Дело № 2496/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.
при секретаре Шнайдер В.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
28 мая 2018 г.
дело по иску Арндт Е. В., Силицкой Н. В., Силицкого С. В. к Администрации г.Новокузнецка, Администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения, просят предоставить жилое помещение по договору социального найма размером не менее 45,1 кв.м.
Требования мотивированы тем, что они являются собственниками жилого помещения по <адрес>. Многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с признанием дома аварийным, Арндт Е.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Дальнейшее проживание в указанном жилом помещении невозможно. Однако до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
В судебном заседании представитель истца Вяткин С.П., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Администрации г.Новокузнецка Гулиева Г.М., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований.
Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Новокузнецка: Черепанова Н.Б., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
На основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По правилам статьи 86, частей 1, 2 статьи 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - <данные изъяты>"5 - 9 настоящей статьи.
Нормами ч. 1 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч. 3 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу ч. 8 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как следует из "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32Жилищного Кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Установлено, что Силицкий С.В., Арндт Е.В., Силицкая Н.В. являются собственниками жилого помещения по <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В акте обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы г.Новокузнецка от 31.10.2006г. №1877, указывается :сборно-щитовой жилой дом 1949 года постройки. Износ дома 77%. Фундамент бетонно-ленточный, обнаружены сквозные трещины, сильная просадка, следы сырости, сколы. Частичное усиление стен металлическими стяжками, перекос стен, промерзание, трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями, влажность. Окна и двери деформированы, поражены гнилью. На перекрытиях трещины, провисания, поражение гнилью.
Заключением №3 от 26.01.2015г. межведомственной комиссиижилое помещение по пер.Зеленый,3, было признано аварийным и подлежащим сносу.
Основанием указывается ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно справке Администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка Арнд Е.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по категории одинокая мать №очереди 358, как проживающая в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям № очереди 49.
Таким образом, подтверждается факт проживания истцов в принадлежащем им жилом помещении, не отвечающим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Однако, само себе признание дома непригодным для проживания, как указывалось выше, не является достаточным основанием для возникновения у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению другого жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.
Действительно, в соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Между тем, из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что решение об изъятии жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Как установлено судом, органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого дома, земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о выкупе жилого помещения, либо замене выкупа предоставлением другого жилого помещения.
Также жилое помещение по <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу, но не включено в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилищного помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Силицкий С.В., Силицкая Н.В. в администрации Орджоникидзевского района г.Новокузнецка на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состояли и не состоят.
Доказательств принятия в установленном порядке решения органа местного самоуправления о признании истцов малоимущими суду также не было представлено.
В силу изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию г.Новокузнецка обязанности по обеспечению истцов жильем на условиях социального найма во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Арндт Е. В., Силицкой Н. В., Силицкого С. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Составление мотивированного решения откладывается на срок пять дней.
Судья Оленбург Ю.А.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Оленбург Ю.А.