АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-14271/2011
27 января 2012 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Чебоксары, пр. Мира, дом 90/1) к индивидуальному предпринимателю Матросову Игорю Владимировичу (г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, дом 32, кв. 107) о привлечении к административной ответственности,
при участии: представителя заявителя – начальника отдела Ядренкина О.В., по доверенности от 30.12.2011 №01-18/3666,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике, Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Матросова Игоря Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано неисполнением индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Так, в ходе проверки выявлено, что результаты проведения стажировки водителя Ильина А.В. оформлены формально, поскольку в документах не совпадает дата проведения стажировки и дата приема водителя на работу. Проверяющим не были представлены путевые листы на водителя Ильина А.В. для уточнения действительности проведения стажировки. Не соблюдается междусменный отдых водителя Ильина А.В., инструктаж по технике безопасности проводится и оформляется формально, поскольку, несмотря на наличие журнала учета инструктажа водителей по безопасности движения, отсутствуют инструкции для проведения инструктажей. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта также проводится ненадлежащим образом. Водитель Ильин А.В., работающий у Матросова И.В., не прошел обязательное обучение по 20-ти часовой программе повышения профессионального мастерства. Индивидуальным предпринимателем не соблюдается порядок хранения, выдачи и учета билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автотранспортом. По результатам проведенного административного расследования в отношении предпринимателя Матросова Игоря Владимировича Управлением составлен протокол от 26.12.2011 №000318.
С учетом изложенных обстоятельств Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя Матросова И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности и привел изложенные в заявлении доводы.
Несмотря на надлежащее извещение, индивидуальный предприниматель Матросов Игорь Владимирович в судебное заседание не явился, отзыв и какие-либо возражения по делу не представил, заявление не оспорил.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая отсутствие со стороны участников процесса возражений относительно рассмотрения дела по существу, судом определено завершить предварительное слушание и разрешить дело в первой инстанции.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Матросов Игорь Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.12.2008 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
На осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, 13.11.2008 предпринимателю Матросову И.В. выдана лицензия №АСС-21-011072 сроком действия до 13.11.2013.
В ходе проведенной УГАДН по Чувашской Республике проверки деятельности индивидуального предпринимателя Матросова И.В. выявлены допущенные последним нарушения лицензионных условий при осуществлении пассажирских перевозок.
Проверкой было установлено, что результаты проведения стажировки водителя Ильина А.В. оформляются формально, поскольку в документах не совпадает дата проведения стажировки и дата приема водителя на работу. Не были представлены путевые листы водителя Ильина А.В. для административного расследования действительности проведения стажировки.
Кроме этого индивидуальным предпринимателем Матросовым И.В. не обеспечивается контроль за соблюдением междусменного отдыха водителя Ильина А.В. Так, междусменный отдых водителя с 24 на 25 ноября 2011 года составил 11 час. 10 мин., при установленной приказом Минтранса России от 20.08.2004 №15 норме 12 часов.
Индивидуальным предпринимателем инструктаж по технике безопасности проводится и оформляется также формально. Так, несмотря на наличие журнала учета инструктажа водителей по безопасности движения, проверяющему лицу не представлены (отсутствуют) инструкции для проведения инструктажей.
Также ненадлежащим образом проводится техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Из журнала проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств усматривается, что 17.11.2011 проводилось ТО-1 с показанием спидометра 148 519 км, а по путевому листу от 17.11.2011 №145 показания спидометра составляют 152 240 37 км.
В нарушение требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Положения об обеспечении безопасности перевозок автобусами, утвержденными приказом Минтранса РФ от 08.01.1997, водитель Ильин А.В. не прошел обязательное обучение по 20-ти часовой программе повышения профессионального мастерства.
Индивидуальным предпринимателем не соблюдается порядок хранения, выдачи и учета билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автотранспортом.
По фактам обнаруженных недостатков и несоблюдения лицензионных условий в отношении индивидуального предпринимателя Матросова И.В. 26.12.2011 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В объяснениях, данных в день составления протокола, индивидуальным предпринимателем Матросовым И.В. не оспариваются факты допущенных им правонарушений (см. л.д. 10).
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным Федеральным законом и федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 данного закона.
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 названного Закона предусмотрено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона под лицензионными требованиями следует понимать совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензионными требованиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637, являются, в том числе:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 №2, установлено, что организация стажировки водителей и организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
В разделе 8 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.
Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество маршрутов, на которых одновременно может стажироваться водитель, составляет не более трех в зависимости от категории водителя и типа маршрута.
После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя
(пункт 3.2.4).
Из материалов дела видно, что Ильин А.В. принят на работу лишь 30.07.2011 и, следовательно, он не мог проходить стажировку 02.06.2011 и 03.06.2011.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 №2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, среди прочего, относится соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Согласно пунктам 9 - 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 №15 (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 №6094), при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, однако работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Пункт 25 указанного Положения устанавливает, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Матросовым И.В. не обеспечивается соблюдение режима труда и отдыха, поскольку междусменный отдых водителя Ильина А.В. с 24.11.2011 на 25.11.2011 составляет 11 час.10 мин., что подтверждается путевыми листами от 24.11.2011 №152 и от 25.11.2011 №153.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный; предрейсовый; периодический; сезонный; специальный.
Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается (пункт 1.3 Положения). Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия (пункт 1.4 Положения).
Пунктом 10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28, установлено, что работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами. При этом инструктажи проводятся по программам, разработанным с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда.
Вместе с тем, несмотря на наличие у индивидуального предпринимателя Матросова И.В. журнала учета инструктажа водителей по безопасности движения сами инструкции для проведения инструктажей по технике безопасности и по безопасности дорожного движения отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Статьей 18 Федерального закон «О безопасности дорожного движения» установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами
(пункт 3).
Индивидуальным предпринимателем Матросовым И.В. формально организован контроль за проведением технического обслуживания автотранспорта, поскольку согласно журналу учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств разница между показаниями спидометра 17.11.2011 и показаниями спидометра, указанными в путевом листе от 17.11.2011 №145, составляет 3 721 км. Кроме того, согласно журналу учета проведения технического обслуживания автобуса регистрационный знак А519РО 21 rus 09.12.2011 проводилось ТО-2, в то время как фактически автобус осуществлял перевозки пассажиров на линии, о чем свидетельствует путевой лист от 09.12.2011 №163. Доказательств надлежащего соблюдения требований по проведению технического обслуживания индивидуальным предпринимателем в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 №15 (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.1994 №554), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Пунктом 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 №2 (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.1997 №1302), установлено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
В разделе 2 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР №СВ-13/76 от 07.04.1980, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом №82-ц от 13.09.1983 Минавтотранса РСФСР. При этом по окончании обучения водителей по совершенствованию их профессионального мастерства выдавать свидетельства в установленной форме согласно приложению к указанному Положению.
Согласно ответу от 23.12.2011 №244 Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики водитель Ильин А.В. не проходил обучение по 20-ти часовой программе повышения профессионального мастерства и, соответственно, ему не выдавалась справка об этом.
В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).
Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.
Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.
Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.
Данные нормы индивидуальным предпринимателем также не соблюдаются, поскольку у него отсутствует документация по организации хранения, выдачи и учета билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, не производится снятие показаний номеров и серий билетов на контрольных пунктах маршрута.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что индивидуальный предприниматель Матросов И.В. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Названной нормой Кодекса предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Из материалов дела усматривается, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
С учетом конкретных обстоятельств дела и принимая во внимание, что индивидуальный предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, суд считает необходимым привлечение предпринимателя Матросова И.В. к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 – 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Матросова Игоря Владимировича, 27.03.1967 года рождения, уроженца г. Чебоксары Чувашской АССР, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и внесенного в ЕГРИП за ОГРН 308213030200195, ИНН – 212885115620, проживающего в г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, дом 32, кв. 107, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ
г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040040000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Индивидуальному предпринимателю Матросову Игорю Владимировичу представить в суд доказательства добровольной уплаты штрафа.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики–Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Т. Михайлов