К делу № 2-403/15г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 13 февраля 2015 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Логвин Л.А.,
при секретаре Беловой Я.О.,
с участием помощника прокурора Темрюкского района Гузенко В.С.,
представителя ответчика администрации МО Темрюкский район – Клыковой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению прокурора Темрюкского района Дегтярева Т.П. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Темрюкский район, администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района, МУП «ЖКХ-Фанагория» о запрете вывоза твердых бытовых отходов и мусора на земельный участок, площадью 2,0 га, расположенный в 2,5 километрах северо-восточнее пос. Сенной,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Темрюкского района Дегтярев Т.П. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Темрюкский район, в котором просил суд обязать администрацию МО Темрюкский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов вывозимых с территории Сенного сельского поселения Темрюкского района, а также запретить МУП «ЖКХ-Фанагория» вывоз твердых бытовых отходов и мусора на земельный участок площадью 2,0 га, расположенный в 2,5 километрах северо-восточнее пос. Сенной.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Темрюкского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО Темрюкский район, в ходе которой установлено, что МУП «ЖКХ-Фанагория» осуществляет вывоз твердых бытовых отходов и мусора, образующихся на территории Сенного сельского поселения, на несанкционированный объект размещения отходов, расположенный в 2,5 километрах северо-восточнее пос. Сенной, земельный участок площадью 2,0 га.
Кроме того, в нарушение требований, предусмотренных ст. 34, ч.2 ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 18 ФЗ «Об охранеатмосферного воздуха», ст. ст. 10, 11, 12 и 26 Федерального закона «Оботходах производства и потребления», ст. ст. 11, 22, 34 и 42 Федеральногозакона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая2001 г. № 16 «О введении в действие санитарных правил», которымутверждены и введены в действие санитарные правила СанПиН 2.1.7.1038-01«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов длятвердых бытовых отходов», СанНиН 2.1.7.1322-03 «Гигиеническиетребования к размещению и обезвреживанию отходов производства ипотребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачомРФ 30.04.2003 и СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1 200-03 «Санитарно-защитные зоны исанитарная классификация, предприятий, сооружений и иных объектов»,свалка ТБО для размещения и хранения отходов образована без отводаземельного участка в установленном порядке и определения его владельца -ответственного за эксплуатацию, составления ее проекта и оборудования всоответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическимитребованиями; эксплуатируется без получения положительного заключениягосударственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, разработанного регламента и режима работы свалки, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора; не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. На свалке не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.
Несанкционированное складирование ТБО приводит к загрязнению почвы прилегающей территории на значительных расстояниях, может являться источником вторичного загрязнения подпочвенных грунтовых вод, водных объектов, атмосферного воздуха. В почве могут накапливаться химические загрязнения, что создает опасность для здоровья граждан, окружающей среды в целом.
Таким образом, деятельность МУП «ЖКХ-Фанагория» по вывозу твёрдых бытовых отходов и мусора на вышеуказанный земельный участок влечет за собой нарушение прав граждан проживающих на территории Сенного сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
Земельный участок, используемый МУП «ЖКХ-Фанагория» для временного хранения твердых бытовых отходов, фактически является объектом, предназначенным для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации, поскольку на данном земельном участке складируются отходы производства и потребления населения Темрюкского сельского поселения, которые хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В соответствии с абзацем третьим статьи 12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) способом защиты гражданских прав является, в том числе восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Кроме того, решением Темрюкского районного суда от 04.05.2008 администрация муниципального образования Темрюкский район обязана создать на территории муниципального образования Темрюкский район специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов производства и потребления (полигоны ТБО), соответствующие требованиям действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Однако, до настоящего времени вышеуказанное решение не исполнено, свалки на территории муниципального образования Темрюкский район не созданы.
Таким образом, невыполнение администрацией муниципального образования Темрюкский район полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории МО Темрюкский район, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а дальнейшее незаконное бездействие нарушает право граждан на благоприятную среду.
Данное обстоятельство в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав –неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Гузенко В.С., выступая в качестве истца, изменил исковые требования, и просил суд не рассматривать требования прокурора об обязании администрации МО Темрюкский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов вывозимых с территории Сенного сельского поселения Темрюкского района, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Темрюкского районного суда от 04 мая 2008 года, которым было удовлетворено заявление прокурора Темрюкского района и признано незаконным бездействие администрации МО Темрюкский район по соблюдению законодательства об охране природы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РФ, выразившиеся в непринятии мер по приведению свалок ТБО, расположенных на территории Темрюкского района в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также определение Темрюкского районного суда от 28 октября 2013 года, которым изменён способ и порядок исполнения решения суда от 04 мая 2008 года, при этом суд обязал администрацию МО Темрюкский район устранить в полном объеме выявленные нарушения по соблюдению законодательства об охране природы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и, с учетом численности населения, административно-территориального деления района, с учетом подписанного соглашения о намерениях в сфере реализации инвестиционного проекта на территории Краснодарского края, создать на территории муниципального образования Темрюкский район специально оборудованные сооружения, предназначенные для сбора ТБО (временное накопление), для последующей транспортировки к месту утилизации, соответствующие требованиям действующего природоохранного и эпидемиологического законодательства. В остальной части иск поддержал, ссылаясь на те же обстоятельства.
Представитель ответчика администрации МО Темрюкский район – по доверенности Клыкова М.А. в судебном заседании с измененными требования прокурора согласилась, а также пояснила, что Соглашение о намерениях в сфере реализации инвестиционного проекта на территории Краснодарского края от 28.09.2013 года предусматривает реализацию инвестиционного проекта «Организация межмуниципального отходоперерабатывающего комплекса» на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края в 2014-2015 годах, сущность которого заключается в строительстве мусоросортировочного комплекса для обеспечения приема, переработки и утилизации ТБО, в том числе вывозимых с территории Темрюкского района. Планируемый ввод в эксплуатацию указанного комплекса до 31.12.2015 года. Администрацией МО Темрюкский район, помимо своего непосредственного участия в рамках заключения соглашения, издано Постановление № 619 от 29.04.2013 года «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами и мусором на территории Темрюкского района на 2013-2014 годы», в рамках исполнения которого, с учетом внесенных изменений, задачами программы предусмотрены формирование временных площадок накопления ТБО и мусора в Курчанском, Таманском и Фонталовском поселениях с дальнейшей транспортировкой к месту переработки и утилизации, а также формирование и строительство мусоросортировочного комплекса в Темрюкском городском поселении, строительство мусороперерабатывающего завода и полигона ТБО в ст. Старотитаровской.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился. Суду представлен письменный отзыв, в котором глава поселения Лулудов С.И. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Сенного сельского поселения, с иском прокурора в части запрета МУП «ЖКХ-Фанагория» вывоза мусора на земельный участок, расположенный в 2,5 км северо-восточнее пос. Сенной, – отказать.
В обоснование несогласия с требованиями прокурора глава Сенного сельского поселения в своем письменном отзыве сослался на, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В рамках реализации Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1094-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Темрюкский район, в состав которого они входят», во исполнение законодательства по решению вопросов местного значения поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в ведение Сенного сельского поселения передано муниципальное унитарное предприятие МУП «ЖКХ-Фанагория».
С 2002 года администрацией Сенного сельского поселения Темрюкского района были инициированы неоднократные обращения МУП «ЖКХ-Фанагория» в адрес администрации МО Темрюкский район с просьбой определить место для вывоза твердых бытовых отходов Сенного сельского поселения, но не всегда были ответы на письма.
Таким образом, администрация Сенного сельского поселения, представительный орган поселения не вправе создавать объекты размещения отходов, являться собственником или владельцем таких объектов, то есть не вправе нести расходы бюджета поселения на создание, содержание, развитие объектов размещения отходов.
Администрация Сенного сельского поселения в 2013 году подавал заявление в администрацию МО Темрюкский район о предоставлении земельного участка для размещения площадки временного хранения и сортировки ТБО, расположенного по адресу: Темрюкский район, северо-восточнее пос. Сенной. Экспертный межведомственный инвестиционный совет при администрации МО Темрюкский район принял решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Ранее, именно администрация муниципального образования Темрюкский район определила месторасположение свалки, и включила её в план санитарной очистки территории района.
Администрация Сенного сельского поселения совместно с МУП «ЖКХ-Фанагория» предпринимала возможные меры для размещения площадки временного хранения и сортировки ТБО. Имеется заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству Темрюкского района по акту выбора и обследования земельного участка для размещения полигона ТБО МУП «ЖКХ-Фанагория». Заключение № 714 главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю.
В случае запрета МУП «ЖКХ-Фанагория» производить вывоз ТБО и мусор на указанный земельный участок, значительно увеличится тариф на твердые бытовые отходы для населения Сенного сельского поселения. Считает, что администрации муниципального образования Темрюкский район необходимо организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории Сенного сельского поселения, а уже после запретить МУП «ЖКХ-Фанагория» производить вывоз мусора на указанный земельный участок.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика МУП «ЖКХ-Фанагория», будучи надлежащим образом извещенным, о чем имеется почтовое уведомление, в суд не явился по неизвестным суду причинам.
Представитель третьего лица Территориального отдела в городе-курорте Анапа, в Темрюкском районе управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, будучи извещенным в судебное заседание не явился. В поступившем в суд ходатайстве заместитель начальника Территориального отдела Севостьянова Г.Н. просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования прокурора поддерживает.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой Темрюкского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО Темрюкский район, в ходе которой установлено, что МУП «ЖКХ-Фанагория» осуществляет вывоз твердых бытовых отходов и мусора, образующихся на территории Сенного сельского поселения, на несанкционированный объект размещения отходов, расположенный в 2,5 километрах северо-восточнее пос. Сенной, на земельном участке площадью 2,0 га.
Кроме того, в нарушение требований, предусмотренных ст. 34, ч.2 ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 18 ФЗ «Об охранеатмосферного воздуха», ст. ст. 10, 11, 12 и 26 Федерального закона «Оботходах производства и потребления», ст. ст. 11, 22, 34 и 42 Федеральногозакона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая2001 г. № 16 «О введении в действие санитарных правил», которымутверждены и введены в действие санитарные правила СанПиН 2.1.7.1038-01«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов длятвердых бытовых отходов», СанНиН 2.1.7.1322-03 «Гигиеническиетребования к размещению и обезвреживанию отходов производства ипотребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачомРФ 30.04.2003 и СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1 200-03 «Санитарно-защитные зоны исанитарная классификация, предприятий, сооружений и иных объектов»,свалка ТБО для размещения и хранения отходов образована без отводаземельного участка в установленном порядке и определения его владельца -ответственного за эксплуатацию, составления ее проекта и оборудования всоответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическимитребованиями; эксплуатируется без получения положительного заключениягосударственной экологической экспертиз и санитарно-эпидемиологического заключения, разработанного регламента и режима работы свалки, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора; не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. На свалке не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.
Несанкционированное складирование ТБО приводит к загрязнению почвы прилегающей территории на значительных расстояниях, может являться источником вторичного загрязнения подпочвенных грунтовых вод, водных объектов, атмосферного воздуха. В почве могут накапливаться химические загрязнения, что создает опасность для здоровья граждан, окружающей среды в целом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 3, 11, 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Таким образом, деятельность МУП «ЖКХ-Фанагория» по вывозу твёрдых бытовых отходов и мусора на вышеуказанный земельный участок влечет за собой нарушение прав граждан проживающих на территории Сенного сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
Согласно материалам дела, земельный участок, используемый МУП «ЖКХ-Фанагория», находящимся в ведении администрации Сенного сельского поселения, для временного хранения твердых бытовых отходов, фактически является объектом, предназначенным для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации, поскольку на данном земельном участке складируются отходы производства и потребления населения Темрюкского сельского поселения, которые хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, а также вышеуказанные требования Закона, суд считает необходимым удовлетворить изменённые исковые требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Запретить администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края в лице МУП «ЖКХ-Фанагория» вывоз твердых бытовых отходов и мусора на земельный участок площадью 2,0 га, расположенный в 2,5 километрах северо-восточнее пос. Сенной.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А. Логвин
Мотивированное решение суда составлено 18 февраля 2015 года.