Дело №2-2270/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Наконечной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 07 сентября 2015 года гражданское дело по заявлению Наливайко В.Б. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании устранить нарушения,
У с т а н о в и л :
Наливайко В.Б. обратился в суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – Комитет по управлению муниципальным имуществом или Комитет) о признании отказа (исх. .... от <...> г..) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», незаконным.
Определением суда к участию в деле привлечены: администрация МОГО «Ухта» и Наливайко К.А. (супруга заявителя).
В ходе судебного разбирательства заявитель дополнил требования: просил признать отказ Комитета исх. .... от <...> г.. незаконным, обязать Комитет и администрацию МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия его (заявителя) и членов его семьи: супруги – Наливайко К.А. и несовершеннолетней дочери – Н.Д.В, .р., на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», с даты подачи запроса в Комитет – <...> г.. (заявление о дополнении требований занесено в протокол судебного заседания).
В проведенных по делу судебных заседаниях Наливайко В.Б. и Наливайко К.А. поддержали доводы заявления, полагают отказ Комитета (исх. .... от <...> г..) незаконным, считают, что их семья имеет право на получение вышеуказанной социальной выплаты по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»; при этом прежняя регистрация Наливайко К.А. по адресу: .... (общ.площадь 75,7 кв.м) не имеет правового значения для дела; снятие её в <...> г.. с регистрационного учета из указанного жилого помещения, принадлежащего её родителям, и постановка Наливайко К.А. на регистрационный учет по месту жительства: .... связаны с созданием семьи и регистрацией брака <...> г.., переездом на постоянное место жительства к супругу; изменение места регистрации произведено в <...> г.., т.е. задолго до подачи заявления в Комитет о постановке на учет на получение вышеуказанных социальных выплат. Исходя из этого, заявитель и его супруга считают доводы Комитета о намеренном ухудшении жилищных условий семьи необоснованными.
В настоящее судебное заседание Наливайко В.Б. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает, доводы заявления поддерживает.
Супруга заявителя Наливайко К.А. в настоящем судебном заседании настаивала на удовлетворении заявления, ранее приведенные доводы поддержала.
В судебных заседаниях представитель администрации МОГО «Ухта» Хомец А.В. и представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Канева М.С., действующие по доверенностям, требования Наливайко В.Б. не признали, поддерживают отказ Комитета (исх. .... от <...> г..), законность которого оспаривает заявитель; считают, что действия Наливайко К.А., связанные со снятием её в <...> г.. с регистрационного учета из ранее занимаемого жилого помещения и её последующая регистрация по месту жительства в жилом помещении по адресу: .... (меньшей площадью, чем ранее занимаемое) свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий с целью приобретения семьей права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья; данное обстоятельство явилось основанием для отказа в постановке Наливайко В.Б. и членов его семьи на указанный учет в соответствии с пп. 4 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от <...> г.. (с последующими изменениями и дополнениями).
Представитель Комитета по доверенности Канева М.С. в ранее состоявшемся судебном заседании дополнительно пояснила, что по имеющимся документам за Наливайко К.А. ранее была зарегистрирована 1\2 доля в праве общей собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., в котором она ранее и проживала; в <...> г.. Наливайко К.А. произвела отчуждение этой доли, переоформив её на имя своего отца – К.А.С.; указанные обстоятельства, с учетом того, что с момента отчуждения доли прошло менее 5 лет, также могут рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
В настоящее судебное заседание представитель Комитета не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее изложенную позицию поддерживает.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников судебного разбирательства, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и представителя Комитета.
Допрошенные в ранее проведенном судебном заседании свидетели: К.И.Ю. (мать Наливайко К.А.), К.А.С. (отец Наливайко К.А.) показали, что их дочь Наливайко К.А. до создания своей семьи проживала вместе с ними по адресу: ...., в настоящее время данное жилое помещение принадлежит им (родителям) на праве общей долевой собственности(по 1\2 доле за каждым), ранее 1\2 доля в этом жилом помещении принадлежала на праве собственности К., в <...> г. по семейным обстоятельствам она передала свою долю в собственность К.А.С. (отца); в <...> г.. Ксения вступила в брак с Наливайко В.Б. и переехала к нему в жилое помещение, расположенное по адресу: ....; в августе 2012г. у К. и её супруга родилась дочь Н.Д.В; в связи с регистрацией брака и переездом на новое место жительства к супругу Ксения снялась в <...> г.. с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: .... зарегистрировалась по новому месту жительства: ..... Решение дочери о снятии с регистрационного учета из ранее занимаемого жилого помещения свидетели считают обоснованным, поскольку она создала свою семью.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ). В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Комитет) имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
В действующей редакции подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 в ред. Закона РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).
В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона, в том числе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (подпункт 4 в ред. Законов Республики Коми от 11.03.2008 N 12-РЗ, от 23.12.2008 N 150-РЗ, от 13.12.2010 N 143-РЗ).
Как следует из материалов дела, <...> г..Наливайко В.Б., <...> г. года рождения, обратился в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии его (заявителя) и членов его семьи (супруги – Наливайко К.А. и несовершеннолетней дочери Н.Д.В, 2012г.р.) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от <...> г. (с последующими изменениями и дополнениями), представив все необходимые документы (расписка в принятии документов от 23.09.2014г.).
Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от <...> г.. .... Наливайко В.Б. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». Отказ мотивирован намеренным ухудшением жилищных условий семьи с целью приобретения семьей права состоять на учете на получение указанной социальной выплаты (пп. 4 п. 13. ст. 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»). Вывод о намеренном ухудшении жилищных условий сделан Комитетом, исходя из представленных сведений о том, что <...> г.. супруга заявителя Наливайко К.А. снялась с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: ...., и зарегистрировалась по адресу: ...., ком.49, в жилом помещении общей площадью 11,5 кв.м, что повлияло на уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и разрешая спор, суд не усматривает в действиях Наливайко К.А., связанных с изменением ею места регистрации, намерения ухудшить свои жилищные условия с целью постановки семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья».
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Наливайко К.А. (до брака – К) и Наливайко В.Б. состоят в зарегистрированном браке с <...> г.. (свидетельство о заключении брака I-ЕА .... от <...> г.. выдано территориальным отделом ЗАГС г. Ухты Управления ЗАГС Республики Коми), от брака имеют ребенка: Н.Д.В, родившуюся <...> г.
Из материалов дела (справок с места жительства, поквартирных карточек) следует, что <...> г. Наливайко К.А. снялась с регистрационного учета из ранее занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: .... (количество зарегистрированных - 4 человека), принадлежащего на праве общей долевой собственности её родителям, и зарегистрировалась по месту жительства своего супруга – Наливайко В.Б. и дочери - Н.Д.В в жилом помещении по адресу: ....м, принадлежавшем на тот момент на праве общей долевой собственности Наливайко В.Б. и несовершеннолетней Н.Д.В (в 1\2 доле за каждым) (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанные объекты в деле имеются).
Как установлено вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда РК от <...> г.. по делу №2...., жилое помещение, расположенное по адресу: ...., было предоставлено Наливайко В.Б. (заявителю) по решению работодателя – ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» в <...> г.., с <...> г.г. Наливайко В.Б. был зарегистрирован и проживал в указанном жилом помещении, несовершеннолетняя дочь заявителя - Н.Д.В, <...> г..р., была зарегистрирована здесь по факту рождения. Данным судебным решением за Наливайко В.Б. и Наливайко Д.В. признано право на приватизацию указанной комнаты, и это же решение явилось основанием государственной регистрации права общей долевой собственности указанных лиц на это жилое помещение.
Впоследствии, по договору купли-продажи от <...> г.., жилое помещение, расположенное по адресу: ...., перешло в собственность другого лица; право собственности Наливайко В.Б. и Н.Д.В на это жилое помещение прекращено <...> г.., о чем в ЕГРП внесена соответствующая запись (выписка из ЕГРП в деле имеется).
Наливайко В.Б., действующий за себя и за несовершеннолетнюю Н.Д.В, приобрел по договору купли-продажи в их общую собственность жилое помещение, расположенное по адресу: .... (право общей долевой собственности зарегистрировано в ЕГРП <...> г.. за №11-...., доля в праве каждого участника 1\2).
Уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по Республике Коми, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с <...> г.. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до 01.11.1999г., подтверждается, что иных жилых помещений (или долей в них) в собственности Наливайко В.Б. и его дочери Наливайко Д.В. не имеется, не зарегистрированы права на жилые помещения (доли в праве на жилые помещения) и за Наливайко К.А. (до брака – Корчажинской). Нанимателями (членами семьи нанимателя) каких-либо жилых помещений данные лица не являются.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Наливайко К.А. проживала по адресу: .... с момента фактического создания семьи с Наливайко В.Б., снята с регистрационного учета из указанного жилого помещения <...> г. в связи с переездом семьи в другое место жительства: ....
С <...> г. по настоящее время заявитель, его супруга и их ребенок зарегистрированы постоянно в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., находящемся в общей равнодолевой собственности Наливайко В.Б. и несовершеннолетней Н.Д.В (поквартирные карточки и справки о регистрации в деле имеются). Иные лица зарегистрированными по данному адресу не значатся.
Членом семьи собственников ранее занимаемого жилого помещения (....) Наливайко К.А. в настоящее время не является. То обстоятельство, что ранее она являлась собственником 1\2 доли в этом жилом помещении (....), и по договору купли-продажи от <...> г.. произвела отчуждение этой доли своему отцу К.А.С. (согласно выписке из ЕГРП государственная регистрация прекращения права собственности К.К.А. на эту долю произведена <...> г..) при установленных обстоятельствах не может свидетельствовать о намеренном ухудшении Наливайко К.А. (на тот момент – Корчажинской) своих жилищных условий с целью постановки на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», поскольку указанные действия были совершены до создания семьи (Наливайко К.А. и Наливайко В.Б. создали семью только в <...> г. на момент отчуждения доли (<...> г..) семьи у Корчажинской К.А. не было.
В соответствии со ст. 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
Согласно ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
Таким образом, снятие Наливайко К.А. в <...> г.. с регистрационного учета из ранее занимаемого жилого помещения, принадлежащего её родителям, и её регистрация по месту жительства супруга и дочери имели целью реализацию супругами: Наливайко В.Б. и Наливайко К.А. права на совместное проживание, ведение общего хозяйства в связи с заключением брака, воспитание ребенка. В связи с чем действия по изменению места регистрации Наливайко К.А. не могут рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий с целью постановки семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. При этом суд полагает заслуживающим внимания и то обстоятельство, что снятие с регистрационного учета было произведено задолго (за 2 года) до обращения в Комитет с запросом о принятии Наливайко В.Б. и членов его семьи на указанный учет, что с ещё большей убедительностью свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя и его супруги намерения ухудшить жилищные условия семьи с целью постановки на учет.
На основании изложенного и с учетом вышеприведенных положений подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», суд считает, что доводы заявителя по делу являются обоснованными, а позиция Комитета и администрации МОГО «Ухта» – ошибочной. В рассматриваемом случае заявителем и его супругой не предпринималось умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. На основании изложенного доводы ответчиков, приведенные ими в обоснование своей позиции, подлежат отклонению судом.
Уровень обеспеченности заявителя Наливайко В.Б. и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи исчисляется (и на текущий момент, и на момент обращения в Комитет), исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: .... и количества зарегистрированных в этом помещении лиц - 3 человека. Таким образом, уровень обеспеченности составляет на каждого члена семьи 4,2 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
Судом установлено, что обращение Наливайко В.Б. в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учет на получение вышеуказанных социальных выплат отвечало установленным законом требованиям. По возрастному и иным критериям, определенным в п.6 и п. 7 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» - приложения №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями), семья Наливайко В.Б. подпадает под категорию «молодая семья» и может являться участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями). Какие-либо иные основания (кроме намеренного ухудшения жилищных условий) для отказа в принятии Наливайко В.Б. и членов его семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья Комитетом и администрацией МОГО «Ухта» не приведены.
При установленных по делу обстоятельствах и на основе оценки имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что семья заявителя отвечает критериям молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 ст. 2 Закона РК «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» и пунктом 7 вышеназванных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению, отказ Комитета (исх. .... от <...> г..) является незаконным.
Суд обязывает Комитет и администрацию МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Наливайко В.Б. и членов его семьи – супруги и несовершеннолетнего ребенка, 21.08.2012г.р., в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» с <...> г., исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (в ред. Закона РК от 11.03.2008г. №12-РЗ, от 05.10.2011г. №108-РЗ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:Заявление Наливайко В.Б. удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (исх. .... от <...> г..) в принятии Наливайко В.Б. и членов его семьи на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» устранить нарушения путем принятия Наливайко В.Б., <...> г. года рождения, и членов его семьи: супруги – Наливайко К.А., <...> г. года рождения, и несовершеннолетней дочери - Н.Д.В, <...> г. года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», с <...> г..
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 14 сентября 2015 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон