№ 2а-1944/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 14 мая 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего по делу судьи Перевалова А.М., при секретаре Ложкиной Ю.В.,
с участием представителей административных ответчиков: Решетникова А.О. по доверенности – от Межрайонной ИФНС России № 5 по Пермскому краю и от УФНС России по Пермскому краю, Белобородовой О.В. по доверенности – от Межрайонной ИФНС России № 5 по Пермскому краю,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ходорова О.П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Пермскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю о признании незаконным и об отмене решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в части взыскания с административного истца недоимки в сумме 97 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Ходоров О.П. (далее - административный истец, налогоплательщик) обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю (далее – инспекция, Межрайонная ИФНС), Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее - Управление ФНС) о признании незаконным и об отмене решения инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № в части взыскания с административного истца недоимки в сумме 97 500 руб.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам камеральной проверки Межрайонной ИФНС вынесено решение № (далее – решение) об отказе в привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В своем решении Межрайонная ИФНС указала, что объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, который был продан административным истцом третьему лицу по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, не может являться жилым, так как является объектом незавершенного строительства. Соответственно объект незавершенного строительства не поименован в перечне объектов, указанных в п.п. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, при продаже которых имущественный налоговый вычет предоставляется в размере 1 000 000 руб., а относится к иному имуществу, при продаже которого имущественный налоговый вычет предоставляется в размере 250 000 руб. Указанным решением отказано в привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом начислена недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицом в соответствии со ст. 228 НК РФ для уплаты в бюджет, в размере 97 500 руб.
Административным истцом на данное решение ДД.ММ.ГГГГ в Управление ФНС подана апелляционная жалоба о признании решения незаконным в указанной части. Решением Управления ФНС от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный истец считает, что принятые решения налоговых органов являются незаконными в связи с произвольным толкованием административными ответчиками норм законодательства, нарушающим его права и законные интересы.
Согласно договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства, относится к категории: земли населенных пунктов, земельный участок был передан в аренду для жилищного строительства. Арендатор земельного участка не вправе использовать арендуемый участок не по назначению. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ №, заключению кадастрового инженера гр.Б., изложенному в техническом плане здания от ДД.ММ.ГГГГ, по проектной документации объектом незавершенного строительства, который был продан, является 6-комнатный жилой дом мансардного типа, здание пригодно к проживанию и эксплуатации и строительством фактически завершено к ДД.ММ.ГГГГ
Положения п.п. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ разделяют недвижимое имущество на две категории: 1) жилые дома, квартиры, комнаты, приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики, земельные участки; 2) иное недвижимое имущество, при этом закон не исключает возможность отнесения не завершенных строительством объектов к первой категории недвижимого имущества. Поскольку не завершенный строительством объект относится к недвижимому имуществу, на него распространяется тот же режим, как и на дом, квартиру, комнату или долю (долей) в них, земельные участки и иные объекты недвижимости, используемые для личных нужд. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 статьи 3 НК РФ). При продаже не завершенного строительством жилого дома налогоплательщик вправе воспользоваться вычетом в размере 1 000 000 руб. как на жилой дом (л.д. 3-5).
Административный истец в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил представителя, который в предварительном судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска по его доводам.
Представители Межрайонной ИФНС и Управления ФНС с административным иском не согласны, просят отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые решения инспекции и Управления ФНС соответствуют закону по доводам, изложенным в письменных возражениях и пояснениях (л.д. 56-61, 238-239 и в конце дела).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в административном иске по следующим основаниям.
Суд проверяет законность оспариваемого решения только в указанной в административном иске части.
Как следует из материалов дела, подтверждается актом камеральной налоговой проверки и не оспаривается сторонами, налогоплательщик на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником объекта незавершенного строительства, площадью 112 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (далее – объект незавершенного строительства) (л.д. 95, 126,127).
Налогоплательщиком объект незавершенного строительства продан по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ гр.А. по цене 5 000 000 руб. (л.д. 128-129).
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом (налогоплательщиком) в инспекцию сдана декларация по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за ДД.ММ.ГГГГ (форма 3-НДФЛ), ДД.ММ.ГГГГ – уточненная декларация № по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ – уточненная декларация № по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ – уточненная декларация № по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ. (сумма дохода согласно которой не изменилась). В части дохода, полученного от продажи объекта незавершенного строительства (в уточненной декларации №), налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб., налоговая база в связи с отчуждением этого объекта по данным налогоплательщика уменьшена на 1 000 000 руб., сумма налога, исчисленного к уплате, уменьшена налогоплательщиком на 130 000 руб. (1 000 000 * 13%) (л.д. 118-122, 189-236).
В ходе камеральной проверки инспекцией у налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истребовались документы (в части правомерности заявленного налогового вычета при продаже объекта незавершенного строительства) или представления уточненной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ г. Уточненная налоговая декларация налогоплательщиком не представлена.
Налогоплательщиком направлены в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде: 1) заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о разрешении Департамента по градостроительству города Добрянки сроком на 3 года выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией в отношении объекта незавершенного строительства и 2) технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что кадастровым инженером выполнены кадастровые работы в отношении объекта незавершенного строительства для постановки на индивидуальный кадастровый учет жилого дома (на кадастровом учете объект стоит в качестве незавершенного строительством), кадастровым инженером сделано заключение, что здание (объект) полностью пригодно к проживанию и эксплуатации и является объектом завершенного строительства (л.д. 108-115)
Иные сведения о принадлежности объекта незавершенного строительства к жилому дому в инспекции отсутствуют, налогоплательщиком не представлены. По информации государственного регистратора в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрирован указанный объект незавершенного строительства (л.д. 127 с оборота, 129).
Актом камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № установлено занижение налогоплательщиком НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего уплате в бюджет на 97 500 руб. в результате занижения налоговой базы на 750 000 руб. в связи с неправомерно заявленным имущественным налоговым вычетом, несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ предложено привлечь административного истца к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислить в карточку расчетов с бюджетом (далее – КРСБ) налогоплательщика сумму заниженного НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ (в результате занижения налоговой базы) в размере 97 500 руб. (л.д. 118-122).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника инспекции Игошевой С.С. вынесено решение № об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ (в этой части решение не оспаривается), провести начисление в карточку расчетов с бюджетом (далее – КРСБ) налогоплательщика сумм НДФЛ за 2016 г. (по причине занижения налоговой базы) в размере 97 500 руб. (л.д. 98-102).
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:
1) имущественный налоговый вычет предоставляется:
в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей;
в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса не превышающем в целом 250 000 рублей;
Из решения инспекции следует, что налогоплательщиком получен доход в размере 5 000 000 руб. в связи с продажей объекта незавершенного строительства, налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб. как при получении дохода от продажи жилого дома по правилам подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Инспекция пришла к выводу о том, что у налогоплательщика отсутствует право на получение имущественного налогового вычета в размере 1 000 000 руб., поскольку объект незавершенного строительства отсутствует в перечне объектов, при продаже которых предоставляется имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб., и относится к иному недвижимому имуществу, в связи с чем административному истцу предоставлен имущественный вычет в размере 250 000 руб. Следовательно, сумма налога в размере 13 % к уплате составляет 617 500 руб. ((5 000 000 – 250 000 = 4 750 000 руб. (налоговая база)) : 100 * 13); налогоплательщик, неправомерно применив имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб., определил размер налога к уплате в сумме 520 000 руб. ((5 000 000 – 1 000 000 = 4 000 000 руб. (налоговая база)) : 100 * 13), в связи с чем занижение налоговой базы налогоплательщиком составляет 750 000 руб. (4 750 000 – 4 000 000), а занижение налога налогоплательщиком – 97 500 руб., расчет: 617 500 – 520 000 = 97 500 руб. или 750 000 : 100 * 13 = 97 500 руб. (л.д. 99-101).
ДД.ММ.ГГГГ решением заместителя руководителя Управления ФНС Ширяевым О.В. № апелляционная жалоба административного истца на решение инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № оставлена без удовлетворения (л.д. 64-65).
Суд считает, что выводы инспекции и правовая позиция Управления ФНС соответствуют требованиям действующего законодательства и являются обоснованными.
Решение принято уполномоченным должностным лицом инспекции, порядок и сроки принятия решения не нарушены. Приведенный расчет налога за ДД.ММ.ГГГГ. от продажи объекта незавершенного строительства в размере 617 500 руб. и его занижение на 97 500 руб. налогоплательщиком в связи с ошибочно заявленным налогоплательщиком имущественным налоговым вычетом в размере 1 000 000 руб. проверен судом и признается правильным.
В административном иске приведены доводы о необходимости отнесения проданного объекта незавершенного строительства к объектам, доходы от продажи которых позволяют получить имущественный налоговый вычет в размере до 1 000 000 руб. Они основаны на посылках о том, что закон не исключает возможность отнесения не завершенных строительством объектов к указанной категории недвижимого имущества; поскольку не завершенный строительством объект относится к недвижимому имуществу, на него распространяется тот же режим, как и на дом, квартиру, комнату или долю (долей) в них, земельные участки и иные объекты недвижимости, используемые для личных нужд. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 статьи 3 НК РФ). Объект фактически является завершенным строительством жилым домом.
Эти доводы основаны на ошибочном толковании закона.
Возникновению налоговых обязательств в данном случае предшествовало вступление налогоплательщика в гражданские правоотношения, в связи с чем следует учитывать положения пункта 1 статьи 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В связи с чем положения подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с соответствующими нормами гражданского законодательства.
Объекты незавершенного строительства на основании положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относятся к недвижимым вещам.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. …
В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как установлено судом, право собственности на указанный объект было зарегистрировано за налогоплательщиком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как на объект незавершенного строительства (л.д. 95, 126, 127), а не на жилой дом.
Кроме того, жилой дом как разновидность жилого помещения не может быть отнесен к числу незавершенных строительством объектов, поскольку он согласно положениям статей 15 (части 2 и 3), 16 (части 1 и 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, не признан в установленном законом порядке пригодным для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с подпунктами 6 и 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию оформляется соответствующим разрешением, то есть документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В связи с этим заключение кадастрового инженера в представленном налогоплательщиком техническом плане здания от ДД.ММ.ГГГГ на то, что здание (объект) полностью пригодно к проживанию и эксплуатации и является объектом завершенного строительства (л.д. 113) не свидетельствует о том, что указанный объект является объектом завершенного строительства исключительно в силу его фактического создания.
Следовательно, право собственности на данный объект как на жилой дом – объект завершенного строительства – у налогоплательщика в силу приведенных положений законодательства в ЕГРН не зарегистрировано и не возникло.
Перечень объектов недвижимости, имущественный налоговый вычет по которым предоставляется в размере дохода от их продажи до 1 000 000 рублей, по смыслу абзаца второго подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ является исчерпывающим. Объекты незавершенного строительства к указанным в перечне объектам недвижимости не относятся. Все иные объекты недвижимости относятся ко второй группе объектов, имущественный налоговый вычет по которым предоставляется в размере дохода от их продажи в размере, не превышающем 250 000 руб. (абзац третий подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ).
Трехмесячный срок на обращение в суд на оспаривание решения от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не пропущен, поскольку в суд он обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).
Судебные расходы по оплате госпошлины остаются на административном истце как лице, проигравшем административный иск (статья 111 КАС РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать Ходорову О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, в удовлетворении административного иска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю о признании незаконным и об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в части взыскания с Ходорова О.П. недоимки в сумме 97 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (17 мая 2018 г.).
Судья – подпись – А.М. Перевалов