Судья – Дорошенко Е.В. Дело № 33-38143/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» октября 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А.., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Кирюшиной М.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сафронова А.Н. на решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 07 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» обратилось в суд с иском к Сафронову А.Н. о взыскании ущерба, причиненного несанкционированным подключением к системе газоснабжения.
В обоснование заявленных требований указало, что ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» является поставщиком газа для коммунально-бытовых нужд граждан на территории <...>, в том числе по адресу: <...>, дом 165А, <...>.
Согласно выписке из ЕГРН от 29.12.2017г. Сафронов А.Н. является собственником домовладения, расположенного по адресу: <...>, дом 165А, <...> несет полную ответственность за содержание всего имущества, находящегося в вышеуказанном домовладении, в том числе и газоиспользующего оборудования.
20.03.2018г. ответчик обратился в участок ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» по <...> с заявлением о проведении инвентаризации газоиспользующего оборудования и приостановлении подачи газа в связи с реконструкцией.
24.03.2018г. в ходе выполнения заявки абонента было выявлено подключение к газопроводной магистральной трубе D40 мм 2 крана-опуска с выходным отверстием D15 мм до узла учета газа. Газоиспользующее оборудование на момент проведения обследования отсутствовало.
В соответствии с регламентом была вызвана бригада АО «Газпром газораспределение Краснодар» для устранения несанкционированного подключения.
Расчет объема газа, отобранного в результате несанкционированного подключения, произведен за период с 29.12.2017г. по 24.03.2018г., задолженность составила 804471 руб. 95 коп.
Сафронов А.Н. в добровольном порядке не оплатил указанную сумму, в связи с чем, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Брюховецкого районного суда Краснодарского края от <...> исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» удовлетворены, суд взыскал с Сафронова А.Н. в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» материальный ущерб в сумме 804 471 рубль 95 копеек и уплаченную государственную пошлину в размере 11 244 рубля 72 копейки.
С указанным решением суда не согласился Сафронов А.Н. и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование своих доводов ссылается на то, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Также Сафронов А.Н. указал, что принадлежащая ему квартира <...> по адресу: <...>, дом 165А, фактически была передана ему по акту приема-передачи 20.03.2018г., следовательно, расчет объема газа, отобранного в результате несанкционированного подключения, произведен неверно.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по доверенности Грайвер В.А. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав Сафронова А.Н., его представителя по доверенности Мотрич Ю.Н., заинтересованное лицо Савченко Г.П., поддержавших доводы жалобы, представителя ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по доверенности Грайвера В.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об удовлетворении требований ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», суд первой инстанции указал, что право собственности Сафронова А.Н. на домовладение, расположенное по адресу: <...>, <...>, <...>, было зарегистрировано 29.12.2017г., следовательно, расчет задолженности за поставку газа является верным как с правовой, так и с арифметической точки зрения.
Также, суд указал, что Сафронов А.Н., как собственник, несет бремя содержания своего имущества, он должен был и имел возможность (опуски были хорошо видны) обнаружить несанкционированное подключение до газового счетчика и известить об этом поставщика газа. Поскольку ответчик этого не сделал и в судебном заседании не доказал наличие уважительной причины для уведомления поставщика газа о несанкционированном подключении, ответчик подлежит гражданско-правовой ответственности в виде взыскания ущерба от несанкционированного подключения.
Однако, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, как следует из материалов дела, 05.12.2017г. между Савченко Г.П. и Сафроновым А.Н. заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: Краснодарский край, <...>, дом 165 «А», квартира 1.
20.03.2018г. в ООО «Газпром межрегионгаз Кранодар» по <...> поступило заявление Сафронова А.Н. о проведении инвентаризации газоиспользующего оборудования и приостановлении подачи газа в связи с реконструкцией жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> А, <...>.
24.03.2018г. в ходе инвентаризации газового оборудования по указанному адресу сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Кранодар» по Брюховецкому району было выявлено несанкционированное подключение к газопроводной трубе D40 мм в виде 2 кранов-опусков с выходным отверстием D15 мм, расположенных до узла учета, газоиспользующее оборудование на момент проведения осмотра отсутствовало, что подтверждается актом № 11637 от 24.03.2018г. и актом на отключение газового оборудования от 24.03.2018г.
В соответствии с п. 3.12 Приказа Минэнерго России от 18.12.2015г. № 975 «Об утверждении методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированного подключения к сетям газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу прибора учета газа» несанкционированное подключение - это подключение к сети газораспределения и/или газопотребления технологических и/или технических устройств, трубопроводов, гибких подводок, газоиспользующего оборудования, не соответствующего условиям договора поставки газа и/или проектной документации.
Расчет интенсивности отбора и объема газа через несанкционированное подключение производится согласно Приказу Минэнерго России от 18.12.2015г. № 975 «Об утверждении методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированного подключения к сетям газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу прибора учета газа».
Положением пункт 7.1.2 Методических рекомендаций предусмотрено, что в случае если продолжительность отбора газа через несанкционированное подключение не установлена, объем отобранного газа определяется как продолжительность времени от выявления несанкционированного подключения до проведения поставщиком газа предыдущей проверки с учетом круглосуточного отбора газа, но не более шести месяцев.
Последнее посещение сотрудниками газовой службы домовладения по адресу: <...>, дом 165А, <...> осуществлялось слесарем отдела ВДГО АО «Брюховецкаярайгаз» 01.12.2017г.
В соответствии со справкой-расчетом начислений по лицевому счету <...> общая сумма ущерба, исчисляемая с 29.12.2017г. по 24.03.2018г. составляет 804471 руб. 95 коп.
Расчет произведен с учетом температуры воздуха и давления, установленных метеоролигической станцией II разряда <...> на территории <...> 24.03.2018г., по формуле, установленной приказом Минэнерго России от 18.12.2015г. <...> «Об утверждении методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированного подключения к сетям газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу прибора учета газа».
Вместе с тем, из представленных материалов дела судебной коллегией усматривается, что к договору купли-продажи от 05.12.2017г., заключенному между Сафроновым А.Н. и Савченко Г.П. было заключено дополнительное соглашение от 05.12.2017г., в котором указано, что право пользования жилым помещением сохраняют члены семьи продавца - сестра Соломатина М.П., <...> г.р. и муж сестры: Соломатин Владимир Иванович, <...> г.р., до 01.04.2018г.
20.03.2018г. между Сафроновым А.Н. и Савченко А.Н. был составлен и подписан акт приема-передачи к договору купли-продажи недвижимого имущества от 05.12.2018г., а именно: жилого помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> «А», <...>.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании суда первой инстанции и предупрежденных об уголовной ответственности, предусмотренной ст. ст. 307, 308 УК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, предусмотренных договором, считается отказом соответственно продавца от исполнения обязанности передать имущество, а покупателя - обязанности принять имущество.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции необоснованно оставлены без внимания доводы Сафронова А.Н. о том, что передача объекта недвижимости по договору купли-продажи, заключенному 05.12.2017г. с Савченко Г.П. от продавца покупателю осуществлена по передаточному акту, удостоверенному подписями обеих сторон, лишь 20.03.2018г.
При этом, в силу положений ст. 556 ГК РФ, именно подписание передаточного акта, а не регистрация сделки или прав собственности, считается моментом фактической передачи имущества. И только с этого момента обязательства сторон сделки считаются исполненными, а собственник начинает нести бремя содержания своего имущества.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, добросовестность осуществления прав Сафронова А.Н., как собственника, подтверждается его действиями по обращению в день фактического принятия недвижимого имущества - 20.03.2018г. в ООО «Газпром межрегионгаз Кранодар» по <...> с заявлением о проведении инвентаризации газоиспользующего оборудования и приостановлении подачи газа в связи с реконструкцией жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> А, <...>.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положениями ст. 59 ГПК РФ предусмотрено, что суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Вместе с тем, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» не представлено доказательств того, что Сафронов А.Н. владел и пользовался домовладением по адресу: <...>, дом 165А, <...>, с 29.12.2017г., то есть с момента регистрации права собственности.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. <...> «О судебном решении» предусмотрено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об обоснованности требований ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о взыскании с Сафронова А.Н. материального ущерба, причиненного несанкционированным подключением к системе газоснабжения является ошибочным, так как основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а заявленные требования оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░