Решение по делу № 2а-9227/2017 ~ М-9365/2017 от 17.10.2017

Дело № 2а-9227/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2017 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием представителя административного истца Карповец А.А., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ от ** ** **

представителя административного ответчика Ефимова М.А., действующего на основании доверенности от ** ** **

при секретаре Гут. Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СНТ «Коммунальник-2» к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми, Главному управлению МЧС России по Республике Коми о признании незаконным предписания и его отмены

УСТАНОВИЛ

СНТ «Коммунальник-2» обратилось к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми, Главному управлению МЧС России по Республике Коми о признании незаконным предписания № 598/1/1 от 20.09.2017 года и его отмены.

Основанием для обращения с заявленными требованиями является несогласие административного истца с перечнем выявленных нарушений, подлежащих устранению садоводческим товариществом.

В судебном заседании представитель административного истца Карповец А.А. доводы и требования, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме, указав, что СНТ не против того, что необходимо обеспечивать противопожарное расстояние от границ участков до лесного массива, однако СНТ не правомочно производить мероприятия по вырубке леса, поскольку лес находится в федеральной собственности и эту обязанность должна исполнять Администрация МО ГО «Сыктывкар». Земля под СНТ выделялась в ** ** **, строительство осуществлялось в ** ** ** гг., после распада СССР земли стали передаваться членам товарищества в собственность.

Представитель административного ответчика Ефимов М.А. заявленные требования не признал, суду указал, что ОНД не предлагает вырубить лес, было предложено осуществить наличие противопожарного разрыва. Ранее было выдано предписание, оно не исполнено, был составлен административный протокол, в связи с неисполнением было выдано новое предписание. Возможно границы СНТ увеличились, необходимо решать вопрос с собственниками участков.

Представитель заинтересованного лица – Администрации МО ГО «Сыктывкар» на рассмотрение дела не явился по неизвестной суду причине, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст. 226 ч. 6 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По обстоятельствам дела следует, что во исполнении распоряжений главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору от 29.08.2017 года, 20.09.2017 года проведена проверка Садоводческого некоммерческого товарищества «Коммунальник-2», расположенного по адресу: ...

По результатам проверки установлено, что в нарушении пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 69, ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года, пункта 4.14 СП 4.13130.2013, пункта 4 Примечания 1 к Приложению 1 ВСН 43-85 «Застройка территорий садоводческих товариществ, зданий и сооружений» не обеспечено расстояние от южных границ участков № 98, 100, 102, 104,106, 108, 110,112, 114, 118, 120, 122, 140, 138 до лесных массивов смешанных пород (квартал 72 Сыктывкарского участкового лесничества) не менее 25 метров, при фактическом расстоянии от двух до десяти метров.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическим лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 1 названного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

К нормативным документам отнесены национальные стандарты, своды правил содержащиеся требования пожарной безопасности (норм и правил), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности», с учетом положений ст. 38 того же Закона, требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, являются обязательными к исполнению и обязанность их соблюдения возлагается на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, положением ст. 1, требования настоящего Закона обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Исходя из положений ст. 69 данного Закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков), на территориях лесничеств (лесопарков), от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

    Пунктом 78 данных Правил предусмотрено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

    Из пункта 72(3) Правил следует, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

    Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 года № 849 утвержден свод правил «СНИП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», пункт 4.7 которых предусматривает, что расстояние от застройки на территории садоводческих объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 метров.

    Таким образом, действующие Правила противопожарного режима определяют как один из способов соблюдения противопожарного режима, наличие расстояния от произведенных застроек до начала лесного массива.

При этом доводы представителя административного истца о том, что действующими правилами ВСН 43-85, действующими на период формирования (создания) садоводческого товарищества не предусмотрено наличие противопожарного расстояния (разрыва) между осуществленной застройкой и лесным массивом, не являются основанием для невыполнения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности.

Вместе с тем, подлежат принятию во внимание доводы того же представителя о том, что мероприятия по созданию защитных противопожарных минерализованных полос не могут быть возложены на СНТ.

В силу ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 данного Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Распоряжением Правительства Республики Коми от 01.06.2017 года № 267-р утвержден Перечень объектов экономики, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории Республики Коми и подверженных угрозе лесных пожаров, куда входит и СНТ «Коммунальник-2» (раздел 2 п. 4), как объект находящийся на территории МО ГО «Сыктывкар».

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами (ст. 70 названного Закона).

Исходя из положений п. 7 ст. 37 настоящего Закона местная администрация обладает не только правами юридического лица, но и обязанностями налагаемыми законом.

Пунктами 8, 19 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Аналогичные действия в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности отражены и в Уставе МО ГО «Сыктывкар» (п. 8,10,11,26,28,29).

В силу ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов отнесены мероприятия по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов.

Следовательно, с учетом названных положений осуществление мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности, в том числе и проведение мероприятий по созданию противопожарных расстояний от границ застройки СНТ «Коммунальник-2» до лесного массива отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в данном случае Администрации МО ГО «Сыктывкар».

Материалы дела не содержат доказательств того, что уменьшение противопожарного расстояния (от двух до десяти метров) произошло вследствие неправомерных действий как должностных лиц СНТ, так и землевладельцев таких земельных участков в связи с переносом границ садоводческого товарищества.

При таких обстоятельствах, обжалуемое Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 20.09.2017 года является незаконным и подлежащим отмене, поскольку принято в отношении субъекта, не наделенного правом осуществления мероприятий, указанных в данном Предписании.

    В соответствии со ст. 111 КАС РФ с Главного управления МЧС России по Республике Коми в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплаченной госпошлине в размере 2000 руб. Данная сумма является обоснованной, подтверждена документально.

Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление СНТ «Коммунальник-2» к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми, Главному управлению МЧС России по Республике Коми о признании незаконным предписания и его отмены, удовлетворить.

Предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми № 598/1/1 от 20 сентября 2017 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, признать незаконным и отменить.

Взыскать с Главного управления МЧС России по Республике Коми судебные расходы по оплаченной госпошлине в размере 2000 руб.

Решением может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.

Судья А.П. Леконцев

2а-9227/2017 ~ М-9365/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СНТ Коммунальник-2
Ответчики
ОНД и ПР г. Сыктывкара
старший дознаватель ОНД и ПР г. Сыктывкара Ефимов Максим Александрович
Другие
Администрацию МО ГО «Сыктывкар».
Суд
Сыктывкарский городской суд
Судья
Леконцев Александр Пантелеевич
17.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
18.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.11.2017[Адм.] Судебное заседание
20.11.2017[Адм.] Судебное заседание
01.12.2017[Адм.] Судебное заседание
29.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее