АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-13520/2009
03 декабря 2009 года
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Афанасьевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
к индивидуальному предпринимателю Романову Дмитрию Михайловичу,
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - Аликова А.Ю. по доверенности № 01-2025 от 31.12.2008,
индивидуального предпринимателя Романова Д.М. (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 21 № 001363624)
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Романова Дмитрия Михайловича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем Романовым Д.М. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно нарушение режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей в части представления ежедневного междусменного отдыха продолжительностью менее 12 часов. Так, у водителя Романова СМ. 08.10.2009 возвращение с линии в 20 час. 20 мин., 09.10.2009 выезд на линию в 07 час. 25 мин., междусменный отдых составил 11 час. 05 мин., 09.10.2009 возвращение с линии в 20 час. 30 мин., 10.10.2009 выезд на линию в 06 час. 20 мин., междусменный отдых составил 09 час. 50 мин., 10.10.2009 возвращение с линии в 20 час. 29 мин., 11.10.2009 выезд на линию в 07 час. 05 мин., междусменный отдых составил 10 час. 35 мин.; у водителя Иванова Г.В. 06.10.2009 возвращение с линии в 20 час. 20 мин., 07.10.2009 выезд на линию в 07 час. 25 мин., междусменный отдых составил 10 час. 55 мин.
Проверкой также установлено, что предпринимателем не созданы условия для обучение водителя Иванова Г.В. по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства (документы подтверждающие о прохождении обучения отсутствуют); не проводятся ежемесячно сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии, (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями (предприниматель Романов Д.М. является лицензиатом с марта 2005 года, сверка проведена только на момент проверки за сентябрь, октябрь 2009 года); формальное проведение и оформление периодических инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом, так как отсутствуют инструкции для проведения инструктажей по безопасности дорожного движения; путевые листы оформляются с нарушениями (в заголовочной части путевого листа не проставляются печать или штамп индивидуального предпринимателя, не указываются имя, отчество предпринимателя, отсутствуют расшифровка подписи медицинских работников, механиков выпускающих на линию); при осуществлении перевозки пассажиров по лицензируемой перевозочной деятельности с марта 2005 года предпринимателем не проводился учет выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту автобуса регистрационный знак АН358 21 rus.
На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя Романова Д.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель УГАДН по ЧР в судебном заседании просил суд привлечь индивидуального предпринимателя Романова Д.М. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 01-2253 от 11.11.2009.
Индивидуальный предприниматель Романов Д.М. в судебном заседании просил суд освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в связи с признанием вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, устранением нарушений, указанных в заявлении, совершенное административное правонарушение не содержит существенной угрозы для охраняемых общественных отношений.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Романов Дмитрий Михайлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 11.02.2005 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 6 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 305213604200020.
25 марта 2005 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-009851 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия по 15.03.2010.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором Управления на основании приказа № 468/л от 16.09.2009 проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Романовым Д.М. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.
По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Романовым Д.М. нарушается режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей в части представления ежедневного междусменного отдыха продолжительностью менее 12 часов. Так, у водителя Романова СМ. 08.10.2009 возвращение с линии в 20 час. 20 мин., 09.10.2009 выезд на линию в 07 час. 25 мин., междусменный отдых составил 11 час. 05 мин., 09.10.2009 возвращение с линии в 20 час. 30 мин., 10.10.2009 выезд на линию в 06 час. 20 мин., междусменный отдых составил 09 час. 50 мин., 10.10.2009 возвращение с линии в 20 час. 29 мин., 11.10.2009 выезд на линию в 07 час. 05 мин., междусменный отдых составил 10 час. 35 мин.; у водителя Иванова Г.В. 06.10.2009 возвращение с линии в 20 час. 20 мин., 07.10.2009 выезд на линию в 07 час. 25 мин., междусменный отдых составил 10 час. 55 мин.
Проверкой также установлено, что предпринимателем не созданы условия для обучение водителя Иванова Г.В. по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства (документы подтверждающие о прохождении обучения отсутствуют); не проводятся ежемесячно сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии, (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями (предприниматель Романов Д.М. является лицензиатом с марта 2005 года, сверка проведена только на момент проверки за сентябрь, октябрь 2009 года); формальное проведение и оформление периодических инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом, так как отсутствуют инструкции для проведения инструктажей по безопасности дорожного движения; путевые листы оформляются с нарушениями (в заголовочной части путевого листа не проставляются печать или штамп индивидуального предпринимателя, не указываются имя, отчество предпринимателя, отсутствуют расшифровка подписи медицинских работников, механиков выпускающих на линию); при осуществлении перевозки пассажиров по лицензируемой перевозочной деятельности с марта 2005 года предпринимателем не проводился учет выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту автобуса регистрационный знак АН358 21 rus.
По результатам проверки 26.10.2009 в отношении индивидуального предпринимателя Романова Д.М составлен протокол № 000419 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию 26.10.2009, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 26.10.2009.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
В силу статей 16, 18 и 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 2.5.1, 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет соблюдения Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», инструкций предприятий - изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств; организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.
Пунктом 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению относится к основным требованиям к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.
Пунктом 3.4.1 указанного Положения предусмотрено, что организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Согласно пунктам 4, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств осуществляют учет дорожно-транспортных происшествий. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Из пунктов 3, 5, 12, 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона). В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000419 от 26.10.2009. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются предпринимателем.
При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя Романова Д.М. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Признание вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, устранение нарушений, указанных в заявлении, на что ссылается индивидуальный предприниматель Романов Д.М., не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, а учитывается при назначении наказания.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного предпринимателем правонарушения малозначительным, поскольку данное правонарушение посягает на безопасность дорожного движения, что создает угрозу здоровью, жизни граждан.
На основании изложенного, с учетом характера совершенного индивидуальным предпринимателем Романовым Д.М. административного правонарушения, признания вины в совершении административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Романова Дмитрия Михайловича, 02.06.1985 года рождения, уроженца с. Моргауши, Моргаушского района Чувашской Республики, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 11.02.2005 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 6 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 305213604200020, проживающего по адресу: Чувашская Республика, Моргаушского района, д. Шептаки, ул. В.Егоровой, д.4, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – 40101810900000010005, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья А.А. Афанасьев