дело № 2а-1822/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2018 г. г. Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.В. Карпова,
с участием представителя административного истца А.Р. Разуваевой – Л.К. Мифтахова,
представителя заинтересованного лица Отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан С.А. Сударкиной,
при секретаре судебного заседания И.В. Касаткиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Разуваевой А.Р. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
А.Р. Разуваева обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что с 2004 года является ребенком-сиротой и относится к категории ребенок сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать О.П. Разуваева и отец Р.С. Разуваев умерли в 2004 году. Постановлением Главы администрации Чистопольского района и г. Чистополь Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № над А.Р. Разуваевой установлена опека, опекуном назначена бабушка В.В. Разуваева, за административным истцом сохранено право собственности и пользования жилым помещением по адресу: РТ, <адрес>. В настоящее время собственниками данной квартиры являются бабушка и двоюродные сестры административного истца. ДД.ММ.ГГГГ А.Р. Разуваева обратилась к административному ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, приложив к заявлению все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик в адрес административного истца направил решение об отказе во включении в данный список, в связи с неполным пакетом документов, а именно, документов о собственности на жилье после 2004 года (после смерти матери). Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку ею предоставлены все необходимые документы, в том числе справки из БТИ и регистрационной палаты об отсутствии в собственности какого-либо жилья. Кроме того, необходимые документы могли быть запрошены административным ответчиком самостоятельно.
Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Отдел опеки и попечительства Исполнительного комитета муниципального образования «<данные изъяты>» Республики Татарстан, В.В. Разуваева.
Административный истец А.Р. Разуваева в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Л.К. Мифтахов в судебном заседании поддержал административное исковое заявление и указал, что А.Р. Разуваевой при подаче заявления административному ответчику были представлены сведения о том, что какого-либо жилого помещения за административным истцом не зарегистрировано, поэтому решение, принятое Министерством образования и науки Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, является незаконным, не мотивированным, не содержит ссылки на нормативно-правовые акты. Кроме того, административный ответчик мог самостоятельно запросить необходимые документы в порядке межведомственного взаимодействия. Также указал, что предметом административного спора является основание для отказа, а не наличие, либо отсутствие соответствующего права у административного истца.
Представитель административного ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на судебное заседание не явился. В представленном отзыве на административное исковое заявление указал, что правовых оснований для включения административного истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не имеется. А.Р. Разуваева не предпринимала и не предпринимает меры к оформлению права собственности на долю в квартире после смерти матери.
Представитель заинтересованного лица Отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета муниципального образования «<данные изъяты>» Республики Татарстан С.А. Сударкина в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что А.Р. Разуваевой были даны консультации по перечню документов, необходимых для предоставления в Министерство образования и науки Республики Татарстан для включения в список нуждающихся в получении жилья. Также административному истцу было рекомендовано вступить в наследство на долю в приватизированном жилье после смерти матери. Полагает, что отказ обоснован не предоставлением документа на данное жилье. Кроме того, в случае оформления прав на долю в квартире, А.Р. Разуваева не утратит право на включение в список нуждающихся в жилом помещении, ввиду того, что учетная норма площади жилья по Чистопольскому муниципальному району составляет 9 кв.м. на человека.
Заинтересованное лицо В.В. Разуваева на судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из содержания положений статьи 227 КАС РФ, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ А.Р. Разуваева обратилась в Министерство образования и науки Республики Татарстан с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договором найма специализированных жилых помещений.
К указанному заявлению административный истец приложила копии следующих документов: свидетельство о рождении, паспорт, справку с места учёбы, постановление Главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об учреждении опеки над несовершеннолетней, постановление Исполнительного комитета муниципального образования «<данные изъяты>» Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений в постановление Главы администрации <адрес> и <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельство о смерти Разуваевой О.П., справку о рождении формы №, справку АО «БТИ РТ», уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений, выписку из домовой книги, финансово-лицевой счет, договор на передачу жилого помещения в собственность граждан, ИНН, страховое свидетельство.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные документы приняты сотрудником Министерства образования и науки Республики Татарстан. Данный факт административным ответчиком не оспаривается.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № Разуваевой А.Р. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в связи с неполным пакетом документов: документ о собственности на жильё после 2004 года (после смерти матери).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 3 вышеуказанной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Порядок формирования списка детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда регламентирован Законом РТ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в <адрес>» (далее Закон РТ от ДД.ММ.ГГГГ).
Так, согласно частям 2 и 3 статьи 2 данного Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ, заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.
К заявлению о включении в список прилагаются копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты, документ, удостоверяющий личность законного представителя и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении ребенка-сироты полностью дееспособным (эмансипированным), документы, подтверждающие статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или об отсутствии у ребенка-сироты жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации, а также документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания ребенка-сироты на момент подачи заявления.
Согласно части 6 статьи 2 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ, документы, необходимые для подтверждения обстоятельств, указанных в пунктах 4 и 5 части 4 статьи 1 настоящего Закона, а также документы, указанные в частях 3 и 5 настоящей статьи и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с частями 8, 9 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченный орган организует работу по проверке представленных и (или) полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и не позднее 30 дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган принимает решение о включении либо об отказе во включении их в список.
Решение об отказе во включении в список уполномоченным органом принимается в случае, если: 1) ребенок-сирота не относится ни к одной из категорий граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона; 2) не представлены или не в полном объеме представлены документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 3) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии запрашиваемого документа и (или) информации, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в список; 4) представленные документы содержат недостоверные сведения о ребенке-сироте.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административным истцом при подаче заявления административному ответчику было представлено, выданное ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах Разуваевой А.Р. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Министерством образования и науки Республики Татарстан при принятии оспариваемого решения не соблюдены требования нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень документов, который прилагается к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Административный ответчик в своем решении не конкретизировал основания к отказу, не мотивировал его, не сослался на положения норм действующего законодательства.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что обжалуемое решение обосновано не предоставлением А.Р. Разуваевой документа по оформлению права собственности на долю в квартире после смерти матери, суд считает не состоятельными, поскольку данное основание в решении Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № не содержится.
Таким образом, в связи с установлением факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В целях восстановления нарушенного права административного истца на административного ответчика надлежит возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления административного истца.
Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному исковому заявлению А.Р. Разуваевой к Министерству образования и науки Республики Татарстан в части возложения обязанности по включению А.Р. Разуваевой в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, прекращено.
На основании изложенного, и, руководствуясь статьей 177, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Разуваевой А.Р. удовлетворить.
Признать решение Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, незаконным.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан устранить допущенные нарушения законодательства путем повторного рассмотрения заявления по существу.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан сообщить об исполнении решения по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Чистопольский городской суд Республики Татарстан со дня изготовления решения в окончательной форме.
<данные изъяты>