Решение по делу № 2-316/2014 ~ М-295/2014 от 07.07.2014

Дело 2-316/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

-- --

Мазановский районный суд --4 -- в составе:

председательствующего судьи Потапова А.А.,

при секретаре Сурженко М.В.,

с участием:

истца: --3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

--3, --1 к администрации --, администрации -- сельсовета -- --4 --, третьему лицу Министерству финансов --4 -- о признании действий администрации -- сельсовета -- --4 -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счет областного бюджета, незаконным и обязании администрации -- сельсовета -- --4 -- и администрации -- включить --3, --7, --1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в -- года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения, на территории -- сельсовета, жилой дом, расположенный по -- --4 --, был подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее имущество, пострадал дом, в котором истцы проживают.

Просят признать действия администрации -- сельсовета -- --4 -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счет областного бюджета, незаконным; обязать администрацию -- сельсовета -- --4 -- и администрацию -- включить --3, --7, --1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

В судебном заседании истица --3, действующая как законный представитель --7, и по доверенности за --1, настаивая на удовлетворении исковых требований, подтвердили факты, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что постоянно проживает и проживала на момент чрезвычайной ситуации в -- сыном инвалидом --1 и несовершеннолетней дочерью --12. В результате чрезвычайной ситуации её жилое помещение пострадало, однако во включении в список пострадавших для получение финансовой помощи было отказано. При повторном обследовании жилого помещения комиссия пришла к выводу о наличии утраченного имущества, однако главой администрации -- было предложено --3 обратиться в суд с заявлением о признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации.

На момент чрезвычайной ситуации заявители не были собственника жилого помещения, так как она не смогла своевременно подать документы на приватизацию жилого дома. Право собственности зарегистрировано -- на основании договора передачи жилого помещения -- года.

Ответчик администрация -- --4 -- в отзыве на исковое заявление согласилась с доводами истца о частичной утрате имущества, полагала о вынесение решения, на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в их отсутствии на основании ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик администрация -- сельсовета -- --4 -- в отзыве указали, что --9 было отказано во включении в список пострадавших в связи с тем, что не было представлено соответствующее решение суда, просили суд дело рассмотреть в их отсутствие.

Третье лицо – Министерство Финансов --4 -- также представило свою позицию по поводу заявленного иска в отзыве, просило в удовлетворении исковых требований отказать, ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия.

На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав --3, действующую за себя и --1, --7,, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- ---ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

--2 -- от -- -- на территории --4 -- введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, обильного выпадения осадков на территории --, в том числе -- муниципального образования -- подтверждается решением -- от -- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации -- --4 -- «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории --».

-- --2-- было принято решение «О создании чрезвычайной комиссии по осмотру имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета».

Согласно ст. 4 Федерального закона от -- ---ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - «ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии пунктом 9 статьи 5 Устава муниципального образования -- сельсовета -- --4 -- - к вопросам местного значения -- сельсовета относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения». Таким образом, суд приходит к выводу, что -- сельсовет является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

В силу ст. 19 ч. 1,2 Конституции РФ все равны перед законом, государство гарантирует равенство прав человека и гражданина, в том числе независимо и от места жительства.

В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.

В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -----ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).

Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ----ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, --4 и Магаданской областей, --».

Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от -- -- Правительством --4 -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в -- года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в июле-сентябре 2013 года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, и за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету --4 -- в -- году в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в июле - августе 2013 года, утв. Постановлением Правительства --4 -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Постановлением Правительства --4 -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 -- в -- года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано тратившим силу в результате принятия Правительством --4 -- постановления от ----.

Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства --4 -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению Правительства --4 -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление Правительства --4 -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.

Кроме того, протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве --4 -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --4 --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие рекомендации используются исполнительными органами государственной власти --4 -- и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в целях разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи при утрате имущества.

При этом в силу п. 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущества оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

При этом в силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --4 --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --4 --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с пп. «б» пункта 2 Указа Президента РФ от -- -- Правительству РФ было поручено до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

В соответствии с п. 3.5 раздела III данных Методических рекомендаций - комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи) по форме, указанной в приложении -- А к Методическим рекомендациям МЧС России, в 3 экземплярах; акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи) по форме, указанной в приложении -- Г к Методическим рекомендациям МЧС России), в 3 экземплярах.

Расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства --4 --, утвержденного Постановлением Правительства --4 -- от -- --

Согласно порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства --4 --, утвержденного Постановлением правительства --4 -- от -- -- целями создания резервного фонда являются оказание единовременной материальной помощи пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожаров, террористических актов и иных чрезвычайных ситуации на территории --4 --, повлекших тяжкие последствия.

Согласно приказу управления гражданской защиты и пожарной безопасности --4 -- от -- -- (в редакции от -- --п), которым утвержден перечень обосновывающих документов, предоставляемых при выделении средств из резервного фонда Правительства --4 --, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда Правительства --4 -- к заявке на финансирование мероприятий прилагаются, в том числе список на получение единовременной материальной помощи граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, акт обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, кино-, фотодокументы (при наличии таковых), протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Указанные документы составляются должностными лицами отраслевого структурного подразделения администрации -- или жилищными комиссиями администраций сельских поселений, находящихся на территории --.

Таким образом, на территории -- нормативными актами --4 -- и муниципального образования предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайно ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.

Из требований приведенных правовых актов следует, что финансовая помощь за частично или полностью утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --4 --, в случае повреждения жилого помещения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от -----ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, а значит, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества. Данное обстоятельство является юридически значимым и должно быть установлено судом.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период -- года на территории -- сельсовета -- --4 -- было объявлено чрезвычайное положение (далее ЧС). Согласно данным акта повторного осмотра полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего со -- в селе -- --4 -- (далее Акта) от -- года, представленного истцами в качестве доказательства у истца имущество было утрачено: повреждено имущество: электронасос 2 шт., ковровые покрытия в плесени. В подполье вода отсутствует. Стенки подполья почернели и прогнили от стоявшей ранее воды. Проседание балок крыши, разрушение потолка, деформация пола, трещины в печи, провисание бруса сруба.

Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: --4 --, на момент чрезвычайной ситуации --9 не являлись, а зарегистрировали жилой дом в собственность только в мае 2014 года, то есть после наступления чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ----ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, а значит, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества. Данное обстоятельство является юридически значимым и должно быть установлено судом.

В рассматриваемом случае истцы с -- являются собственниками жилого дома, общей площадью 43,7 кв.м., расположенного по адресу: --4 -- имеют по 1/3 доли в праве. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданного на основании договора передачи жилого помещения в собственность от -- года.

Финансовая помощь за утраченное имущество предоставляется лишь при повреждении жилого помещения, принадлежащего проживающим в нем гражданам на праве собственности, а потому суд считает, что у --8, --1, --7 отсутствует право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований --9.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований --3, --1 к администрации --, администрации -- сельсовета -- --4 --, третьему лицу Министерству финансов --4 -- о признании действий администрации Путятинского сельсовета -- --4 -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счет областного бюджета, незаконным и обязании администрации -- сельсовета -- --4 -- и администрации -- включить --3, --7, --1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в --4 областном суде через Мазановский районный суд --4 -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна:

Председательствующий

2-316/2014 ~ М-295/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Балин Владимир Викторович
Балина Галина Петровна
Ответчики
Администрация Мазановского рвайона
Администрация Путятинского сельсовета
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Мазановский районный суд
Судья
Потапов А.А.
07.07.2014[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2014[И] Передача материалов судье
09.07.2014[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2014[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2014[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2014[И] Судебное заседание
25.07.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2014[И] Дело оформлено
27.08.2014[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее