Решение по делу № 2-1751/2015 от 09.04.2015

Дело № 2-1751/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тверь                                     15 июня 2015 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Рязанцеве В. О.

при секретаре Рахмановой Ю. В.,

с участием

истца Курбанова Н. У.,

представителя истца Курбанова Н. У. – адвоката Шамкина В. А., действующего на основании ордера,

представителя ответчика МБОУ СОШ №34 – директора МБОУ СОШ №34 Панковой В. П., действующей на основании устава,

представителя третьего лица Управления образования администрации г. Твери – Никитиной Н. А., действующей на основании доверенности,

третьего лица Курбановой Н. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заволжского районного суда г. Твери гражданское дело по иску К.Н.У., действующего в интересах У.У.Н., У.Н.Н., к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №34» о признании приказа об исключении из списка учащихся недействительным и его отмене.

установил:

К.Н.У.., действующий в интересах несовершеннолетних действующего в интересах У.У.Н.., У.Н.Н., обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» в котором просил признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка учащихся У.У.Н., У.Н.Н.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в деле в порядке ч. 2 ст. 37 ГПК РФ привлечены несовершеннолетние У.У.Н., У.Н.Н., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление ФМС России по Тверской области.

Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена К.Н.Г..

В обоснование иска указано, что У.У.Н. – ученик <данные изъяты> класса, У.Н.Н. – ученик <данные изъяты> класса, приказом №9 по МБОУ «СОШ №34» исключены из списка учащихся.

Основанием для исключения послужило окончание срока действия разрешения на временное проживание.

К.Н.У.. обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление образования администрации г. Твери с заявлением о восстановлении детей в списках учащихся, на что был дан ответ, что дети будут восстановлены для обучения при наличии документов подтверждающих законность пребывания детей на территории Российской Федерации.

Полагает, что указанный приказ нарушает права детей, на образование установленные нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании в Российской Федерации».

В судебном заседании истец, его представитель поддержали заявленные требования, обосновав доводами изложенными в иске, дополнительно пояснили, что дети находятся на территории Российской Федерации совместно с родителями, которые имеют вид на жительство.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать, поддержала доводы изложенные в письменных возражениях, из которых следует, что граждане <данные изъяты> У.У.Н. и У.Н.Н. поступили в МБОУ СОШ № 34 из г. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, т. к. на тот момент имели разрешение на временное проживание (сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Основанием для зачисления являлось заявление родителей и копия документа, подтверждающего законность пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Образовательные учреждения г. Твери ДД.ММ.ГГГГ получили информационное письмо <данные изъяты> с просьбой провести мониторинг детей, учащихся в учреждении, правовой статус которых на территории Российской Федерации не урегулирован. В письме приведен анализ нормативно -правовой базы по данной категории учащихся и предупреждение, что в случае выявления нарушений миграционного законодательства, учебное учреждение будет привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч. 3. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

На момент проведения мониторинга У имели разрешение на временное проживание в Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ. Родители учащихся были предупреждены о необходимости своевременного продления права пребывания на территории Российской Федерации и информирования об этом школы.

Администрацией школы ДД.ММ.ГГГГ проведен повторный мониторинг детей, учащихся в нашей школе, являющихся иностранными гражданами. В ходе проверки выяснилось, что в личных делах граждан республики <адрес>У, учеников <данные изъяты> и <данные изъяты> классов отсутствовала информация о продлении срока законного пребывания на территории Российской Федерации.

Администрация школы обратилась к родителям учащихся с просьбой предоставить документальное подтверждение законности пребывания их детей на территории Российской Федерации, но подобные документы предоставлены не были.

Во исполнение запроса Министерства образования Тверской области Управление образования администрации города Твери ДД.ММ.ГГГГ обратилось к руководителям общеобразовательных учреждений с просьбой предоставить информацию об иностранных гражданах, обучающихся и работающих в учреждениях (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

На основании данного запроса администрация школы повторно обратилась к родителям с просьбой подтвердить законность нахождения их детей в Российской Федерации, на что истец предоставил копию вида на жительство в Российской Федерации на свое имя, в котором не содержалось сведений о его детях.

Истец ДД.ММ.ГГГГ был приглашен в школу для выяснения наличия документов, подтверждающих законность пребывания его детей на территории Российской Федерации, документы предоставлены не были, истец подтвердил факт отсутствия у его детей разрешения.

Действие нормативно-правовых актов, на которые ссылается истец, распространяется на иностранных граждан, законно проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28. Конвенции о правах ребенка «Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование». На момент отчисления из образовательного учреждения Урмонжоновы завершили обучение на уровне начального общего образования и обучались на уровнях основного и среднего общего образования соответственно.

Руководствуясь ч. 3, 4 ст. 18.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации администрация школа не могла продолжить обучение незаконно пребывающих на территории Российской Федерации граждан Узбекистана, о чем был проинформирован отец мальчиков. В связи с окончанием срока действия разрешения на временное проживание граждан республики <адрес> и отказом родителей предоставить документ, подтверждающий продление срока пребывания на территории Российской Федерации, Урманжоновы исключены из списка обучающихся МБОУ СОШ № 34, как незаконно находящиеся на территории Российской Федерации.

Администрация школы ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел УФМС России по Тверской области в Заволжском районе с просьбой разъяснить, было ли продлено разрешение на пребывание данных граждан на территории Российской Федерации и могут ли они продолжить обучение в учреждении.

В случае если родители У предоставят в МБОУ СОШ № 34 документ, подтверждающий законность пребывания их детей на территории Российской Федерации, они будут восстановлены в учебном учреждении.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации г. Твери Никитиной Н. А. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что директор школы неоднократно обращалась к родителям детей с просьбой предоставить сведения легального нахождения на территории Российской Федерации, со стороны руководства школы требования закона нарушены не были.

В судебном заседании третье лицо К.Н.Г. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель третьего лица УФМС России по Тверской области, привлеченные в порядке ч. 3 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетние У.У.Н., У.Н.Н. не явились, о рассмотрении гражданского дела извещены надлежащим образом.

Судом определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. ч. 1,2).

На территории Российской Федерации отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании в РФ»), который так же устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Положения вышеназванного Федерального закона гарантируют в Российской Федерации право каждого человека на образование, не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, так же гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч. ч. 1 - 3 ст. 5 Закона «Об образовании в РФ»).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются, в том числе создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства (п. 5 ч. 3 Закона «Об образовании в РФ»).

Иностранные граждане и лица без гражданства (далее - иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ч. ч. 1, 2 Закона «Об образовании в РФ»)

Судом установлено, что граждане <адрес>, несовершеннолетние У.У.Н., У.Н.Н. являлись учащимися МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» с ДД.ММ.ГГГГ

Факт законности принятия детей в указанное учебное заведение не оспаривается сторонами по делу и не является предметом настоящего спора.

Судом так же установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ по МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» У.У.Н. У.Н.Н. исключены из списка учащихся данного образовательного учреждения, как незаконно находящиеся на территории Российской Федерации, в связи с окончанием срока действия разрешения на временное проживания иностранных граждан.

Статьей 61 Закона «Об образовании в РФ» установлен перечень оснований для прекращения образовательных отношений:

в связи с получением образования (завершением обучения) (п. 1. ч. 1);

по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1. ч. 2);

по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию (п. 2 ч. 2);

по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 3. ч. 2).

Данный перечень является исчерпывающим.

Оспариваемый приказ не содержит оснований, установленных действующим законодательством, в связи с чем, его нельзя признать законным.

Доводы стороны ответчика, что приказ был издан в связи с рекомендациями <данные изъяты> проведения мониторинга детей, учащихся в учреждении, правовой статус которых на территории Российской Федерации не урегулирован, и возможном привлечении учебного заведения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Оспариваемый приказ является распорядительным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность со ссылкой на нарушение учащимися миграционного законодательства в то время, как функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти.

Администрация учебного учреждения не вправе давать оценку законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, и прекращать по указанным обстоятельствам образовательные отношения.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования настоящего иска законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования К.Н.У., действующего в интересах У.У.Н., У.Н.Н. - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ по муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №34» об исключении из списка учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34» учащегося <данные изъяты> класса У.У.Н., ДД.ММ.ГГГГ, учащегося <данные изъяты> класса У.Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня изготовления в окончательном виде.

Судья                                             В. О. Рязанцев

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1751/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Курбанов Н.У.
Другие
Управление образования администрации г.Твери
МОУ СОШ № 34 г.Твери
Суд
Заволжский районный суд г. Тверь
Дело на странице суда
zavolzhsky.twr.sudrf.ru
09.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2015Передача материалов судье
13.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.05.2015Предварительное судебное заседание
15.06.2015Судебное заседание
20.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2015Дело оформлено
10.05.2016Дело передано в архив
15.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее