Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воткинск 2 декабря 2013 г.
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Москалева А.В.,
при секретаре Лищенко Е.Б.,
с участием истицы Сивенцевой А.Е., ее представителя Казакова Р.А.,
представителей ответчиц Двиняниной А.А. и Баталовой О.А. – Двинянина С.А., Русанова Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивенцевой А.Е. к Двиняниной А.А., Баталовой О.А. о признании недействительными записей о регистрации права собственности на доли в жилом доме, прекращении права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Сивенцева А.Е. обратилась в суд с иском к Двиняниной А.А., Баталовой О.А. (до замужества имела фамилию «<***>») о признании недействительными записей о регистрации прав ответчиц на 1/6 доли в праве собственности на жилой дом (запись регистрации №***), прекращении права собственности на жилой дом по адресу: <*****> (далее – дом). Требования мотивированы следующим.
Истица состояла в зарегистрированном браке с С. который <дата> умер. После его смерти ответчицы приняли меры к оформлению наследственных прав на наследственное имущество, открывшееся после смерти С. состоящее из 1/2 доли земельного участка и жилого дома по указанному выше адресу.
Нотариусом г.Воткинска ответчицам выданы свидетельства на 1/6 доли жилого дома: <дата> – Двиняниной А.А., <дата> – Сальниковой О.А. <дата> ответчицы получили свидетельства о государственной регистрации права на указанные доли жилого дома, назначение: жилое, 2-этажный, общая площадь 233,7 кв.м.
В связи с тем, что на день смерти С. имел место лишь объект незавершенного строительства, права на который зарегистрированы не были, соответственно жилой дом не входил в состав наследственного имущества.
Решением Воткинского районного суда от 21 января 2013 г. выданные ответчицам свидетельства о праве на наследство по закону в части удостоверения прав доли жилого дома признаны недействительными. Решение суда вступило в законную силу.
Ответчики после вступления в законную силу решения суда, достоверно зная об отсутствии у них прав на указанные выше доли жилого дома, путем предоставления в регистрирующий орган свидетельств о праве на наследство по закону, признанных судом недействительным, <дата> зарегистрировали право на доли в праве собственности на жилой дом на себя, т.е. вновь незаконно приобрели право на чужое имущество, в размере 1/6 доли каждая, и, несмотря на состоявшееся решение суда, являются сособственниками жилого дома, который не входил в состав наследственного имущества после смерти С.
Истица в суде требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчицы в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителей Двинянина С.А. и Русанова Г.А.
В порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено по существу в отсутствие ответчиц.
Представители ответчиц – Двинянин С.А. и Русанов Г.А. в судебном заседании иск не признали, просили в иске отказать, возместить ответчицам расходы на оплату услуг представителя в размере <сумма> каждой, указали следующее.
После смерти С. ответчицы приняли наследство, состоящее из 1/6 долей земельного участка по адресу: <*****>. На день открытия наследства на данном земельном участке находился объект незавершенного строительства. К <дата> объект завершен строительством и поставлен на учет как объект завершенного строительства. На момент государственной регистрации прав ответчиц на домовладение ответчицы являлись сособственниками земельного участка, дом был достроен, поэтому орган регистрационного учета не мог отказать ответчицам в регистрации их прав на объект. Собственник земельного участка приобретает право собственности на недвижимое имущество, возведенное на нем. Решение суда вместе с другими документами было представлено в регистрационную палату. Истицей избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее также – Управление Росреестра по Удмуртской Республике) в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения истицы, ее представителя – Казакова Р.А., представителей ответчиц – Двинянина С.А., Русанова Г.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
С. приходится отцом Баталовой О.А. и Двиняниной А.А.
<дата>. С. заключил брак с Сивенцевой А.Е.
В период брака на основании договора купли-продажи от <дата> С. приобрел в собственность земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <*****>. Жилой дом был выполнен из бревен, полезная площадь дома составляла 30,4 кв.м, жилая площадь – 18,8 кв.м. <дата> договор и право собственности С. на указанное недвижимое имущество зарегистрированы в установленном законом порядке.
<дата> отделом архитектуры Администрации г.Воткинска С. выдано разрешение №***, которым разрешено строительство жилого кирпичного двухэтажного дома на принадлежащем ему земельном участке со сносом старого дома. В соответствии с данным разрешением произведен снос старого жилого дома и возведено новое строение.
<дата>. С. умер. На день смерти С. возведенное на земельном участке строение представляло объект незавершенного строительства. Строение имело следующие характеристики: назначение жилое, два этажа, дом выполнен из пеноблока и кирпича, внутренняя отделка, инженерная обеспеченность отсутствовали, общая площадь составляла 233,7 кв.м, степень готовности объекта – 77 %. Право собственности на указанный объект не было зарегистрировано.
Наследство, открывшееся после смерти С. в установленном законом порядке принято истицей и ответчицами.
<дата>. нотариусом г.Воткинска Б. выдано свидетельство о праве на наследство по закону (реестровый №***), которым удостоверено право наследования Двиняниной А.А. 1/3 доли имущества С. состоящего из 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, и находящегося на нем жилого дома, выполненного из пеноблока, общей площадью 233,7 кв.м. Аналогичные свидетельства на такую же долю имущества нотариусом выданы: <дата>. (реестровый №***) – Сальниковой О.А., <дата> (реестровый №***) – Сивенцевой А.Е. Также нотариусом <дата> Сивенцевой А.Е. выдано свидетельство о праве собственности (реестровый №***) на общее имущество супругов, приобретенное во время брака, состоящее из 1/2 доли указанных выше земельного участка и жилого дома (далее – свидетельства о праве на наследство по закону).
<дата>. произведена государственная регистрация права ответчиц по 1/6 доли за каждой в праве собственности на земельный участок и жилой дом, за каждой. В этот день Двиняниной А.А. выданы свидетельства о государственной регистрации права №*** и №*** соответственно, Сальниковой О.А. – свидетельства №*** и №*** соответственно.
Решением Воткинского районного суда от 21 января 2013 г. свидетельства о праве на наследство по закону в части удостоверения прав Двиняниной А.А. и Сальниковой О.А. на доли в праве собственности на жилой дом признаны недействительными (далее – решение суда от 21 января 2013 г.). Решение суда вступило в законную силу 1 марта 2013 г.
25 апреля 2013 г. Двинянин С.А., действуя от имени ответчиц, обратился в Воткинский отдел Управления Росреестра по Удмуртской Республике (далее – орган по государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) с заявлениями о регистрации права долевой собственности, по 1/6 доли в праве на жилой дом по адресу: <*****>, площадью 233,7 кв.м, за каждой.
К заявлению приложены документы, в том числе, решение суда от 21 января 2013 г., технический паспорт здания от <дата> №***, выполненный Воткинским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация». В порядке электронного взаимодействия филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике в Воткинский отдел Управления Росреестра по Удмуртской Республике представлен кадастровый паспорт здания от 29 апреля 2013 г.
Согласно указанным выше техническому и кадастровому паспортам здание по адресу: <*****> имеет инвентарный номер – №***, поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера – №***, является жилым домом, общей площадью 233,7 кв.м, год ввода в эксплуатацию – <дата>
<дата> произведена государственная регистрация прав ответчиц по 1/6 доли за каждой в праве собственности на жилой дом, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №***. В этот же день Двиняниной А.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права №***, Баталовой – свидетельство №***.
Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами, установлены вступившим в законную силу решением Воткинского районного суда от 21 января 2013 г. и сторонами не оспариваются.
Пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено, что ответчицы – наследники С. унаследовали от наследодателя по 1/6 доли каждая в праве собственности на земельный участок, на котором на момент открытия наследства находился объект незавершенного строительства со степенью готовности 77 %.
Права ответчиц на доли в праве собственности на земельный участок зарегистрированы в установленном законом порядке.
Предметом спора является не наследованное ответчицами недвижимое имущество (земельный участок и объект незавершенного строительства), а жилой дом, возведенный на земельном участке по адресу: <*****> после открытия наследства.
Земельный кодекс Российской Федерации основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (пункт 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21июля1997г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 1 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Федеральным законом № 122-ФЗ порядке.
Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание (пункт 4 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ в редакции, действующей на 14 мая 2013 г. – день регистрации прав ответчиц на доли в праве собственности на жилой дом).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (части 1 и 5 статьи 1, далее – Федеральный закон № 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, а также других сведений об объекте недвижимости, указанных в законе.
Таким образом, исходя из содержания указанных норм права, кадастровый учет осуществляется в отношении существующих объектов, обладающих признаками недвижимого имущества, имеющего уникальные характеристики, с целью последующей государственной регистрации прав на это имущество. С учетом регистрации ответчицами прав на земельный участок по адресу: <*****> в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ, ими для регистрации своих прав на дом до 1 марта 2015 г. в орган по государственной регистрации необходимо было представить кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства.
Как установлено в судебном заседании, порядок оформления прав на объект недвижимого имущества (дом) ответчицами соблюден. Так, дом возведен на принадлежащем ответчицам земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. В орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, был представлен кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства, подтверждающий факт создания такого объекта на указанном земельном участке и содержащий его описание, постановку его на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №***. Согласно кадастровому паспорту (составлен <дата>.) объект расположен по адресу: <*****>, является жилым домом, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) – <дата>, общая площадь – 233,7 кв.м.
О том, что дом завершен строительством, участвующими в деле лицами не оспаривается, подтверждается также объяснениями истицы о том, что после смерти С. она достроила дом, в настоящее время проживает в нем.
На основании изложенного, регистрация прав ответчиц на жилой дом, как законченный строительством объект, произведена в соответствии с действующим законодательством, является правомерной. Основания для признания недействительной записи о регистрации прав ответчиц на доли в праве собственности на жилой дом по обстоятельствам, изложенным истицей, не имеется.
Довод истицы об отсутствии у ответчиц прав на доли жилого дома основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку, как было указано выше, органом по государственной регистрации произведена регистрация прав ответчиц на существующий жилой дом, характеристики которого соответствуют кадастровому паспорту объекта. Права ответчиц на объект незавершенного строительства не могут быть зарегистрированы в связи с отсутствием такого объекта.
Таким образом, избранный истицей способ защиты – признание недействительными записей о регистрации права собственности на доли в жилом доме, прекращении права собственности на жилой дом, является ненадлежащим, не соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения.
Довод истицы о том, что после открытия наследства дом достроен ею личные средства, может быть предметом рассмотрения другого дела, возбужденного по иным требованиям, например, предъявленным в соответствии со статьями 245, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, иск необоснован и удовлетворению не подлежит.
В связи с рассмотрением дела ответчицами понесены расходы на оплату услуг представителей по <сумма> каждой. Несение расходов, их размер подтверждено документально. Ответчицами заявлены письменные ходатайства о возмещении указанных расходов.
Решение состоялось в пользу ответчиц.
С учетом изложенных обстоятельств и в соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК Российской Федерации суд считает необходимым взыскать с истицы в пользу ответчиц расходы на оплату услуг представителей по <сумма>, в пользу каждой. Такой размер расходов соответствует требованиям разумности.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Сивенцевой А.Е. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Сивенцевой А.Е. в пользу Двиняниной А.А., Баталовой О.А. судебные расходы по <сумма>, в пользу каждой.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 9 декабря 2013 г.
Судья А.В.Москалев