Дело № 2-5175/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2016 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – ФИО5,
с участием истца – ФИО2,
представителя ответчика – ФИО6, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании необоснованным отказа в выплате компенсации за автомобиль, понуждении совершить определенные действия, третьи лица – Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», Министерство финансов Республики Крым,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании необоснованным отказа в выплате компенсации за автомобиль, понуждении совершить определенные действия. Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом II группы, на основании заключения Республиканской медико-социальной экспертной комиссии АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ он состоял в очереди в Министерстве труда и социальной защиты населения для получения автомобиля. Постановлением Совета ФИО3 Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выплаты компенсации инвалидам, состоявшим в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым в очереди для получения автомобиля. В соответствии с данным Порядком истец обратился к ответчику с заявлением на получение данного вида компенсации и получил отказ со ссылкой на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он отсутствовал на учете для получения автомобиля. Считает такой отказ необоснованным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он проходил медицинское переосвидетельствование в МСЭК, ему была назначена 2 группа инвалидности, бессрочно. О необходимости какого-либо дополнительного осмотра по поводу медицинских показаний для обеспечения автомобилем ни МСЭК, ни органами социальной защиты населения в дальнейшем он проинформирован не был. При таких обстоятельствах просил признать необоснованным отказ ответчика в выплате ему компенсации и обязать его произвести положенную ему компенсацию на получение автомобиля.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Республики Крым.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Пояснил, что в связи с ранением, полученным в период выполнения интернационального долга, имеет инвалидность, которую раз в три года продлевал. В 2011 году ему была установлена II группа инвалидности сроком до 2014 года. Кроме того, в 2011 году в Управлении труда и социальной защиты населения он был поставлен на учет на право получения автомобиля с ручным управлением. В 2014 году повторно проходил медицинское переосвидетельствование для установления группы инвалидности. О том, что необходимо повторно пройти освидетельствование с целью автопротезирования, ему никто не сообщил. Выписка из акта осмотра МСЭК по определению медицинских показаний для обеспечения автомобилем в 2011 году, когда было принято заключение о наличии у него такого права, на руки ему не выдавалась, в связи с чем сведений о том, что данное заключение имело срок действия до августа 2014 года, у него не было. Полагает, что о необходимости повторного переосвидетельствования для получения автомобиля в 2014 году ему должен был сообщить МСЭК или орган социальной защиты населения. Поскольку он не был в этом проинформирован, но право на получение автомобилем у него имелось, полагает, что ему должна быть выплачена компенсация на получение автомобиля.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований и пояснил, что в соответствии с постановлением Совета ФИО3 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка выплаты компенсации инвалидам, состоявшим в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым в очереди для получения автомобиля» право на получение компенсации имеют инвалиды из числа состоявших на учете в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым для обеспечения легковыми автомобилями бесплатно или на льготных условиях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия выписки из акта освидетельствования МСЭК истца по определению у него медицинских показаний для обеспечения автомобилем от ДД.ММ.ГГГГ № истец в августе 2014 года. Документа о медицинском переосвидетельствовании на определение медицинских показаний для обеспечения истца автомобилем в орган труда и социальной защиты населения в Министерство не поступало. При прохождении переосвидетельствования по инвалидности в 2014 году истцу необходимо было сообщить в Республиканскую медико-социальную экспертную комиссию о наличии у него показаний для обеспечения автомобилем и о необходимости переосвидетельствования для обеспечения автомобилем. К полномочиям Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и органов труда и социальной защиты населения не относится информирование граждан о необходимости проходить переосвидетельствование для обеспечения автомобилем. На основании изложенного, просил в иске отказать.
Представители третьего лица Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явились, согласно поданным ранее письменным пояснениям, в 2014 году в Республиканскую МСЭК № документы ФИО2 с целью автопротезирования не поступали, в связи с чем такой вопрос повторно не рассматривался.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседании извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.
Судом установлено, что истец ФИО2 является инвалидом II группы бессрочно на основании заключения МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ранением, полученным при выполнении воинской службы; имеет право на льготы, установленные законодательством ФИО1, действовавшим на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для ветеранов войны – инвалидов войны (л.д.6, 34).
Заключением Республиканской медико-социальной экспертной комиссии АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 имеет показания к обеспечению автомобилем с ручным управлением (л.д.7).
Постановлением Совета ФИО3 Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выплаты компенсации инвалидам, состоявшим в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым в очереди для получения автомобиля.
Истец обратился к ответчику с заявлением на получение данного вида компенсации, но получил отказ, мотивированный тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он отсутствовал на учете для получения автомобиля.
Разрешая спор, суд руководствуется следующим.
В соответствии с Государственной программой Республики Крым «Социальная поддержка граждан Республики Крым на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Совета ФИО3 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ Советом ФИО3 Республики Крым принято Постановление № «Об утверждении Порядка выплаты компенсации инвалидам, состоявшим в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым в очереди для получения автомобиля», которым определен механизм осуществления выплаты компенсации инвалидам, состоявшим в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым в очереди для получения автомобиля.
Согласно п.п. 2.1 п.2 данного Порядка право на компенсацию имеют инвалиды из числа состоявших на учете в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым для обеспечения легковыми автомобилями бесплатно или на льготных условиях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: инвалидам войны, статус которым был установлен в соответствии с законодательством, действовавшем на территории Республики Крым на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной (защиты) поддержки, а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» право на получение мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с ДД.ММ.ГГГГ в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.12 указанного Закона, проведение медико-социальной экспертизы граждан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, прохождение истцом медицинского переосвидетельствования по инвалидности в 2014 году осуществлялось на основании законодательства ФИО1.
Положением «О медико-социальной экспертизе», утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, определена процедура проведения медико-социальной экспертизы больным, достигшим совершеннолетия, потерпевшим от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, инвалидам с целью выявления степени ограничения жизнедеятельности, причины, время наступления, группа инвалидности, а также компенсаторно-адаптационных возможностей лица, реализация которых содействует медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, трудовой, физкультурно-спортивной, физической, социальной и психологической реабилитации.
В соответствии с п.11 указанного Положения городские, межрайонные комиссии:
определяют медицинские показания на право получения инвалидами специального автотранспорта и противопоказания к управлению им.
Пунктом 24 Положения установлено, что Комиссия выдает лицу, которое признано инвалидом или в отношении которого установлен факт утраты профессиональной трудоспособности, справку и индивидуальную программу реабилитации и направляет в трехдневный срок выписку из акта осмотра комиссии органу, в котором инвалид находится на учете как получатель пенсии или государственной социальной помощи и вместе с индивидуальной программой реабилитации – органу, осуществляющему общеобязательное государственное социальное страхование, выписку из акта осмотра комиссии о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности и потребности в предоставлении дополнительных видов помощи.
Копия индивидуальной программы реабилитации направляется также лечебно-профилактическому учреждению и органу труда и социальной защиты населения по месту проживания инвалида.
Выдача лицу, которое признано инвалидом или в отношении которого установлен факт утраты профессиональной трудоспособности, выписку из акта осмотра комиссии на руки запрещается.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что МСЭК, как орган, на который в соответствии с возложенными на него полномочиями, после прохождения ФИО2 медицинского переосвидетельствования на инвалидность, должен был принять соответствующие меры для прохождения им переосвидетельствования для обеспечения автомобилем, однако от выполнения своей обязанности уклонился.
Введение компенсационного механизма, по мнению суда, должно обеспечить сохранение достигнутого уровня социальной защиты инвалидов, в связи с чем, учитывая, что истец, получивший в 2011 году право на обеспечение автомобилем с ручным управлением, данное право в 2014 году не утратил, сам по себе факт отсутствия его на учете в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым на его получение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не может быть основанием для лишения имевшегося у него ранее права на получение в пользование транспортного средства без предоставления компенсации, предусмотренной Постановлением Совета ФИО3 Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из того, что реализация права истца на получение компенсации зависела от нахождения его на учете в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отказ ответчика в выплате ему компенсации являлся законным, в связи с чем оснований для признания действий ответчика незаконными суд не усматривает.
Вместе с тем, установив право истца на получение компенсации, суд приходит к выводу о необходимости понуждения Министерство труда и социальной защиты Республики Крым обеспечить истцу выплату компенсации.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.