Судья Садыков Р.Р. дело № 33-14732/2018
учет № 176г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 сентября 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Телешовой С.А., судей Камаловой Ю.Ф., Плюшкина К.А., при секретаре судебного заседания Латыповой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Плюшкина К.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Алеева Р.И. на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2018 года, которым постановлено: в иске Алееву Р.И. к МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» о признании права собственности на гараж (<данные изъяты>), хозяйственные постройки (<данные изъяты>), предбанник (<данные изъяты>), баня (<данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти А.И.Х., умершего <дата>, - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Алеева Р.И., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алеев Р.И. обратился в суд с иском к МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» о признании права собственности на хозяйственные постройки в порядке наследования после смерти своего отца А.И.Х.
В обоснование иска указано, что <дата> умер его отец А.И.Х., после смерти которого открылось наследство в виде гаража (<данные изъяты>), хозяйственных построек (<данные изъяты>), предбанника (<данные изъяты>), бани (<данные изъяты>), расположенных по адресу: <адрес>.
По состоянию на 7 июня 2016 года единственным наследником после смерти А.И.Х. является истец, так как иные наследники отказались от наследства.
Истец, обратившись к ответчику о предоставлении земельного участка под строениями, получил отказ.
На основании изложенного истец просил признать право собственности на гараж (<данные изъяты>), хозяйственные постройки (<данные изъяты>), предбанник (<данные изъяты>), баню (<данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти А.И.Х., умершего <дата>.
Истец в заседании суда первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» в заседании суда первой инстанции иск не признал, пояснил, что отсутствует разрешение о предоставлении земельного участка для строительства. Из списка, представленного истцом, не усматривается где находятся спорные объекты, правоустанавливающие документы на земельный участок у истца отсутствуют.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие изложенных в решении выводов суда обстоятельствам дела и обоснованность заявленных в иске требований, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 1112 Гражданского Кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1141 Гражданского Кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Согласно статье 1142 Гражданского Кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно частям 1, 2 статьи 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял имущество, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Согласно пункту 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N9 «О судебной практике по делам о наследовании» принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
В соответствии с частью 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пунктом 4 статьи 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке - за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В силу разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о признании права собственности на жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, необходимо иметь в виду, что такое требование в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации может быть удовлетворено лишь при предоставлении истцу земельного участка, на котором возведена самовольная постройка.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 марта 1979 года председателем исполнительного комитета Набережночелнинского района Совета народных депутатов Тарловскому тубсанаторию Минздрава РСФСР г. Набережные Челны ТАССР на основании государственного акта на право пользования землей выдан земельный участок в бессрочное и бесплатное пользование площадью 22,35 гектаров в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для противотуберкулезного санатория и для строительства жилых домов и школы.
20 ноября 1996 года главный врач Фтизиопульмонологического реабилитационного центра (далее по тексту (ФПРЦ) письменно обратился к начальнику Бюро технической инвентаризации г. Набережные Челны об изготовлении технических паспортов на участки с хозяйственными постройками, гаражами и банями, принадлежащими в частном порядке жителям Тарловки, выстроенными ими на территории жилого поселка, на отведенной администрацией ФПРЦ, для данных целей участке земли, принадлежащие санаторию «Тарловка» ФПРЦ.
А.И.Х., умерший <дата>, пользовался гаражом (<данные изъяты>), хозяйственной постройкой (<данные изъяты>), предбанником (<данные изъяты>), баней (<данные изъяты>), расположенными по адресу: <адрес>.
Согласно ответу Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан №19 от 11 января 2018 года для оформления земельного участка в собственность необходимо зарегистрировать право собственности на здания, сооружения, расположенные на данном земельном участке.
На момент возведения А.И.Х. построек земельные правоотношения регулировались Земельным кодексом РСФСР 1991 года, в соответствии со статьей 80 которого земельные участки для дачного, гаражного, жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Согласно выписке из реестра .... от 17 мая 2016 года, выданной РГУП БТИ №8, право собственности на спорные постройки по состоянию на 1 января 2000 года за А.И.Х. в БТИ не зарегистрировано.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В настоящее время земельный участок, на котором находится постройка истца, входит в состав земель, являющихся муниципальной собственностью. Указанный земельный участок не предоставлялся А.И.Х. в установленном порядке.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», фактическое пользование без законных оснований земельным участком не влечет прекращение права муниципальной собственности на него. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством. Право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Из вышеприведенных норм права следует, что право собственности на самовольную постройку может быть признано за истцом лишь в том случае, если земельный участок надлежащим образом был выделен ему для строительства. Однако доказательств такого выделения ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Истцом указывается, что строения на земельном участке были построены его отцом с разрешения руководства Тарловского тубсанатория, которому земельный участок был выделен на основании государственного акта на землю .... от 15 марта 1979 года.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 12 Закона РФСФР от 01.07.1970 года «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.
Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из государственного акта .... от 15 марта 1979 года усматривается, что земля выделяется для противотуберкулезного санатория и для строительства жилых домов и школы. Данных о том, что земельный участок предоставлен для личного пользования граждан в вышеуказанном госакте не имеется.
Каких-либо иных документов, подтверждающих выделение истцу, либо его отцу земельного участка, на котором расположены спорные строения, также не представлено.
Довод истца о том, что строения были возведены с разрешения руководства санатория, не принимаются во внимание, поскольку данное учреждение в силу закона не правомочно принимать решения о предоставлении земельного участка для целей индивидуального строительства
Кроме того, истцом не представлены доказательства того, что строения соответствуют строительным, техническим требованиям, не создают угрозы безопасности, жизни и здоровья других лиц.
Судебная коллегия отмечает, что сам факт оформления технического паспорта на спорные строения не является правоустанавливающим документом, подтверждающим основание для передачи спорного имущества в собственность в соответствии со статьей 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на которой основывает свои требования истец.
Поскольку представленные истцом документы не свидетельствуют о предоставлении А.И.Х. спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его предоставления, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания за истцом права собственности на спорные постройки.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований Алеева Р.И. к МКУ «Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан» о признании права собственности на хозяйственные постройки в порядке наследования отказано обоснованно.
Доводы, на которые Алеев Р.И. ссылается в апелляционной жалобе, не могут служить мотивом к отмене решения ввиду неверного толкования истцом норм материального права, данные доводы в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328 и статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Алеева Р.И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи