Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Сокольское 20 сентября 2012 года
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Тутаевой И.В., при секретаре Пановой Е.Л.,
с участием помощника прокурора Сокольского района Нижегородской области Машина О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сокольское 20 сентября 20112 года
дело по иску прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации р.п. Сокольское Сокольского района Нижегородской области о понуждении к приведению дорог общего пользования в соответствии с установленными правилами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сокольского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации р.п. Сокольское Сокольского района Нижегородской области о понуждении к приведению дорог общего пользования в соответствии с установленными правилами. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной совместно с ОГИБДД МО МВД РФ «***» проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автодорог общего пользования местного значения в п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области, выявлены следующие нарушения - на автодороге в п. *** *** района по ул. *** от д. № *** до д. № *** имеются просадки, выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия шириной *** метров, глубиной *** метров, длиной *** метра, превышающие нормы ГОСТа Р 505597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221. Невыполнение требований закона и возложенных на Администрацию р.п. Сокольское Сокольского муниципального района обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние может привести к дорожно-транспортным происшествиям, в том числе повлечь гибели людей или причинения вреда их здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГГЖ РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Сокольского района просит обязать Администрацию р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области привести автодороги общего пользования местного значения в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно, устранить многочисленные выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия автодороги в п. *** *** района по ул. *** от д. № *** до д. № *** *** района.
В судебном заседании помощник прокурора Сокольского района Нижегородской области Машин О.О. заявленные требования поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства. Просит обязать Администрацию р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области привести автодороги общего пользования местного значения в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно, устранить многочисленные выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия автодороги в п. *** *** района по ул. *** от д. № *** до д. № *** *** района в течение *** месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений против заявленных требований в суд не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ на соответствие их требованиям относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Сокольского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании дорог общего пользования местного значения в п. Сокольское Сокольского района Нижегородской области, что подтверждается актами от *** года (л.д. ***).
Согласно выписки из реестра имущества муниципальной собственности муниципального образования городского поселения рабочий поселок Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области, в реестре объектов за № *** числится дорога в п. *** ул. *** (л.д. ***).
Как следует из сведений, предоставленных ответчиком, границы полос отвода автомобильных дорог на основании документации по планировке территории не определен; а решения об установлении или изменении границ придорожных полос автомобильных дорог муниципального и местного значения не принимались. Полномочия переданы в Администрацию Сокольского муниципального района. Резервирование и изъятие земельных участков в целях последующей реконструкции, строительства и капитального ремонта автомобильных дорог не осуществлялось. Контракты на содержание и ремонт автомобильной дороги по ул. *** в *** годах не заключались. Финансирование органами местного самоуправления автомобильных дорог местного значения предусмотрено. По фактам предоставления органами местного самоуправления в собственность юридическим и физическим лицам земельных участков, занятых автомобильными дорогами данных нет (л.д. ***).
В соответствии со ст. *** Устава городского поселения р.п. *** *** района *** области, к вопросам местного значения городского поселения и к полномочиям поселковой Администрации относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах поселения. Поселковая администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского поселения Городское поселение имеет собственный бюджет, доходы которого формируются за счет собственных доходов и отчислений (л.д. ***).
Согласно справке Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года, в бюджете городского поселения р.п. *** на *** год средства на содержание автомобильной дороги по ул. *** п. *** от д. № *** до д.№ *** не запланированы (л.д. ***).
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (в редакции от 28 июля 2011 года), безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (стать 3 того же Федерального закона).
В соответствии со ст. 12 того же Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 п.п. 1, 2 вышеуказанного Федерального закона РФ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.ст. 17 и 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2011 года), содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 34 того же Федерального закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 9 ст. 5 того же Федерального закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 10 июля 2012 года), к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.2 Требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения автомобильных дорог и улиц, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года за № 221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см..
Как следует из п. 3.1.1 вышеуказанных требований, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Как установлено судом, прокуратурой Сокольского района *** года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в п. *** *** района *** области. В ходе проведенной проверки было установлено, что на автодороге в п. *** *** района по ул. *** от д. № *** до д. № *** имеются просадки, выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия шириной *** метров, глубиной *** метров, длиной *** метра, превышающие нормы ГОСТа Р 505597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Таким образом, ответчиком нарушаются интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Как следует из положений ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Учитывая вышеизложенное, а также положения п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик по иску освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации р.п. Сокольское Сокольского района Нижегородской области о понуждении к приведению дорог общего пользования в соответствии с установленными правиламиудовлетворить.
Обязать Администрацию р.п. Сокольское Сокольского района Нижегородской области привести автодороги общего пользования местного значения в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно, устранить многочисленные выбоины и разрушения асфальтобетонного покрытия автодороги в п. *** *** района по ул. *** от д. № *** до д. № *** в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: