из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ***, утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 24 февраля 2014 г. N 79, следует, что в нее включен многоквартирный жилой дом по адресу: ***, <Дата> ввода в эксплуатацию, последний капитальный ремонт в котором производился <Дата>.
По сообщениям отдела строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, имущественных и земельных отношений Администрации Шумихинского района от <Дата> по адресу: *** расположен двухэтажный многоквартиный дом, материал стен кирпич, последний капитальный ремонт данного дома проводился <Дата>. Данный дом включен в региональную программу капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов на основании ст. 168 ЖК РФ и Закона Курганской области от 30.10.2013 г. № 63 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области». В эту программу должны быть включены все многоквартирные дома за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Указанный многоквартирный дом несет обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества на счет некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области». Капитальный ремонт крыши данного дома запланирован на <Дата>-<Дата>.
В сведения, представленные Администрацией Шумихинского района Курганской области, для формирования Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирых домов в Шумихинском районе Курганской области на <Дата>-<Дата>. был включен дом по ***, <Дата> ввода в эксплуатацию, год завершения последнего капитального ремонта-<Дата>, материал стен кирпичный количество этажей - 2, количество подвалов-2, количество квартир- 8, общая площадь МКД *** кв. м.
Данные сведения полностью соответствуют технической документации, представленной БТИ, а также пояснениям истца Сыровацкого В. И. о том, что он проживает в восьмиквартирном жилом доме, капитальный ремонт которого проводился в <Дата>.
Согласно техническому паспорту общая площадь занимаемой истцами квартиры составляет *** кв.м. В направляемых собственнику квартиры по *** квитанциях площадь жилого помещения указана *** кв.м. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что в региональную программу капитального ремонта многоквартирного дома включен не дом, в котором проживают истцы, а другой дом. Как следует из сообщения Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области от <Дата> начисление взносов на капитальный ремонт на квартиру *** осуществляется на основании данных Государственного кадастра недвижимости, сведения о собственнике жилого помещения отсутствуют. В квитанциях на оплату взносов указано о возможном обращении в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в случае несоответствия данных (ФИО, площадь и т. д.). Указанное несоответствие площади квартиры не свидетельствует о том, что в программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов был включен не восьмиквартирный двухэтажный жилой дом, в котором проживают истцы, а несуществующий барак.
Таким образом, из представленных документов судом с достоверностью установлено, что в региональную программу капитального ремонта общедомового имущества многоквартирных домов включен многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы. Следовательно, Сыровацкий В. И. и Сыровацкая Т. А. несут обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт дома. При неисполнении данной обязанности и наличии задолженности более чем за 3 месяца ГКУ «Управление социальной защиты населения № 6» обоснованно приостановило выплату жилищно-коммунальной выплаты.
То обстоятельство, что квитанция на оплату взносов на капитальный ремонт дома Сыровацкой Т. А. не приходили, не освобождает ее от обязанности оплачивать данные взносы, так как собственники квартиры несут солидарную обязанность по оплате принадлежащего им на праве общей совместной собственности жилого помещения, лицевые счета истцов не разделены, сведения о собственниках жилого помещения и о площади квартиры не были представлены истцами в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что функция по контролю за правильностью включения многоквартирных домов в программу капитального ремонта не входит в компетенцию органа социальной защиты населения. ГКУ «Управление социальной защиты населения № 6» не может быть ответчиком по требованиям о необоснованном включении многоквартирного дома в программу капитального ремонта.
На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Сыровацкого В. И., Сыровацкой Т. А. к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 6» о возложении обязанности отменить приостановление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и выплатить данную выплату за <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата> и <Дата> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 15 августа 2016 г. в 16 час. 00 мин.
Судья: О.Л. Михалева