Дело №2-594/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сыктывкар, Республики Коми 31 марта 2011 года
Мировой судья Тентюковского судебного участка г. Сыктывкар Станкин Д.А.
при секретаре Игнатовой В.Ф., с участием:
истца - Куликовой В.М.,
представителя истца - Вишнякова Д.В.,
представителя ответчика - Кислицина И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой В. М. к Товариществу собственников жилья «<АДРЕС>» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги,
установил:
Куликова В.М. обратилась в суд с иском к ТСЖ «<АДРЕС>» об обязании произвести перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение за период с 01.11.2010г. по 31.01.2011г., в обоснование иска указав, что в многоквартирном доме (МКД) не установлены общедомовые приборы учета (ОПУ) потребленных коммунальных ресурсов - горячего и холодного водоснабжения, индивидуальные приборы учета (ИПУ) горячей и холодной воды в её квартире в рассматриваемый период также отсутствовали, однако ответчик, начиная с ноября 2010 года, необоснованно производит начисление платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение с учетом корректирующего коэффициента.
Истец и его представитель в судебном заседании на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела.
Выслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав представленные материалы дела в их совокупности, мировой судья приходит к следующему.
Куликова В.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу:
г. <АДРЕС>, <АДРЕС>, обслуживание которого осуществляет ТСЖ «<АДРЕС>». Квартира Куликовой В.М. в спорный период не была оборудована индивидуальными приборами учета.
Ответчиком произведены начисления размера платы за коммунальные услуги: «холодное водоснабжение», «водоотведение холодной воды», «горячее водоснабжение», «водоотведение горячей воды» с учетом корректирующих коэффициентов, и указаны
в квитанциях за ноябрь-декабрь 2010г. и январь 2011г.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения и дееспособных членов его семьи с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что ОПУ на горячее водоснабжение в доме не установлен, а с 04.06.2008 г. установлен ОПУ на холодное водоснабжение, и при расчетах с ответчиком ресурсопоставляющая компания (МУП «ХХХ») выставляла счета за фактически поставленное количество холодной воды, определяя его по показаниям ОПУ. Однако ТСЖ до осени 2010 года при расчете начисления жильцам платы по холодному водоснабжению применяло формулы как для МКД без ОПУ,
т.е. по собственникам с установленными ИПУ - по показаниям последних, а по собственникам квартир без ИПУ - в соответствии с нормативом потребления, исходя из количества проживающих. Такой метод начислений не обеспечивал сбор всех сумм, выставляемых ресурсопоставляющей компанией, однако, по утверждению представителя ответчика, эту разницу правление намеревалось компенсировать, установив ОПУ на теплоэнергию, что,
как правило, сопряжено с выявлением при расчете корректировок излишне собранных сумм, при этом такое право правлению ТСЖ было предоставлено решением общего собрания собственников: «задолженность по одним видам КУ (коммунальных услуг) может быть погашена за счет переплаты по другим КУ». Между тем ОПУ на тепло установлен не был,
и на внеочередном собрании собственников было принято решение распределить скопившуюся задолженность перед ресурсопоставляющей компанией на жильцов.
Судом установлено, что 30.07.2010 г. в форме заочного голосования было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. <АДРЕС>, <АДРЕС>, по итогам которого
для стимулирования экономии расходования горячей и холодной воды, а также установки индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения, среди прочих, было принято решение о порядке начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы,
в соответствии с которым решено производить начисление оплаты по холодному и/или горячему водоснабжению собственникам квартир с установленными ИПУ - по показаниям последних, собственникам квартир без установленных ИПУ - в соответствии с нормативом потребления, а оставшуюся после начисления разницу распределять ежемесячно:
на собственников квартир с установленными ИПУ - пропорционально показаниям последних, собственникам квартир без установленных ИПУ - пропорционально нормативам потребления. Кроме этого, ежеквартально производить корректировку коммунальных ресурсов, возникшую
в результате перерасчетов временного отсутствия собственника/нанимателя помещения (п. 11).
Впоследствии, 03.02.2011 г. вновь состоялось внеочередное собрание собственников помещений, решением которого было установлено, что для стимулирования экономии расходования горячей и холодной воды, а также установки ИПУ горячего и холодного водоснабжения, ежемесячно производить начисление платы за потребленные коммунальные услуги по фактически выставленным счетам РСО (ресурсоснабжающих организаций):
по холодному и горячему водоснабжению - собственникам/нанимателя с установленными ИПУ - по показаниям последних; собственникам/нанимателям квартир без установленных ИПУ -
в соответствии с нормативом потребления, исходя из количества фактически проживающих. Оставшуюся после начисления разницу, распределять ежемесячно: на собственников/ нанимателей с установленными ИПУ - пропорционально показаниям последних; собственникам/нанимателям без установленных ИПУ - пропорционально нормативам потребления, исходя из количества фактически проживающих. Также была предусмотрена ежеквартальная корректировка в случае временного отсутствия собственников/нанимателей.
Представитель ответчика настаивал на том, что поскольку истец решения общего собрания собственников помещений не обжаловала, то они подлежат исполнению.
В силу ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа положений Жилищного кодекса РФ следует, что вопрос об установлении порядка определения размера платы за коммунальные услуги в компетенцию общего собрания собственников жилого помещения не входит.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. Указанные Правила, являются императивной (общеобязательной) нормой вследствие специального указания на это.
Таким образом, решения общего собрания собственников помещений должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам).
С учетом изложенного, с доводами представителя ответчика о том, что истец обязана исполнять решения общего собрания собственников уже в силу того, что не обжаловала их, мировой судья не может согласиться, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрен порядок, отличный от данных решений, а в свою очередь разрешение вопросов, связанных с установлением порядка, определения размера платы за коммунальные услуги, не входит в компетенцию общего собрания собственников помещений.
В соответствии с п/п «б» п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула № 3), а именно с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в данном жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Пунктом 23 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электро-снабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Исходя из п. 23 Правил и подпункта 1 пункта 3 приложения № 2 к данным Правилам следует, что вышеуказанная формула № 3 применяется для жилых помещений, не имеющих индивидуальных приборов учета, также и в случае оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Изложенное свидетельствует о том, что утвержденный порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг не содержит положений, допускавших бы доначисление при каких-либо обстоятельствах корректировок по оплате коммунальных ресурсов «горячее и холодное водоснабжение», начисленных по нормативам, в отношении жилых помещений,
не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Таким образом, поскольку квартира истицы в спорный период не была оборудована индивидуальными приборами учета, мировой судья признает необоснованным применение истцом корректировок расчетов платы за коммунальные услуги, связанные с водоснабжением и водоотведением, указанных в квитанциях за ноябрь - декабрь 2010 года и январь 2011 года.
Истцом представлен расчет взыскиваемых сумм, согласно которому сумма необоснованных начислений составляет 3 859,72 руб. Представленный расчет задолженности
у мирового судьи сомнений не вызывает, ответчиком не опровергнут.
При изложенных обстоятельствах следует обязать ответчика произвести перерасчет начислений за коммунальные услуги: «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «отвод холодной воды», «отвод горячей воды» за период с ноября 2010 г. по январь 2011 г. включительно, путем уменьшения на общую сумму 3 859,72 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этой связи с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Куликовой В. М. удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников жилья «<АДРЕС>» произвести перерасчет начислений за коммунальные услуги: «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «отвод холодной воды», «отвод горячей воды», за жилое помещение, расположенное по адресу: г. <АДРЕС>, <АДРЕС>, за период
с ноября 2010 года по январь 2011 года включительно, путем уменьшения на общую сумму 3 859,72 руб.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «<АДРЕС>» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд через Тентюковский судебный участок в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2011 года.
Мировой судья Д.А. Станкин Решение вступило в законную силу «____»___________________ 20___г.
секретарь А.А. Вурдова